Автоматизация операционного учета в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.
Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.

Работа состоит из  1 файл

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ.doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сложность и  динамичность современных экономических  взаимоотношений требуют от банков внедрения эффективных и гибких к рыночным условиям систем управления банком, которые обеспечивали бы возможность оперативного реагирования на изменения в экономической среде и учитывали существующие структурные особенности.

В последние  годы в банках РФ значительное внимание уделяют усовершенствованию именно системы бухгалтерского учета, одним из направлений которого является разработка теоретических основ и механизмов практического внедрения учетной политики и эффективной операционной работы в банке. Стратегия реформирования системы бухгалтерского учета предусматривает применение международных стандартов финансовой отчетности, поэтому максимальная интеграция и приведение учета общепринятым в международной практике принципов является необходимым условием активного сотрудничества с зарубежными странами и расширения внешнеэкономических связей.

Актуальность  темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.

Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.

Однако на практике этот процесс происходит достаточно медленно, учетная политика еще не стала средством оперативного реагирования на факторы внешней и внутренней среды, а операционная работа требует существенных изменений и усовершенствований, потому что не обеспечивает требований эффективной работы банка. На сегодняшний день указанная проблема разработана недостаточно.

Изучением проблемных вопросов по организации учетно-операционной работы в коммерческих банках занимались такие зарубежные ученые, как: Ж. Бурнисьен, Ж. Савари, И. Шер, А. Шмаленбах, X. Андерсон, Р. Энтони, Д. Колдуэлл, Б. Нидлз и  Дж. Рис, Е.С. Хендриксен и др.

Среди отечественных  ученых необходимо отметить работы А.С. Бакаева, П.С. Безруких, С.А. Николаева, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, Я.В. Соколов, Л.З. Шнейдман.

Развитие и  надежность банковской системы РФ в сложившихся экономических условиях во многом зависит от эффективной сформированной учетно-операционной работы, что позволяет уменьшать операционные риски  банка и способствовать росту имиджа национальной банковской сферы и уровню доверия к ней.

Целью дипломной работы является исследование теоретико-методических основ и практических аспектов организации автоматизации операционного учета в банке.

Для достижения поставленной цели определены следующие  основные задачи:

– исследовать теоретические основы и принципы организации операционной работы в банках;

– рассмотреть основные аспекты построения учетно-операционного аппарата в банке;

– раскрыть основные требования к автоматизированным технологиям в банковской деятельности;

– рассмотреть вопрос нормативно-законодательного регулирования организации учетно-операционной работы в банке;

– охарактеризовать особенности организации учетно-операционной работы в банке «А»;

– рассмотреть основные аспекты построения учетно-операционного аппарата банка «А»;

– разработать и обосновать предложения по повышению эффективности операционной работы в банках на основе автоматизации.

Объектом данной работы являются процессы организации автоматизации операционной работы в банке «А».

Предметом дипломной работы является совокупность теоретических, методических и практических аспектов организации автоматизации операционной работы в банках.

Методическую  и теоретическую основу дипломной работы составляют действующая нормативная база по вопросам банковской деятельности, научные труды и специальная литература отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы научно-практических конференций, материалы органов статистики и Банка России по деятельности банков.

При исследовании теоретических аспектов учетной  политики и операционной работы банка  использовались методы абстрагирования, индукции и дедукции, с помощью которых определены общие тенденции развития учетной политики.

Применяя системный  подход, методы анализа и синтеза, экспертных оценок, которые использовались при изучении целесообразности внедрения  отдельных методик учета, доказано, что учетная политика занимает значительное место в системе управления субъекта предпринимательской деятельности.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ

1.1 Сущность  и структура операционной работы банка

 

Развитие рыночных отношений требует от банков оперативного реагирования на изменения, происходящие как снаружи так и внутри, поэтому  правильное построение и организация  операционной работы в банке является методом повышения эффективности  работы банка.

В международной  практике существуют некоторые разногласия  по организации операционной работы в банке. Все зависит от особенностей выбранной модели учета.

Например, в  таких странах как Великобритания, США, Канада учет ориентирован прежде всего на потребности инвесторов и кредиторов. В странах Европейского Союза учет ориентирован на государственные интересы налогообложения и макроэкономическое планирование общественных ресурсов. В странах Латинской Америки применяют модель учета, ориентированную на налоговые государственные интересы.

Обобщая различные  подходы, можно выделить основные факторы, влияющие на содержание учетно-операционной работы в банке в той или  иной стране: избранная государственная  политика по организации бухгалтерского учета; тип кредиторов и инвесторов, участие инвесторов в управлении бизнесом развитость финансового рынка и рынка ценных бумаг, участие в международном бизнесе, а также внутренние правила, методы, процедуры и стратегия банка.

Рассматривая операционную деятельность, исходя из отечественной практики, выделяют следующие ее особенности:

– отражение банковских операций в учете в день их совершения;

– ежедневный баланс;

– полная компьютеризация учета.

