Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ формирования и управления организационной структурой банка.
Объект исследования – организационная структура банка, предмет – формирование и управление организационной структурой банка.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Выбор структуры банка с.6
1.1. Принципы организационного строения банка с.6
1.2. Основы построения организационной структуры банка с.9
1.3. Корпоративные матричные структуры с.17
Глава 2. Управление организационной структурой банка с.27
2.1. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи с.27
2.2. Система управления банком с.34
2.3. Управленческая структура банка с.44
Заключение с.50
Список литературы с.52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (организация деятельности комм.банков).doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

     Корпоративная организация – это относительно обособленная социальная группа со своими нормами и принципами, связанная положением в обществе и специфическими интересами, целями своей деятельности. В корпоративной ориентации достаточно централизованное и авторитарное руководство, обладающее определенной монополией на ресурсы и информацию. Как правило, доступ в корпоративную организацию ограничен. Чаще всего приоритет в целях отдается организации, чем индивиду. Естественно, у индивида могут быть свои, личные интересы и цели, отличные от интересов и целей организации, но он сознательно идет на компромисс ради поддержания своего существования или по другим мотивам. Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. В этой связи она «всегда права». Если работник в чем-то принципиально не согласен с организацией, борьба за свое мнение нередко заканчивается его уходом. Борьба «за сторонников» в корпоративной организации больше развивает у руководителя политические способности, чем профессиональные и деловые навыки и умения. Кроме того, доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуется послушание и исполнительность, игнорируется критика.

     Противоположной моделью является индивидуалистская организация. Ее отличает сочетание конкуренции и кооперации в деятельности сотрудников, наличие децентрализованных структур с центрами прибыли, действительное участие работников в управлении, открытые деловые коммуникации. В такой организации все подчинено интересам человека. Учитываются его мотивированность, способности, под человека ищется или создается работа. Принятие решений в таких организациях строится по принципу «права вето», т.е. решение не принимается, если против него выступает меньшая часть сотрудников. Преобладает лояльность своим убеждениям, а не «мундиру». Естественно, что применение на практике этих подходов требует наличия в организации соответствующей культуры.

     Ориентируясь  на сегодняшний уровень взаимодействия между банковской организацией и  служащими банка, мы находим больше признаков, позволяющих отнести  банковское учреждение к корпоративному типу организации, чем к индивидуалистскому. Во-первых, банк – это закрытая организация и тайны банка даже внутри него не сразу становятся понятны. Во-вторых, специфика банковской деятельности предполагает монополию и стандартизацию внутри замкнутых сообществ, организованных по профессиональному или иерархическому принципу, например, сообществ вице-президентов, директоров управлений, управляющих, начальников отделов или дилеров, экономистов, кредитовщиков, кадровиков и т.п. В-третьих, в банке зачастую его интересы превалируют над интересами работников. Возможны также ложная солидарность, квазипатриотизм, двойная мораль в поведении – впрочем, все эти признаки можно соотнести не только с банковской организацией. Мы же рассматриваем их для того, чтобы прояснить критерии построения структуры эффективного банковского учреждения.

     В настоящее время многообразие в  области построения управленческих структур проявляется в полной мере. Мы рассмотрели основные характеристики структур банковской организации, зафиксировав необходимость изменения от механистической, дивизиональной и корпоративной структуры банка к более эффективной органической, матричной, индивидуалистской. Вместе с тем понятно, что в рамках одной работы рассмотреть и перечислить все комбинации возможных структур нельзя. Поэтому для каждого банковского учреждения необходимо искать свои решающие правила, алгоритм поведения на рынке финансовых услуг. Следует также посмотреть аналогии и схемы, которые были применены в других банках, фирмах, в другое время. Но даже заимствуя опыт других организаций, необходимо понимать, что готового решения все равно нет. Его нужно создавать, пользуясь известными алгоритмами и примерами в рамках специальной процедуры организационного развития. 

 

Глава 2. Управление организационной структурой банка

2.1. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи 

     Специализация внутри банковской структуры обусловливает  специализацию банковских подразделений  и четкое распределение между  ними функций. Для этого должны быть приняты решения по таким вопросам, как определение степени специализации и оптимального масштаба управляемости, установление связей и уровней иерархии, распределение прав и обязанностей, а также установление пропорции между степенью централизации и децентрализации, дифференциации и интеграции.

     Итак, задачи структурных подразделений  банка определяются исходя из функций  банковского учреждения.

     Рассмотрим  в качестве примера задач структурных  подразделений типовое Положение  об экономическом отделе банка.

     Первый  раздел содержит общие положения, в нем указывается, что данный отдел является структурным подразделением банка, действует в соответствии с настоящим Положением и, руководствуется в своей работе действующим законодательством Российской Федерации, Уставом банка, приказами, инструкциями и указаниями вышестоящих организаций.

     Второй  раздел включает основные задачи отдела. Например, для экономического отдела такими задачами являются:

     - прогнозирование состояния рынка банковских услуг и использование прогнозов в работе (при отсутствии отдела маркетинга);

     - анализ состава и структуры затрат, производимых банком;

     - анализ эффективности управления ресурсами банка с целью укрепления финансового состояния банка и принятие необходимых мер, направленных на увеличение дохода и прибыли;

     - осуществление контроля за выполнением показателей бизнес-плана и принятие необходимых мер по их выполнению;

     - составление плановых заданий и контроль за их выполнением;

     - определение рентабельности банка в сравнении с другими банками;

     - анализ прибыли, формирование фондов экономического стимулирования и их использования;

     - организация штатной дисциплины;

     - осуществление контроля за правильностью исчисления налогов, сборов и других обязательных платежей, своевременной их уплаты;

     - обобщение основных показателей работы структурных подразделений банка (филиалов, отделений, сберкасс) и доведение их до руководителей этих подразделений;

     - сбор, обработка и экономический анализ отчетной статистической информации;

     - разработка рекомендаций по управлению и организации внутренней работы структурных подразделений банка.

