Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ формирования и управления организационной структурой банка.
Объект исследования – организационная структура банка, предмет – формирование и управление организационной структурой банка.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Выбор структуры банка с.6
1.1. Принципы организационного строения банка с.6
1.2. Основы построения организационной структуры банка с.9
1.3. Корпоративные матричные структуры с.17
Глава 2. Управление организационной структурой банка с.27
2.1. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи с.27
2.2. Система управления банком с.34
2.3. Управленческая структура банка с.44
Заключение с.50
Список литературы с.52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (организация деятельности комм.банков).doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

      - управление внутреннего контроля;

      - валютное управление;

      - правовое управление;

      - кредитное управление;

      - управление инвестиций;

      - управление ценных бумаг и финансовых услуг банка;

      - управление маркетинга;

      - управление по работе с филиальной сетью банка;

      - управление охраны и собственной безопасности банка;

      - административно-хозяйственное управление;

      - планово-экономическое управление.

      Условно все эти подразделения и службы можно объединить в пять блоков.

      Первый  блок — блок общих вопросов управления банком включает подразделения планирования и прогнозирования деятельности банков. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, пополнять ресурсами, выполнять требования Центрального банка РФ по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.)- Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического у правления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формирование уставного капитала, планирование деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическое обеспечение. Управление финансами может быть выделено в самостоятельное управление.

      Второй  блок - охватывает организацию различных видов банковских услуг (кредитование, инвестирование, валютные, трастовые, другие активные операции). Сюда входит все, что связано с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Этот блок является центральным звеном деятельности банка, где зарабатываются его доходы. Сюда входят: кредитное управление, операционное управление, управление по операциям с ценными бумагами, управление по валютным операциям и т. д.

      Кредитное управление концентрирует всю работу по формированию кредитного портфеля, кредитованию клиентов, контролю за обеспеченностью ссуд, контролю кредитной деятельности филиалов, анализу кредитных операций и их методическому обеспечению. Первоначально в отделе формирования кредитного портфеля рассматриваются заявки на получение кредитов, включая экспертизу контрактов, технико-экономических обоснований, анализ финансового состояния заемщиков, их уставных документов. Здесь же готовятся предложения на кредитный комитет банка для рассмотрения вопросов о выдаче крупных ссуд, изучаются предложения по предоставлению банковских гарантий, анализируется состояние и разрабатываются рекомендации по оптимизации структуры кредитного портфеля.

      В кредитном отделе сосредоточено  оформление кредитных договоров и подготовка распоряжений операционному управлению по выдаче или погашению ссуд, контроль за своевременным погашением долга и причитающихся процентов, оформление дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, проводится систематический анализ финансового положения заемщика, разрабатываются и принимаются меры по досрочному взысканию ссудной задолженности, ежемесячно представляется отчетность о состоянии кредитов и уплаченных процентах. Работники данного отдела дают рекомендации по оптимизации структуры кредитных вложений, внедряют новые формы и методы кредитования клиентов.

      В отделе контроля за обеспеченностью кредитов происходит оформление договоров залога и залоговых обязательств, осуществляется контроль за состоянием ценностей, принятых в залог, проводятся мероприятия по возврату длительной просроченной задолженности, готовятся предложения по списанию безнадежных долгов, совершенствованию механизма погашения просроченных ссуд.

      Отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка осуществляет надзор за соблюдением  данными подразделениями установленных  лимитов, рассматривает их заявки на лимиты, возможность их превышения, проводит анализ, проверку состояния кредитной работы филиалов, готовит предложения по ее совершенствованию.

      В составе кредитного управления может  функционировать отдел методологии  и анализа, В его задачу входят разработка нормативных документов, регламентирующих кредитную деятельность банка, подготовка квартальных и годовых отчетов о данных операциях, анализ конъюнктуры кредитного рынка, динамика процентных ставок, внесение рекомендаций по совершенствованию структуры кредитных вложения и процентных ставок. Данная работа банка обычно может быть сосредоточена и в планово-экономическом управлении банка, где наряду с методическим обеспечением кредитной деятельности может быть организована работа по всем основным направлениям банковской деятельности.

      В состав кредитного управления банка  часто включают отдел ресурсов, привлекаемых для осуществления активных операций. С учетом конкретных условий данное подразделение банка может быть выделено в самостоятельное управление. В депозитных банках такое управление является основополагающим.

      Среди банковских услуг заметное место  занимают расчетные операции, за выполнение которых банки получают комиссионное вознаграждение.

      Организует  работу банка в сфере безналичных  расчетов операционное управление, которое осуществляет полное обслуживание по расчетным, текущим и ссудным счетам клиентов, а также операции по другим банковским счетам.

      Основной  функцией операционного управления является обслуживание клиентов, заключающееся в приеме от предприятий, организаций и отдельных лиц платежных документов на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков и последующем зачислении по ним денег на счета клиентов; проведении операций по аккредитивам, консультировании клиентов по вопросам правильного заполнения платежных документов, по тем или иным формам расчетов.

      В составе банка находится и  управление по операциям банка с  ценными бумагами. Данное управление осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, позволяя банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение.