Бухгалтерская работа в банках в зависимости  от ее содержания делится на операционную и учетную. Учетно-операционная работа является синергией этих двух понятий. Учетно-операционная работа - это совокупность процессов, связанных с оформлением документации по банковским операциям, ведением бухгалтерского учета и контролем за его полнотой и достоверностью

Учетная работа в банке предусматривает ведение  бухгалтерского учета в автоматизированном режиме на основе мемориально-ордерной формы счетоводства с использованием информационных компьютерных технологий.

В составе учетной  работы можно выделить следующие основные виды: ведение учета по внутрибанковским операциям, контроль за регистрацией всех совершенных банковских операций; проверка правильности и достоверности регистров аналитического и синтетического учета, полученных в процессе компьютерной обработки данных, введенных по документам; сверка и подтверждение данных аналитического и синтетического учета путем составления ежедневного баланса, подготовка и составление форм финансовой и другой отчетности банков, формирование архивных папок документов .

Учетная работа банка осуществляется с использованием подсистемы «Операционный день банка» (ОДБ), что позволяет уменьшить  количество процедур ручной обработки  информации, снизить затраты времени  на обработку учетной информации, повысить оперативность получения отчетных данных.

В подсистеме «Операционный  день банка» обработка учетной информации осуществляется одним и тем же учетным циклом. Учетный цикл - это  совокупность последовательных этапов, выполняемых начиная с банковской операции, обработки информации в учетной системе к составлению финансовой отчетности (годовой или промежуточной) рис.1.1.

 

 

Этапы учетного цикла

(1)

     

Подготовка  порверочного баланса после закрытия счетов

(9)

 

Запись операций в журнал

(2)

 

Закрытие счетов и записи в журнале и главной книге

(8)

 

Разноска операций в главной книге

(3)

     

Подготовка  финансовй отчетности

(7)

 

Проверочный баланс

(4)

 

Трансформация проверочного баланса

(6)

 

Трансформационные записи

(5)


Рис.1.1 - Этапы  учетного цикла

Первый этап - проверка ответственным исполнителем правильности отражения операции в системе двойной записи.

Второй этап - введение бухгалтерской проводки с документа или отдельного мемориального  ордера в компьютерную систему.

Третий этап - в автоматическом режиме операции разносятся по бухгалтерским счетам.

Четвертый этап - подготовка предварительного проверочного баланса для проверки правильности отражения банковских операций по бухгалтерским  счетам.

Пятый этап - исправление  ошибочных записей, обнаруженных в  процессе составления проверочного баланса. Ошибки должны исправляться немедленно после их выявления. Исправление ошибок должно сопровождаться надписью «Исправлено» и заверяться подписью лиц, подписавших этот документ с указанием даты исправления.

Шестой этап - подготовка к сдаче финансовой отчетности, выполнение регулирующих проводок, сверка данных аналитического и синтетического учета, исправление допущенных ошибок.

Седьмой этап - составление отчета о прибылях и  убытках банка (ежеквартального  и годового).

Восьмой этап-выполнение заключительных проводок, закрытие временных счетов, открытие счета «Результат текущего года», суммирование остатков по каждому бухгалтерскому счету.

Девятый этап-составление  предварительного проверочного (пробного) баланса и составления на его основе отчетного баланса и балансового отчета.

Важным элементом  учетной работы банка является составление  учетной политики банка, как инструмента, что способствует созданию гармонизированной  финансовой информации относительно финансового  состояния, результатов деятельности и движения денежных средств банковского учреждения. Согласно Положению «Об организации бухгалтерского учета и отчетности в банковских учреждениях Украины», утвержденного Постановлением Правления НБУ от 30.12.98 № 566, учетная политика - совокупность определенных в рамках действующего законодательства принципов, методов и процедур, используемых банком для составления и представления финансовой отчетности .

Законодательно  закреплено: каждый банк самостоятельно должен разрабатывать учетную политику. Положение об учетной политике должно утверждаться приказом руководителя до начала нового календарного года. Учетная политика является внутренним документом и должна быть доведена до сведения всех филиалов и подразделений банка.

Операционная деятельность банка - это совокупность технологических процессов, связанных с документированием информации по операциям банка, проведением их регистрации в соответствующих регистрах, проверкой, выверкой и осуществлением контроля за операционными рисками.

Операционная работа заключается в обслуживании клиентов и проверке и обработке документов, являющихся основанием для проведения и отражения операции по бухгалтерским счетам. Она предусматривает следующие этапы:

– проверка законности сделки;

– проверка правильности оформления документа;

– проверка правильности отражения бухгалтерской проводки и подготовка документа для его проведения по бухгалтерскому учету;

– проверка возможности осуществления операции (проверяется наличие денег на счете и др..)

– передача документа для компьютерной обработки.

Процедура по каждой операции должна базироваться на таких  принципах, как наличие разрешения записи, контроля и обязательно включать следующие составляющие: описание операции, распределение полномочий между  исполнителями операции; установление ответственных лиц, ее осуществляющих; документирование информации по операции, меры внутреннего контроля за проведением операции и другие составляющие, определенные банком.

Информация о работе Автоматизация операционного учета в банке