Экспортно-импортные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая организация, любой гражданин получил право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнерами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу хозяйственной необходимости. Все более понятным становится то, что вовлеченность в мирохозяйственные связи – важное условие полноценного экономического развития, что создать производство, отвечающее самым современным организационным и техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт, по существу невозможно.

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 758.50 Кб (Скачать документ)

- длительность (долговременность) и устойчивость отношений потребителя  с поставщиками необходимого для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов с целью стабильного обеспечения производственного процесса ресурсами; эти связи ориентированы на учет требований к характеру продукта, предъявляемых конечным потребителем. И здесь создается развернутая цепь взаимосвязей и отношений между крупными фирмами и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными отношениями на основе специализации и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контактов, предусматривающих регулярную поставку согласованных количеств товаров на протяжении установленного в контракте срока.

Использование метода прямых связей широко распространено в современной международной коммерческой практике. По некоторым подсчетам, у американских фирм на долю прямых продаж приходится более двух третий всей экспортной продукции промышленного назначения, у английских – около 70% [10, с. 67]. При этом такие связи не прекращаются и после поставки комплектного оборудования, а продолжаются в связи с его монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, а также техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Иначе говоря, речь идет о таких непосредственных связях с конечным потребителем продукции, когда последний сам определяет объем поставки, свойства, качества будущей продукции, сроки ее изготовления. При поставках комплектного оборудования будущий покупатель часто сам участвует в определении конкретных технико-экономических показателей закупаемого оборудования.

Важную роль в расширении прямых связей сыграло создание транснациональными корпорациями своих сбытовых и производственных заграничных дочерних компаний, которые выступают на рынках других стран как контрагенты. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, поскольку отражает изменения в характере взаимоотношений между производителем и конечным потребителем.

Наличие прямых связей с внешним рынком позволяет экспортеру налаживать наиболее тесные контакты с иностранными потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее  приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка. Это приобрело особо важное значение в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.

Важное значение в расширении прямых экспортно-импортных операций имеет наличие государственных предприятий и учреждений преимущественно в развивающихся странах, которые свою внешнеторговую деятельность осу­ществляют путем организации и проведения торгов.

Развитие прямых международных коммерческих связей привело к относи­тельному уменьшению значения косвенного экспорта и импорта, хотя роль торгово-посреднического звена в целом продолжает оставаться довольно высо­кой. С помощью торговых посредников реализуется более половины всех това­ров, вовлекаемых в международный товарооборот. Особенно велика роль тор­говых посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования и потребительских товаров.

К услугам торговых посредников крупные промышленные компании при­бегают при реализации второстепенных видов продукции, а также на отдален­ных, труднодоступных и слабо изученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии в странах-импортерах собственной сбытовой сети и в тех случаях, когда ввоз в страну определенных товаров монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами. Услугами торговых посредников пользуются и крупные промышленные фирмы, объем экспортно-импортных операций у которых невелик, а также мелкие и средние фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции эпизодически.

Использование торговых посредников обеспечивает промышленным фир­мам-экспортерам определенные преимущества. Они особенно значительны при сбыте стандартных видов машин и оборудования, требующих послепродажного технического обслуживания. Наличие у торгово-посреднических фирм собст­венной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, кадров специалистов) значительно облегчает освоение новых рын­ков. Торгово-посреднические фирмы, как правило, хорошо знают требования местного рынка, имеют устойчивые деловые связи, осуществляют всю деятель­ность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, распола­гают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках и выставках и др.

В современных условиях торговые посредники, продолжая сохранять свою юридическую независимость, все более подпадают под влияние крупных фирм, которые во многом предопределяют сферу и характер их деятельности. В связи с этим значительно усилилась специализация торговых посредников на опера­циях с определенной группой товаров. В особенности это касается оптовых фирм, осуществляющих торговлю определенными видами сырья, а также роз­ничных фирм в торговле технически сложной продукцией, требующей после­продажного обслуживания. Важной чертой является изменение характера вза­имоотношений между торговым посредником и производителем-экспортером.

Характерной чертой происходящих изменений является также усиление тенденции к подчинению крупнейшими фирмами заграничной дилерской сети, которую они ориентируют на продажу конкретных видов товаров. Хотя фор­мально дилеры сохраняют свою независимость, по существу их деятельность направляется, финансируется и контролируется из штаб-квартиры материнской компании. В целях избежания конкуренции крупные фирмы стремятся также координировать деятельность работающих на них агентов путем закрепления за ними определенных рынков или отдельных районов страны, а также путем запрещения продавать конкурирующие товары других фирм.

 

 

1.2.  Место и роль экспортно-импортных операций в коммерческой работе в современных условиях

1.2.1. Особенности организации экспортно-импортных операций в коммерческих службах предприятий

Организации и предприятия внешнеторговые опера­ции могут осуществлять по собственной инициативе или иници­ативе вышестоящих органов (объединений, ассоциаций) и дру­гих предприятий, занимающихся организацией внешнеторговых операций, путем заключения контрактов с иностранными фир­мами.

В большинстве случаев, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы, т. е. вначале продавать товар, а затем купить нужные изде­лия.

Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит не вдруг, а вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществлении совокупных технических приемов или действий по подготовке, за­ключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с ценами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть коммерческой операции. Понятие коммерческая операция шире по­нятия сделки, так как она предусматривает ряд предваряющих сдел­ку технических приемов и ряд действий, завершающих ее.

К числу завершающих этапов коммерческой операции относит­ся деятельность, обеспечивающая продвижение товара от продавца к покупателю, - перевозка грузов, их экспедирование, хранение и страхование, а также работа, связанная с ведением международных расчетов. Среди этих вспомогательных операций - таможенное оформление грузов, заключение агентских соглашений с рекламны­ми организациями, исследующими конъюнктуру рынков и др. Таким образом, основным звеном коммерческой операции является смена форм стоимости, а если еще точнее говорить, то смена собственников товара, а остальные звенья операции - вспомогательные, обеспечи­вающие продвижение товара к покупателю.