     Третий  раздел содержит сведения о структуре отдела, в частности, о том, что штат отдела утверждается управляющим банка в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объема работы, отдел возглавляется начальником, который назначается и освобождается от должности руководителем банка. Начальник отдела в соответствии с настоящим Положением определяет должностные обязанности своего заместителя и других сотрудников отдела, создает необходимые условия для успешного выполнения этих обязанностей и проявления инициативы каждым работником, обеспечивает взаимозаменяемость работников. Отдел может иметь в своей структуре сектора по направлениям деятельности. Сотрудники отдела назначаются на должность согласно штатного расписания. Круг их служебных обязанностей определяется в соответствии с должностными инструкциями, а также исходя из задач и функций, возложенных на отдел.

     Четвертый раздел типового Положения об отделе посвящен функциям отдела. Для взятого нами в качестве примера экономического отдела функциями являются:

     - организация экономической работы в отделе и оказание практической и методологической помощи в применении нормативных актов другими отделами;

     - экономический анализ привлеченных средств клиентов во вклады, ценные бумаги, развития бизнеса пластиковых карточек (безналичных расчетов);

     - анализ ежедневного движения средств на корреспондентском счете для определения имеющихся свободных кредитных ресурсов;

     - расчет себестоимости совершения банковских операций;

     - разработка перспективных и текущих планов развития банка и осуществление контроля за их исполнением;

     - передача экономической и статистической информации в высшие инстанции;

     - составление ежемесячных, квартальных и годовых отчетов.

     Пятый раздел определяет права отдела. Экономический отдел, в частности, может иметь следующие права:

     - давать разъяснения другим отделам и структурным подразделениям банка в пределах действующих правил и инструкций, входящих в компетенцию отдела;

     - требовать от отделов и других структурных подразделений соответствующую информацию и данные об их деятельности;

     - готовить предложения по вопросам совершенствования механизма экономических расчетов, управления ресурсами, организации и управления работой структурных подразделений и др.

     Шестой  раздел устанавливает ответственность, а именно: начальник отдела несет ответственность за выполнение задач и функций, изложенных в должностных инструкциях работников, нарушения трудовой дисциплины; соблюдение правил безопасности и др., достоверность отчетных данных, сведений и иных материалов. Сотрудники отдела несут ответственность в соответствии с должностными инструкциями. Сотрудники отдела обязаны соблюдать конфиденциальность информации о совершаемых операциях клиентов.

     Таковым может быть примерное Положение  об отделе банка. Иногда в него может  включаться такой раздел, как «взаимоотношения с другими подразделениями банка». Этот раздел помогает четко определить необходимые и достаточные взаимосвязи между подразделениями банка и, в сущности, способствует более эффективному управлению банком.

     Например, отделу вкладов совместно с экономическим  отделом необходимо систематически анализировать ход выполнения бизнес-плана  по привлечению денежных средств на счета, а совместно с отделом кадров принимать участие в обучении и переобучении операционно-кассовых работников; совместно с отделом маркетинга участвовать в разработке рекламных материалов, касающихся предоставления новых услуг и обслуживания клиентов, а совместно с отделом информационных технологий отделу вкладов необходимо принимать участие в разработке программного обеспечения операций по вкладам граждан.

     Для отдела ценных бумаг можно было бы порекомендовать отразить следующие взаимосвязи: совместно с отделом бухгалтерского учета контролировать правильность ведения учета и своевременность операций с ценными бумагами; совместно с экономическим отделом систематически анализировать ход привлечения средств клиентов в ценные бумаги, доходность проводимых операций; совместно с отделом кассовых операций контролировать и обеспечивать наличие ценных бумаг в структурных подразделениях банка.

     Таким образом, можно сказать, что связи между банковскими подразделениями являются условием, определяющим возможности координации деятельности всего банка. Эффективная координация зависит от распределения полномочий по уровням иерархии и системы функционирования информации в банке.

     Если  взять за основу типичную дивизиональную структуру банковского учреждения, то мы видим, что вертикальные связи здесь служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Они создают тем самым стабильность в банковской организации. Однако использование вертикальных связей в качестве каналов передачи информации для принятия решений становится малоэффективным, когда информация, используемая для принятия решения, вынуждена проходить несколько уровней организационной иерархии, расположенных далеко друг от друга. Например, Правление банка (Москва, Центр) – Управление автоматизации (Москва, Юго-Запад) – Отделение А (Тверь, Центр) – Отдел автоматизации (Тверь, пос. Соминка), Филиал 1 (Тверь, пос. Восточный). В этом случае создается опасность возникновения искажения («эффект испорченного телефона»), замедляется весь коммуникационный процесс и требуются значительные затраты.

     Вертикальные  связи между банковскими подразделениями обычно осуществляются посредством совещаний, оперативок, собраний и личных встреч руководителей.

     Вертикальные  связи носят формальный характер, если они служат основой утвержденных в банке квалификационных характеристик, особенно в части описания отношений между различными должностями.

     Горизонтальные  связи – это связи между двумя равными по статусу подразделениями банка, например, между отделами или филиалами. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Например, взаимодействие между специалистами отделов кредитования различных отделений банка может помочь им снизить степень риска по кредитам, прояснив для себя список организаций, числящихся в должниках.

Информация о работе Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка