Формирование ассортимента в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления рыночного соглашения товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Работа состоит из  1 файл

Формирование ассортимента.docx

— 50.90 Кб (Скачать документ)

  Введение 
 

  Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления рыночного  соглашения товарного предложения  и покупательского спроса. Являясь  источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует  основы финансовой стабильности государства.

  В розничной торговле, как ни в одной  другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая  высокая.

  Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного  дефицита фактически нет. Динамизм объемов  и структуры реализации товаров  и услуг постепенно приобретает  все более устойчивый характер.

  На  предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

  Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность  в новых подходах к организации  и технологии торговых процессов, к  широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это  предъявляет новые требования к  подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

  Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

  Товарный  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения.

  Постоянное  внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного  ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила  бы товарную структуру спроса населения.

  Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции.

  Прежде  всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых  образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

  Правильный  выбор ассортиментной политики предприятия  служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. 
 

  1. Роль  и значение розничной  торговли в рыночных условиях
 

  В настоящее время особое место  в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля.

  Благосостояние  населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового  обслуживания.

  Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к  потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят  из сферы обращения в сферу  коллективного, индивидуального, личного  потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем  купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен  на свои денежные доходы. Итак, когда  товар превращается в деньги, создаются  стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует  рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где  стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны  между собой. [7]

  Таким образом, экономическое значение розничной  торговой сети состоит в ускорении  движения и реализации товара, а  так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

  Социальное  значение розничной торговой сети заключается  в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего  развития личности. Можно сказать, что  социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким  образом, сокращение затрат времени  на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

  Наличие среди предприятий розничной  торговли разных типов магазинов  является одним из важных показателей  состояния розничной торговли в  рыночных условиях. Их роль трудно переоценить, эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в торговле, предлагают ряд других услуг покупателям.

  Розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В  России насчитывается 1,4 млн. розничных  торговцев, совокупный годовой объем  продаж которых превышает 1 трлн. долларов. В сфере розничной торговли занято около 20 млн. человек. Стоит, однако, отметить, что за последние 10 лет в России численность работников торговли возросла на 30%, в то время как численность производственных рабочих сократилась на 21% см. [14]

  Розничная торговля так прочно вошла в нашу жизнь, что мы ее уже не замечаем, принимаем как должное. Будучи покупателями, мы не задумываемся о том, какие непростые  решения принимают руководители торговых предприятий, какие технологии используют, чтобы предложить нам  с вами товары и услуги.

  Руководителям торговых предприятий стоит уделить  особое внимание вопросам, касающимся разработки стратегии, размещения магазинов, выбора товарного ассортимента и  предоставляемых услуг, а также  ценообразования, продвижения и  предоставления товаров в магазине, потому что в условиях сильной  конкуренции и постоянных быстрых  изменений в рыночной среде, принятие этих решений может привести к  успеху магазина, превысить уровень  ожидаемых доходов.

  Розничная торговля, предлагающая потребителям товары и услуги, предназначенные  для личного пользования - последнее  звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей. Место розничной торговли в каналах  распределения продукции демонстрируется  на рис. 1. Предприятия-производители  изготавливают товары и продают  их предприятиям, занимающимся оптовой  или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным  торговцам, а те – конечным потребителям. 

  1             2   3   4

  Производство à Оптовик à Розничная торговля à Потребитель 
 

  Рис. 1. Канал распределения продукции 

  Как видно из рис.1. продукт проходит 4 этапа по мере продвижения от производителя до потребителя. Каждый этап характеризуется своим содержанием, особенностями функции и методов их достижения.

  1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, предприятия предоставляют своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте.
  2. Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговым предприятиям товары большими партиями в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговые предприятия, в свою очередь предлагают товары в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.
  3. Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговые предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются.
  4. Обеспечение сервиса. Розничные торговые предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров, демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершают покупку. [2]

  Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости  продаваемых в розницу товаров. Столь высокий показатель еще  раз подчеркивает необходимость  эффективной розничной торговли, важности ее роли в современном обществе.

  Следует обратить особое внимание на то, что  основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а  также среда, в которой она  существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его  покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Все это возможно только в том  случае, если предприятие розничной  торговли постоянно отслеживает  возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов  и новых технологий. 

  1. Критерии  формирования товарного  ассортимента предприятий  розничной торговли
 

  Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

  Производственным  ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

  Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых  многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

  Товарный  ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

  В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения.

Информация о работе Формирование ассортимента в розничной торговле