Обратимся теперь к определению содержания сделки - основ­ного звена коммерческой операции. Международная торговая сдел­ка считается правовой формой, опосредующей международные ком­мерческие операции. Под такой сделкой понимается договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответ­ствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается меж­дународной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. В то же время договор купли-продажи не считается международным, если он офор­млен между организациями или фирмами разной национальной при­надлежности, коммерческие предприятия которых находятся на тер­ритории одного государства, например между филиалами и дочер­ними компаниями фирм разных стран, расположенных на террито­рии одной страны.

В зависимости от объекта заключенных сделок последние делят­ся на три основных типа:

1.    Сделки купли-продажи товаров.

2.    Сделки купли-продажи услуг.

3.    Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.

В практике внешнеторговых операций применяются такие формы экономико-финансовых связей между экспортерами и им­портерами товаров, как бартер, клиринг, расчет в СКВ.

Бартер – сделка, предусматривающая обмен определенно­го количества товара на обусловленное количество другого това­ра. Обычно бартерная сделка не сопровождается переводом де­нежных средств со счетов покупателей на счета продавцов.

Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.

Более совершенной формой финансовых расчетов является расчет в свободно конвертируемой валюте, позво­ляющий экспортеру использовать выручку в СКВ для расчетов с любым другим государством при двухсторонних внешнеторго­вых связях.

Организация экспортно-импортных операций включает в себя следующие этапы:

- изучение внешнего рынка и его конъюнктуры;

- формирование экспортных ресурсов для их реализации на внешнем рынке;

- поиск и выбор контрагента для заключения контракта,

- заключение и исполнение контрактов.

Изучение внешнего рынка должно помочь установить воз­можность успешной, тес прибылью, продажи или обмена нашего товара на адекватную сумму денег или другой товар. Для этого необходимо изучить состояние рынка — его емкость, структуру, коммерческие условия реализации, основных конку­рентов и другие данные.

Экспортные возможности предприятия определяются, пре­жде всего, наличием конкурентоспособной на внешнем рынке продукции. Для того чтобы сделать продукцию конкурентоспо­собной, в частности, следует проанализировать ресурсное обес­печение предприятия – сырьевое, финансовое, наличие необхо­димого оборудования, возможность привлечения к производству высококвалифицированного персонала и т.д. При этом необхо­димо иметь в виду, что экономически выгодная внешнеторговая деятельность возможна лишь при поставках достаточно круп­ных партий товаров.

Важным элементом коммерческой работы по организации экспортно-импортных операций является выбор контрагентов - за­рубежных фирм – покупателей (продавцов) товаров. Найти нужную фирму можно либо по специальным товарно-фирмен­ным или отраслевым справочникам, каталогам, рекламным указателям, публикациям в прессе и другим материалам, либо с помощью внешнеторговых организаций (структур). Среди перечисленных источников наибольшую пользу представляют фирменные справочники. Они охватывают большое число фирм, со­держат реквизиты фирм – адрес, телекс, телефон, перечень вы­рабатываемых товаров, услуг, банк, число предприятий, объем продаж, прибыль, капитал и т.д. Выбирая фирму (контрагента), необходимо хорошо знать ее реальное положение на рынке, по­казатели хозяйственной деятельности, эффективность работы.

Техника оформления внешнеторговых операций включает в себя направление предложения (оферты), подтверждение заказа покупателя (продавца), участие в переговорах, оформление и подписание контракта и организацию его исполнения.

Основным документом, с помощью которого оформляется сделка, как было определено ранее, является международный контракт купли-продажи то­варов. В нем оговариваются содержание договорных условий, по рядок их исполнения и ответственность сторон. К числу основ­ных элементов контракта относятся: преамбула (вводная часть), предмет контракта, цена, объем поставок, условия платежа, качество товара, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, арбитраж, форс-мажорные обстоятельства, транспортные условия. Процесс исполнения контрактов включает:

-          подготовку товаров к отгрузке;

-          организацию их транспортирования;

-          страхование товаров;

-          финансовые расчеты.

Сделки купли-продажи вещественных товаров являются традиционными для мировой торговли. Они занимают также ведущее место и в деятельности внешнеторговых организаций и фирм. По этим сделкам продавец обязуется продать товар покупателю в согласованные сроки и на договорных условиях, а покупатель товара соглашается уплатить за него указанную денежную сумму. Сделки типа купли-продажи товаров в свою очередь имеют несколько видов. Самым распространенным видом сделок типа купли-продажи товаров является обычная торговля между контрагентами разных государств, т.е. внешняя торговля, которая состоит из экспортных и импортных операций. При этом под экспортными операциями по­нимается продажа и вывоз товара за границу для передачи его в 1 собственность иностранному партнеру. Напротив, импортные опе­рации предполагают закупку и ввоз иностранных товаров для после­дующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

 

1.2.2. Экспортно-импортные операции – как составная часть коммерческой деятельности речного порта

Огромные материально-технические ресурсы, направляемые на развитие речного транспорта, необходимо использовать так, чтобы государство получило наибольший экономический эффект, а потребности народного хозяйства и населения а речных перевозках были полностью удовлетворены. Для этого особенно важна слаженная работа всех звеньев речного транспорта, особенно тех его подразделений, которые связаны с организацией и планированием грузопотоков, установлением связей с грузовладельцами и смежными видами транспорта, выполнением начальных и конечных операций перевозок, разработкой и осуществлением такого порядка транспортирования, который гарантирует высокое его качество.

Информация о работе Экспортно-импортные операции