Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;
- рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;
- опредлить формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.
Предметом данной работы является товарный ассортимент.
Источниками написания работы служили учебные пособия таких авторов, как Абрамова П.П., Алексеев А.А., Багиев Г.Л., Бланк И.А., Браверман А.А., Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г. и другх.

Содержание

Введение 3
1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли 5
2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах 12
3. Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли 19
Заключение 28
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.docx

— 75.33 Кб (Скачать документ)

     Как видно из таблицы 5 фирма "Эльче" обладает наибольшей глубиной в отличие от других фирм производителей обуви, т.к. коэффициент глубины этой фирмы составляет 0,98.

     Полнота ассортимента обуви ООО "Легкий шаг" равна 6,77, т.е. можно сделать вывод, что ассортимент обуви практически позволяет удовлетворять твердо сформированный спрос на обувь, он близок к рекомендуемому числу разновидностей товаров для магазинов обуви с площадью от 251-650 кв.м, т.е. 301-500 единиц. Такие фирмы как "Эльче", "Баден", "Белвесп", "Фим", предоставляют разные возможности для удовлетворения альтернативного спроса потребителей.

     Следующим показателем, характеризующим эффективность  ассортимента товаров, является показатель обновляемости ассортимента.

     Обновление  происходит за счет пополнения набора товаров новыми образцами и исключением  из них устаревших образцов.

     Итак, фактическая обновляемость обувного ассортимента ООО "Легкий шаг" равна 50,5%, базовый темп обновления составляет 66%, отсюда коэффициент обновления равен 0,7. Обобщенный показатель равен 2,81.

     Рассмотренная система показателей ассортимента ООО "Легкий шаг" позволила измерить отклонения фактического состояния ассортимента от предпочтительного, на основе этого можно сделать вывод, что незначительное 0,07 отклонение говорит о рациональности ассортимента товаров в ООО "Легкий шаг".

     Такой принцип формирования ассортимента позволяет фирме создавать большие  удобства для покупателей, облегчает  им процесс ознакомления с предлагаемыми  товарами, сокращает затраты времени  на осуществление покупок, способствует совершению импульсивных покупок.

     На  основе анализа показателей ассортимента фирмы "Легкий шаг" можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента обуви, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

     Формы торговых залов ООО "Легкий шаг" имеют прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:

  • площадь для размещения торгового оборудования;
  • место для движения покупателей;
  • площадь для работы продавцов.

     Рабочие места продавцов расположены  ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговых залах расположено  вдоль стен, по линейной системе  расстановки оборудования, которая  считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать  потоки движения покупателей, создает  лучшие условия для группировки  и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего зала.

     Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей  и рост основных экономических показателей  деятельности торгового предприятия  зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

     В магазинах фирмы "Легкий шаг" ассортимент женской и мужской обувных групп обладает достаточной его широтой и глубиной. Внимание заслуживает детская обувь, так как коэффициенты свидетельствуют о низкой обновляемости широте и глубине.

     Мы  предлагаем на основе дилерских договоров  с такими поставщиками детской обуви  как "Парижская коммуна", "Марко", "Баден", "Рязаньвест", а так  же с постоянными поставщиками, - "Антилопа" и "Чевляр" расширить  и углубить ассортимент детской  обуви, т.к. на нее существует достаточно высокий спрос на детскую обувь. Следует расширять ассортимент по следующим качественным признакам:

  • цвет;
  • размер;
  • фасон;
  • модель.

     Для этого рассчитали в таблице 6 коэффициент широты. Высокое значение этого коэффициента свидетельствует о рациональности ассортимента детской обуви, следовательно, оптимальное расширение детской обуви позволит охватить новые группы потребителей и дополнительно получить увеличение товарооборота и прибыли, а главное, приобрести постоянных клиентов фирмы "Легкий шаг".

     Таблица 6

     Широта и глубина детской обуви.

Фирма
    Фактическая широта
Отклонение +,-
    Факт.
Планируемая
"Антилопа"
    0,33
    0,83
    + 0,5
"Чевляр"
    0,36
    0,70
    + 0,34
"Рязаньвест"
    -
    0,39
    + 0,39
"Парижская  коммуна"
    -
    0,81
    + 0,81
"Баден"
    -
    0,59
    + 0,59
"Марко"
    -
    0,45
    + 0,45
Всего
    0,69
    3,77
    + 3,08
 

     Из  таблицы 6 видно, что по сравнению с фактическим состоянием ассортимента детской обуви, широту и глубину можно увеличить в 3,08..

     Коэффициент торговой площади составляет 0,38, коэффициент  экспозиционной площади равен 0,50. Для  более лучшего размещения и повышения  доли торговой площади в общей  площади магазинов целесообразно  применить линейную систему с  продольным размещением оборудования.

     Тогда установочная площадь зала будет  равна 0,33, а экспозиционная 0,91. Эти  коэффициенты свидетельствуют о  том, что даже при увеличении ассортимента на 3,08 технологическое размещение оборудования позволит эффективно использовать площадь  торговых залов и может повысить товарооборот на 0,2-0,4 %.

     Следующим из наших предложений является отказ  от сотрудничества с такими поставщиками обуви как "Бионика" и "Инвито", обувь этих фирм не отвечает стандартам предъявляемым фирмой. Хотя обувь этих фирм пользуется спросом, на их долю брака приходится слишком большой процент – 17. Чтобы не снижать уровень ассортиментных групп, можно увеличить поставки обуви таких фирм как: "М-Шуз", и "Евротайм" – это товар, находящийся на стадии роста, а следовательно характеризуется быстрым увеличением объема реализации, и возрастанием прибыли.

     Мы  считаем, что потенциальные возможности  сбыта фирмы "Легкий шаг" зависят от того, на сколько предлагаемый ассортимент товаров соответствует запросам покупателей, формирующихся под воздействием рекламы.

     Для этого мы предлагаем принимать заказы потребителей по каталогам, несколько  моделей из каталогов следует  показывать в витрине магазина, используя  блик-фанги: яркие декоративные рисунки, организующие тему витрины, рекламные  тесты и другие ярковыраженные декоративные детали.

     Магазин работает по будням с 9.00 до 19.00. В выходные дни с 9.00 до 17.00 часов без перерыва и выходных. Мы предлагаем тщательно  продумать режим работы "Легкий шаг-2" в весенне-летний сезон. Учитывая особенность месторасположения "Легкий шаг-2", мы считаем, что необходимо увеличить продолжительность работы магазина до 21.00. В это время на улице много потенциальных покупателей, посетителей близлежащих кафе, баров и ресторанов.

     Увеличение  работы магазина до 21.00 может способствовать рациональному распределению графика  работы персонала, т.е. в две смены: с 9.00 до 17.00 и с 13.00 до 21.00. Рациональное разделение труда даст значительный эффект, при котором будет обеспечиваться наиболее целесообразное использование  работников и повышение эффективности  их труда.

     Так же предлагается распределить прирост  товарооборота не равномерно а прямопропорционально скачкам товарооборота, т.е. где выше положительный пик, там и выше прирост. Аналогично должны проводиться маркетинговые мероприятия, т.е. где существует большой прирост товарооборота, там должно проводиться и больше мероприятий, в данном случае учитывая, что спад обуславливается летним дачным и отпускным сезоном, сокращается количество покупателей, приходящих в магазины фирмы "Легкий шаг", и, следовательно, уменьшается действенность методов продвижения товаров. Предлагаю распределить бюджет маркетинга главным образом на время наплыва покупателей.

     Торговое  предприятие "Легкий шаг" получит возможность разработать более эффективные методы продвижения товара, а следовательно, увеличить обновляемость товарного ассортимента.

     Заключение

 

     Товарный  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения.

     Постоянное  внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного  ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила  бы товарную структуру спроса населения.

     Таким образом, экономическое значение розничной  торговой сети состоит в ускорении  движения и реализации товара, а  так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

     Социальное  значение розничной торговой сети заключается  в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего  развития личности. Можно сказать, что  социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким  образом, сокращение затрат времени  на приобретение товаров и приготовление  пищи создает необходимые условия  для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного  производства.

     Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

     Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его  устойчивости. При реализации товаров  повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

     Устойчивый  ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени  покупателей на поиск товаров, позволяет  стандартизировать все важнейшие  торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     В процессе распределения отдельных  групп и подгрупп товаров в  разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в  универмагах. Обследование показало, что  в универмагах, ассортимент которых  сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

     Основным  фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся  структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые  другие факторы.

     В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов.

     Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может  быть определен как коэффициент  обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

     Особенности формирования ассортимента для розничного торгового предприятия мы рассмотрели  на примере деятельности ООО «Легкий шаг».

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли