Формирование товарного ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание

Целью работы является формирование рационального товарного ассортимента предприятия розничной торговли.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования товарной политики и, в частности товарного ассортимента предприятия;
- проанализировать результаты работы ООО ”Компания ПродЭКО” и выделить перспективные направления его развития;
- проанализировать эффективность товарной политики предприятия и выделить коммерчески привлекательные товарные группы;
- рассчитать показатели товарного ассортимента ООО ”Компания ПродЭКО”;
- разработать мероприятия по совершенствования товарного ассортимента организации.

Содержание

Список терминов
Введение………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Сущность и формирование ассортимента
1.1 Товар и его свойство………………………………………………….......................7
1.2 Понятие товарного ассортимента…………………………………........................11
1.3 Планирование и формирование ассортимента…………………..……………….19
1.4 Структура ассортимента…………………………………………..……………….29
1.5 Совершенствование формирования ассортимента в розничной торговле…………………………………………………………………….………..…..35
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ООО ”Компания ПродЭКО”
2.1 Описание ООО “КомпанияПродЭКО”…...……………………....……………….38
2.2 Анализ проблем и задачи совершенствования деятельности организации……………... …………………………..…………………………………………44
2.3 Анализ товарного ассортимента организации……………………………………68
Глава 3. Совершенствование товарного ассортимента ООО ”Компания ПродЭКО”
3.1 Расчет основных показателей товарного ассортимента…………………..……...72
3.2 Предложения по формированю ассортимента ООО ”Компания ПродЭКО”………………………………………………………………...……………………..76
Заключение…………………………………………………………………….………..80
Список литературы……………………………………………………………………..82
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Текст.doc

— 856.50 Кб (Скачать документ)

     Формирование  ассортимента товаров - процесс подбора  и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей  и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим  принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому наименованию   Данные показатели описаны на примере пищевых продуктов на рис. 1.3.

     Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся  совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара делится  на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

     Рис. 1.3 Общие свойства ассортимента на примере продуктов питания

     Ширина  ассортимента – это общее количество различных товарных категорий, входящих в ассортимент. Чем шире ассортимент, тем больше вероятности того, что  запросы покупателей будут удовлетворены  и тем более широкий круг покупателей можно будет привлечь. Широкий и узкие ассортименты имеют свои достоинства и недостатки (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Достоинства и недостатки широкого и узкого товарных ассортиментов.

Вид ассортимента Достоинства Недостатки
Узкий товарный ассортимент - легко поддерживать  стабильность ассортимента;  

- можно сконцентрироваться  на удовлетворении специфических  потребностей покупателей;

 

- легко осуществляется  учёт и управление.

- велик риск  недополучения требуемой прибыли  при снижении спроса на имеющиеся категории;  

-покупатели  могут предпочитать продавцов  с широким или специализированным  ассортиментом.

Широкий товарный ассортимент - притягивает  различные категории покупателей  и увеличивает их число;  

-возрастает  число не запланированных покупок;

 

- эффективное  управление прибылью за счёт  варьирования торговыми наценками

- дополнительные  площади в выставочном зале;  

-замедление  общей оборачиваемости товарных  запасов;

 

-трудоёмкость  учёта;

 

-трудно поддерживать  стабильность ассортимента.

     Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать  продукцию; ориентироваться на различные  требования потребителей и стимулировать  совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории  продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортимент легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие - уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

     Глубина ассортимента – общие количество товарных позиций внутрии каждой товарной категории в ассортименте. Глубокий  ассортимент имеет  свои недостатки и достоинства (таблица 1.2).

Таблица 1.2 Достоинства и недостатки глубокого ассортимента

Достоинства Недостатки
- большой  выбор способствует тому, что  покупатель вряд ли уйдёт без  покупки

- вырабатывается  преданность покупателя.

- большое разнообразие  одного товара раздражает покупателя;

-эффект  каннибализма;

-продавцы  плохо ориентируются в товаре.

 
 

     Оптимальный ассортимент – представлен в  случае, когда расширение или сокращение ассортимента приводят к снижению объема прибыли (рис. 1.4).

Прибыль

                                    

                              

 
 
 
 

                        Узкий                           Широкий  

                                      Количество товарных единиц в  ассортиментной группе

Рис. 1.4 Изменение характеристик ассортимента

     Номенклатура  буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров[15].

     Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.

     Сбалансированность  ассортимента -  это сочетание  оптимального для покупателя количества категорий (ширины)  и видов внутри товарной категории (глубины).

     Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют  определенное сходство. И также можно  различать ассортимент продукции (мыло производится предприятием) и  ассортимент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом).

     1. Ассортиментные группы по местонахождению  товаров:

     · В отношении промышленных предприятий  устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении  торговых предприятий - торговый ассортимент  товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия.

     · Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина.

     2. Ассортиментные группы по широте  охвата товаров:

     Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.

     Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки.

     Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.

     Простой - набор товаров представленный не большим количеством групп видов  и наименований, которые удовлетворяют  ограниченное число потребителей.

     Сложный - набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности.

     Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.

     Сопутствующий - набор товаров, который выполняет  вспомогательные функции и не относится к основным.

     Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального  назначения.

     3. Виды ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:

     Рациональный  ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально  обоснованные потребности, которые  обеспечивают максимальное качество жизни  на данном этапе.

     Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий  реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

     4. Разновидности ассортимента по  характеру потребностей:

     Реальный - действительный набор товаров находящийся  в магазине у продавца.

     Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

     Учебный - набор товаров для изучения и  достижения учебных целей.

     Классификационные признаки ассортимента товаров:

     С полным основанием изложенные положения  о номенклатуре и ассортимент  продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции.

     Планирование  номенклатуры и ассортимент продукции  может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка  и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления деятельности, получившей название маркетинга.

     Используется  множество определений, посвященных  маркетингу в разное время и разными  авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению - изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу и новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.

     Товарный  ассортимент включает отдельные  виды товаров.

     Вид товара делится на ассортиментные группы (рис. 1.5) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литература, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, программная и методическая, художественная, детская, официально-документальная, справочная, общественно-политическая литература.

     Каждая  ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры. например учебная  литература делится на учебники и  учебные пособия.

     Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в  каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми  ассортиментными группами с точки  зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Информация о работе Формирование товарного ассортимента