      В качестве самостоятельного звена аппарата управления может выступать управление валютных операций. Статистика однако свидетельствует о том, что далеко не все российские коммерческие банки имеют в своем составе валютный отдел. Это связано с тем, что ряд российских коммерческих банков до сих пор не имеет права на осуществление операций в иностранной валюте.

      Третий  блок - призван обеспечить учет внутрибанковских расходов, учет собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный финансовой блок входят такие управления, как бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений, кассовое управление. В некоторых случаях к данному блоку относят и подразделения инкассации у тех банков, которые имеют разрешение на сбор наличных денег

      Четвертый блок — блок автоматизации также является обязательным элементом структуры коммерческого банка. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят через современный банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических средств. Данный блок является техническим, обеспечивающим электронную обработку данных.

      Пятый блок - получил название административного. В его состав, прежде всего входит отдел управления персоналом банка, который обеспечивает набор сотрудников, повышение квалификации работников кредитного учреждения, прием, продвижение по службе и увольнение персонала. В условиях межбанковской конкуренции формирование персонала высокого уровня является неотъемлемой частью стратегии банка как коммерческого предприятия. К данному блоку относят и такие подразделения, как секретариат, канцелярия, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его хозяйственные и социальные потребности.

 

Заключение

     Итак, банк – это единая взаимосвязанная и сложная система. Она требует определенного корректного и современного управления, для того чтобы конкурировать с другими развивающимися системами. Поэтому необходимо обратить особое внимание на принципы банковского менеджмента. В настоящее время от этого, от культуры и системы управления слишком многое зависит в деятельности банков.

     Для эффективного управления коммерческим банком целесообразно выделять внутренние и внешние подразделения, составляющие необходимые элементы его организационной структуры (организационного построения), взаимодействие между которыми при надлежащем управлении обеспечивает процесс функционирования и развития банка как единой системы. К внутренним подразделениям банков относятся департаменты, управления, отделы и т.п. организационные образования, к внешним – дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, пункты обмена иностранной валюты, представительства (бюро, агентства) и некоторые другие.

     В ряде документов Банка России представительства  и филиалы банка именуются  его обособленными подразделениями, что еще как-то можно понять, тогда  как дополнительные офисы и иные перечисленные выше подразделения – внутренними структурными подразделениями, что уже объяснить едва ли возможно.

     От  организационной структуры банка  следует отличать структуру управления банком. К звеньям последней относятся  общебанковские органы управления (общее  собрание участников, правление и др.) и руководители всех подразделений (внутренних и внешних).

     Центральный банк почти никак не регламентирует процессы проектирования банками своих  организационных структур и структур управления, требуя только, чтобы в  учредительных документах каждого банка содержались сведения о составе, месте нахождения органов управления банком и его обособленных подразделений, порядке их образования, об их полномочиях и порядке принятия ими решений.

     Правильно выбранная внутренняя организационная  структура, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися обстоятельствами – важные, строго обязательные условия реализации банком своей стратегии и планов, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

     Организационные структуры внутреннего построения банка с определенной долей условности делятся на две большие группы: классические и адаптивные.

     К классическим (традиционным) формам организационного построения банков относятся: функциональные подразделения и службы; дивизиональные подразделения и службы.

     Модель  организационного построения каждого  конкретного банка – это уникальное (за редким исключением) сочетание названных выше форм подразделений, зависящее как от реальных условий их функционирования, так и от многих привходящих обстоятельств. Так, банки различаются между собой по размеру, уровню специализации, обслуживаемой клиентуре, структуре пассивов и многими другими характеристиками. Различные требования предъявляются и к их организационному построению. Разные цели и задачи развития банка, принятые в нем принципы управления и намерения внести в них изменения, планы корректировки специализации и многие другие причины в свою очередь могут ставить дилеммы в выборе вариантов организационных, структур. Невозможно создать идеальную банковскую структуру, максимально удовлетворяющую всем возможным требованиям. В определенном смысле организационная структура банка всегда компромиссна.

 

Список литературы

  1. Архипова С.В. Менеджмент в коммерческих банках в условиях российской экономики. М., 2008
  2. Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор. СПб., 1999
  3. Брасс А.А. Основы менеджмента. М., 2009
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М., 2007
  5. Джонсон Р. и др. Система руководства. М., 2001
  6. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. М., 2007
  7. Киселев В.В. Управление банковским капиталом (теория и практика). М., 2008
  8. Кохно П.А. Менеджмент. М., 2003
  9. Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. М., 2000
  10. Масленчиков Ю.С. Технология и организация работы банка. М., 2009
  11. Мескон MX., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М., 2000
  12. Миллер Дж. Организационное поведение. М., 2003
  13. Мильнер Б.З. Теория организаций: Учебник. М., 2005
  14. Организация производством и управление предприятием: Учебник / Под ред. О.Г. Туровца. М., 2005
  15. Основы банковского менеджмента: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. О.И.Лаврушина. М., 2007
  16. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М., 2000
  17. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991
  18. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М., 2007
  19. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Нововведения в банковском бизнесе России. М., 2008
  20. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М., 2009
  21. Шкаринова А.Э. Банковский менеджмент: (Некоторые аспекты). М., 2006

Информация о работе Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка