Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;
- рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;
- опредлить формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.
Предметом данной работы является товарный ассортимент.
Источниками написания работы служили учебные пособия таких авторов, как Абрамова П.П., Алексеев А.А., Багиев Г.Л., Бланк И.А., Браверман А.А., Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г. и другх.

Содержание

Введение 3
1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли 5
2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах 12
3. Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли 19
Заключение 28
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.docx

— 75.33 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение 3

1. Порядок формирования  ассортимента товаров на предприятиях  розничной торговли 5

2. Принципы и  факторы формирования товарного  ассортимента в магазинах 12

3. Формирование  товарного ассортимента на конкретном  предприятии розничной торговли 19

Заключение 28

Список литературы 31

     Введение

 

     Актуальность  данной темы заключается  том, что  ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

     К сожалению, руководство многих предприятий  ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтом одним из направлений  экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

     Товарный  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения.

     Постоянное  внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного  ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила  бы товарную структуру спроса населения.

     Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции.

     Прежде  всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых  образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

     Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.

     Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

     - изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;

     - рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;

     - опредлить формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.

     Предметом данной работы является товарный ассортимент.

     Источниками написания работы служили учебные  пособия таких авторов, как Абрамова П.П., Алексеев А.А., Багиев Г.Л., Бланк И.А., Браверман А.А., Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г. и другх. 
 
 
 

     1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

 

     Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям  конкретных категорий покупателей.

     Набор товаров, предлагаемых изготовителем  на рынке, называют ассортиментом.

     Товарный  ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень  классификации.1

     Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции  – построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские  требования определенных сегментов, а  с другой стороны,  необходимость  рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.

     Как свидетельствует практика, ассортимент  может быть сформирован различными методами – в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач изготовителей. Однако все эти методы предусматривают, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга.

     Иногда  целесообразно создать постоянный отдел, главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента.

     Характеристика  товарного ассортимента включает в  себя:

     1. широту – общее количество  ассортиментных товаров у производителя;

     2. насыщенность – общее число  составляющих ассортимент конкретных  товаров;

     3. глубину – варианты предложений  каждого отдельного товара в  рамках ассортиментной группы;

     4. гармоничность – степень близости  товаров различных ассортиментных  групп относительно их конечного  использования, требований к организации  производства, каналов распределения  и других показателей.

     Возможные решения исходя из параметров ассортименты:

  • расширение ассортимента – за счет включения новых ассортиментных групп;
  • увеличение насыщенности имеющихся ассортиментных групп;
  • углубление ассортимента путем увеличения вариантов (модификаций) каждого имеющегося товара;
  • повышение или снижение степени гармоничности товаров различных ассортиментных групп.2

     Планирование  ассортимента – это воплощение уже  имеющихся и (или) потенциальных  технических и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю  прибыль, обладают потребительской  ценностью, удовлетворяющей покупателя.

     Иными словами, производитель занят не только созданием и производством  товаров, но и формированием клиентуры  и удовлетворением ее специфических  потребностей.

     Технология  планирования ассортимента имеет следующие  особенности:

     во-первых,  планированию и собственно формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспективном ассортименте фирмы (предприятия), его оптимальном варианте, основанном на прогнозных данных относительно будущего спроса и потенциальных возможностей предприятия удовлетворить предполагаемый спрос;

     во-вторых, целевая направленность и искусство планирования проявляются в том, чтобы реализовать имеющиеся и потенциальные возможности предприятия, создав определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребности покупателя на высоком уровне и позволяющих получить расчетную прибыль;

     в-третьих, типичному циклу планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные продукты предшествует предварительная оценка замысла, затем следует разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание опытных образцов, проверка возможностей массового производства, рыночный тест товара с целью выявления его жизнестойкости, соответствия требования рынка и прибыльности.

     Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции, которая  имеет несколько основных проявлений. Прежде всего это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, определяющих состав предлагаемой компанией номенклатуры. Кроме того, следует отметить конкуренцию  в сфере услуг, предлагаемых заказчикам, конкуренцию в сферах сбыта и  реализации рекламных программ.

     Каждому производителю присущи свои уникальные характеристики. У каждого собственная  история, свой круг руководителей, свой собственный багаж знаний и умений, только ей присущее сочетание средств  производства и рабочей силы, отличная от других система сбыта, свой круг контактов на рынке, своя собственная  репутация.

     Указанные характеристики предприятия отражают как его сильные, так и слабые стороны, которые необходимо учитывать  при принятии решений о комплекции товарного ассортимента. Одна из обязанностей руководства заключается в предвидении  наиболее выгодного курса товарной политики на обозримое будущее.

     Товарная  политика предполагает определенный курс действий или наличие заранее  продуманных принципов, благодаря  которым обеспечивалось бы преемственность  решений и мер в области  разработки товарного ассортимента.

     А отсутствие у фирмы указанной  политики обычно приводит к тому, что  решения относительно структуры  ассортимента принимаются под давлением  обстоятельств.

     Чтобы лучше понять проблемы, встающие в  процессе выработки товарной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента продукции компании.

     Роль  руководства заключается в том, чтобы умело сочетать ресурсы  предприятия с требованиями, которые  предъявляются к производству этими  основными факторами, и вести  компанию по дороге товарной политики, обеспечивающей рост прибыли.3

     Изменения в составе товарного ассортимента компании влекут за собой изменения  в конструкции отдельных уже  существующих товаров и в номенклатуре ныне выпускаемых серий.

     1 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки 

     Научные исследования являются могучим фактором, способствующим расширению и диверсификации номенклатуры товаров, выпускаемых  средней фирмой. Основная роль исследования заключается в использовании  уже существующих знаний, для целей  разработки новых или совершенствования  уже существующих товаров и процессов.

     Технический прогресс постоянно набирает темпы, и исследования в области техники  и технологии, несомненно, представляют собой основную движущую силу, под  действием которой происходит изменение  структуры товарного ассортимента компании. Технический прогресс лежит  в основе и целого ряда других факторов, определяющих товарную политику.

     2 Изменения в товарном ассортименте  конкурентов.

     Вторым  существенным фактором, определяющим структуру товарного ассортимента компании, являются изменения в товарном ассортименте конкурентов. Изменение  конструкции конкурентных товаров  является прямым вызовом компании, а если это изменение носит  характер принципиального улучшения, последствия его могут оказаться  плачевными для любого другого производителя, если он не примет мер, чтобы в течении  разумно короткого времени свести действия конкурента или даже превзойти  его.

     Помимо  конструктивных изменений своих  товаров, конкуренты могут внести изменения  и в структуру своего ассортимента, поставив остальных производителей в невыгодное конкурентное положение. Ассортимент компании должен быть по возможности широким в силу целого ряда весьма существенных обстоятельств.

     Численность конкурентов может меняться. Увеличение их числа вызовет ужесточение  конкуренции и уменьшение размеров прибыли. Новые участники рынка  стремятся обеспечить сбыт своих  товаров за счет снижения цен, что отрицательно сказывается как на общем объеме продаж, так и на уровне валовой прибыли первоначального создателя и продавца товара.

     В результате, едва успев выпустить  новый товар на рынок, компания вынуждена  тотчас приступить к его совершенствованию  и поиском новых изделий, которые  могли бы заменить этот товар в  случае появления сильной конкуренции.4

     3 Изменения спроса на отдельные  товары.   

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли