Экспортно-импортные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая организация, любой гражданин получил право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнерами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу хозяйственной необходимости. Все более понятным становится то, что вовлеченность в мирохозяйственные связи – важное условие полноценного экономического развития, что создать производство, отвечающее самым современным организационным и техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт, по существу невозможно.

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 758.50 Кб (Скачать документ)

Разница между внутренними и мировыми ценами на экс­портные товары компенсировалась из государственного бюд­жета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.

Возникающая как следствие такого положения оторван­ность производителя от внешнего рынка, монополизация внеш­неторговой деятельности, призванной "расшивать" узкие места несостыкованных планов, - все это приводило к крайне неэф­фективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей меж­ду национальными производителями и потребителями - с од­ной стороны и зарубежными - с другой.

Ситуация стала критической в конце восьмидесятых го­дов: резко сократились темпы роста экспортно-импортных операций, умень­шилась ее роль в формировании национального дохода.

Осуществляя с начала девяностых годов общую реоргани­зацию системы хозяйственного механизма, руководство Рос­сии провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей.

В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешне­торговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля. Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирова­ния, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдви­нувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.

Экспортное регулирование.

В связи с тем, что подавляю­щая часть экспортных поступлений приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административ­ного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторго­вой политики России начала девяностых годов.

По результатам специально составленного баланса моде­ли "затраты-выпуск" Министерство экономики прогнозирует объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная ве­личина. Экспорт в страны СНГ определяется на базе межгосу­дарственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ осуществляется на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предпри­ятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономических свя­зей через аукционы.                                   

С целью удовлетворения нужд государства (которые определяются Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему кво­ту товаров, через "специальных экспортеров", осуществляет их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комиссионные в раз­мере 5-7% от экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны, специальные экспортеры обязуются переве­сти на счет Министерства финансов определенную сумму вы­ручки за поставленный товар в расчете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результа­там торгов, в результате которых право на экспорт предостав­ляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.

Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдель­ным территориально-административным образованиям (Татар­стан, Башкортостан, Коми и Удмуртия), эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным правительством.

Определенная сумма квот "на удовлетворение техничес­ких потребностей предприятий" предоставляется предприяти­ям-производителям соответствующими министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продук­ции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важ­ного товара обязан вести торговлю через "специальных экспор­теров". По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.[21, с. 66]. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министер­ством внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике, начиная с 1994 г., этот список постоянно сокращается.

Фактически существуют три категории "специальных эк­спортеров":

- внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торговли. Эти орга­низации по-прежнему работают в тесном контакте с Мини­стерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некото­рым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооруже­ние), такое право передано лишь одному монополисту;

- региональные экспортеры, которые получили право осу­ществлять экспорт продукции, произведенной в своем ре­гионе;

-совместные предприятия-производители, которые име­ют право экспортировать продукцию собственного произ­водства.

Административная система квотирования и использова­ния "специальных экспортеров" дополнялась применением так называемых "экспортных налогов", т.е. фактически экспорт­ных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными различиями в величине внутренних и мировых цен.

Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности нефти, угля, кокса, природного газа, пиломатериалов, чугу­на, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. система административного регулирова­ния, базировавшаяся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпела ряд изменений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фон­да, обусловившего предоставление кредитов России либерали­зацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, камен­ный уголь, мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столк­нувшись с падением конкурентоспособности экспорта, прави­тельство уменьшило налогообложение экспортных товаров.

Если в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлина­ми, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагать­ся экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотиро­ванию и лицензированию.

Однако полная либерализация экспорта все же не была достигнута. Практически все экспортные товары были вклю­чены в список "стратегически важных", экспорт которых мог производиться только "специальными экспортерами".

Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации систе­мы "специальных экспортеров", правительство заменило их программой создания "добровольных объединений производи­телей и экспортеров", пользующихся покровительством МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух десятков такого рода объединений, призванных ко­ординировать ценовую политику и вырабатывать общую стра­тегию поведения на внешних рынках. В Совет производителей и экспортеров вошли объедине­ния практически всех отраслей, связанных с внешней торгов­лей. Был создан реестр подобных объединений.

Создание специализированных советов по поддержке экспорта дополнялось широкой гаммой других мер по финансированию оте­чественных экспортеров за счет средств федерального бюджета.

Основными направлениями стали гарантийные обязатель­ства правительства по привлечению кредитных ресурсов, га­рантированию и страхованию экспортных кредитов, привлечен­ных Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками; резервирование 500 миллиардов рублей и обеспечение гарантийных обязательств, введение пря­мого льготного кредитования (ставка 66% против 100% в сфе­ре межбанковского кредитования).

К числу других элементов программы относятся приори­тетное кредитование проектов, ориентированных на импортозамещение и экспорт, информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.

Импортное регулирование.

Система импортного регули­рования, сформированная в начале девяностых годов в услови­ях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.

Таможенный тариф является важнейшим инструментом регулирования торговых потоков. Он используется для этих целей практически во всех странах мира. Таможенный тариф содержит систематизированный перечень товаров, большая часть которых облагается пошлинами при пересечении границы.

За исключением требований санитарно-ветеринарной ин­спекции, общественной безопасности и здоровья граждан, ника­ких иных ограничений, включая квотирование и лицензирова­ние импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введен­ная с 1 июля 1992 г.

Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каж­дому товару соответствуют различные уровни ставок таможен­ных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отношении страны происхождения товара.

Базовыми являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран ввозятся беспошлинно; точно так же как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Россией соглашение об интеграции.

Наряду с национальными тарифами существуют единые таможенные тари­фы в рамках региональных торгово-экономических объединений стран — таможенных союзов. Участники таких объединений отменяют таможенные пошлины во взаимной торговле и устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами.

Важнейшее значение имеет региональное экономическое объединение западноевропейских стран - Европейский союз (ЕС) (до 1993 г. - Европейское сообщество). ЕС объединяет 15 стран: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксем­бург, Голландия, Англия, Ирландия, Дания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.

Таможенная система ЕС предусматривает разработку и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное законодатель­ство. Они касаются, прежде всего, таможенной оценки товаров, правил установ­ления страны происхождения товаров, особых режимов ввоза и вывоза товаров, франшизы и пр. В процессе создания единого внутреннего рынка ЕС Комиссия Европей­ского сообщества (КЕС) разработала около 300 директив, направленных на формирование унифицированного механизма правового регулирования хозяй­ственных отношений в рамках ЕС.

Единый таможенный тариф (ЕТТ), применяемый в торговых отношениях стран - членов ЕС с третьими странами, начал действовать с 1 июля 1968 г. одновременно с упразднением таможенных пошлин во взаимной торговле этих стран. В соответствии со статьей 28 Римского договора любые изменения пошлин ЕТТ или временное прекращение их действий производятся только в соответствии с решением Совета ЕС на основе предложения Комиссии ЕС.

Товары из третьих стран, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран ЕС, далее приравниваются к товарам, производимым в странах —членах ЕС, и не облагаются пошлинами при пересечении внутренних границ.

Товарная номенклатура ЕТТ базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (см. ниже).

Подавляющая часть таможенных пошлин в ЕТТ на промышленные товары указывается в процентах от цены ввозимого товара (адвалорные), и небольшая часть приходится на пошлины, указываемые в стоимостном выра­жении с единицы веса, объема и пр. (специфические).

ЕТТ содержит две колонки таможенных пошлин - автономные и договор­ные (конвенционные). Автономные пошлины отражают первоначальный уровень, согласованный участниками ЕС при формировании ЕТТ. Договорные пошлины возникли, прежде всего, как следствие тарифных уступок со стороны ЕС, сделанных на взаимной основе в ходе нескольких туров многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Уровень пошлин в ЕТТ относительно невысок, однако на многие товары, конкурирую­щие с товарами местных производителей, существуют высокие пошлины, достигающие в некоторых случаях 20%.

Товары, ввозимые в страны ЕС для последующего реэкспорта или перера­ботки на предприятиях стран ЕС, освобождаются от таможенных пошлин, налогов, сборов и не засчитываются в квоты ЕС. Это касается, в частности, автомобилей, станков и других товаров, которые дорабатываются на смешанных российско-иностранных фирмах, находящихся в странах — членах ЕС или на местных фирмах, и затем продаются в третьи страны за пределами ЕС

Важным средством таможенно-тарифного регулирования является приме­нение антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются в тех случаях, когда экспортные товары продаются по заниженным или так называемым демпинго­вым ценам. Антидемпинговые правила имеются во всех промышленно развитых странах

Демпингом считается продажа товаров одной страны на рынке другой по цене ниже их нормальной стоимости. В этом случае другая страна имеет право ввести для данного товара дополнительные антидемпинговые пошлины в раз­мере разницы между заниженной экспортной ценой и нормальной стоимостью этого товара.

В соответствии с регламентом Совета ЕС 2423/88 «товар может рассматри­ваться как предмет демпинга, если его экспортная цена при поставках в страны сообщества оказывается ниже «нормальной стоимости”.

Антидемпинговые пошлины обычно вводятся сначала как временные, а затем в случае надобности преобразовываются в окончательные. Временные пошлины устанавливаются на период проведения антидемпинговой процедуры сроком четыре месяца с возможностью продления еще на два месяца. В течение этого времени товар свободно проходит таможню страны импортера для внут­реннего потребления при условии внесения экспортером залога на сумму подлежащих взысканию временных антидемпинговых пошлин Залог возвра­щается экспортеру в случае, если факт демпинга не установлен. В противном случае вводятся окончательные антидемпинговые пошлины в размерах, соот­ветствующих временной пошлине.

Информация о работе Экспортно-импортные операции