Экономический потенциал агропромышленного комплекса и продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Аграрный сектор, сельское хозяйство, в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продуктов производственного назначения. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические аспекты развития АПК. 4
1. 1. Состав АПК. 4
1. 2. Особенности АПК и факторы размещения. 5
1. 3. Зоны размещения основных отраслей АПК. 9
1. 4. Экономическая оценка сырьевой базы. 13
1. 5. Основные способы развития АПК. 14
2. Современное состояние и основные проблемы АПК России. 16
2. 1. Причины недостаточного развития АПК. 16
2. 2. Социально - экономические факторы устойчивого развития АПК. 18
2. 3. Направления устойчивого развития АПК. 20
2. 4. Инвестиционная ситуация в АПК . 22
2. 5. Современная оценка АПК. 24
3. Продовольственная безопасность России. 28
3. 1. Понятие продовольственной безопасности и условия ее обеспечения в России. 28
3. 2. Возможные пути решения продовольственной проблемы. 32
3. 3. Значение вступления России в ВТО для АПК страны. 36
3. 4. Прогноз на более отдаленную перспективу. 38
Заключение. 41
Список литературы. 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономический потенциал.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)
        
    Источник: Минсельхоз.
 

   Импортные закупки зерна в 2006-07 году ощутимо сократились по сравнению с предыдущим сезоном, всего было завезено 1,53 млн. тонн зерна. Доля пшеницы в объемах импортных поставок значительно ниже, чем в экспорте. Если в экспортных продажах на пшеницу пришлось более 95%, то в импорте она составляла лишь 52%. 

     Начиная с 1991 года в России при определенных позитивных изменениях в наполнении продовольственного рынка, начался резкий спад потребления населением продуктов питания. Уровень падения за прошедшие 12 лет по базовым продуктам, кроме картофеля, составил от 30% до 60%. Если же сравнивать потребление населением России продуктов питания с требуемыми биологическими нормами, то колебания по наиболее важным группам составят от 16% до 80%. Так, согласно этим нормам, человек должен потреблять в год 959,7 кг продуктов. В передовых странах Запада потребляется 959,8 кг, а в России - чуть более 700 кг. Если же убрать из этого количества картофель и хлеб, то показатели будут выглядеть так: в передовых странах Запада при норме 741 кг продуктов человек потребляет 788 кг, в России - 468 кг. Т. е., при таком перерасчете уровень потребления наиболее ценных продуктов питания составляет в России по отношению к передовым странам Запада 59%, к биологическим нормам - 63%.

     Нельзя  не отметить и того, что наибольшее падение потребления пришлось на самые ценные продукты, содержащие белок, жиры и витамины. Мяса и мясопродуктов по сравнению с 1991 годом  население России стало потреблять меньше на 32-40%, молока и молочных продуктов - на 35%, рыбы и рыбопродуктов - на 40-45%, овощей - на 35-40%. В связи с этим дефицит белка в рационе питания жителей России составляет в среднем 26-30%, витаминов - 50-52%. В первую очередь эта ситуация неблагоприятно сказывается на здоровье детей и престарелых, способствует повышению заболеваемости и смертности.

     Эти факты и статистика свидетельствуют  о том, что если в ближайшее  время не будут приняты кардинальные меры, то Россия надолго попадет  в продовольственную зависимость  от западноевропейских стран и США.

     Проблема  обеспечения россиян отечественными продуктами питания может быть решена при достижении определенных показателей. Согласно экспертным оценкам, с учетом климатических и других особенностей россии нам необходимо производить ежегодно: зерна - 135 млн. тонн, семян подсолнечника - 3,8 млн., сахарной свеклы - 45,5 млн., овощей – 16-19 млн. тонн. Наши производители должны поставлять ежегодно скота и птицы в живом весе 24-30 млн. тонн (исходя из средней нормы 100 кг потребляемого мяса на человека в год), молока – 60-65 млн. тонн, яиц – 52-55 млрд. штук.

     Для того, чтобы достигнуть «безопасных» показателей, перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса страны необходимо производить мяса, включая субпродукты первой категории, 4-4,5 млн., сахарного песка из сахарной свеклы - 4 млн., растительного масла - 1,2 млн., маргарина - около 1 млн., рыбной продукции - примерно 450 тыс. тонн. Для достижения этих показателей необходимо оснастить сельское хозяйство современной техникой. Следует иметь тракторный парк в составе 3 млн. единиц, исходя из расчета 2,5 трактора на 100 га пашни, и по одному комбайну на 100 га посевов. Причем речь идет о высококачественных сельхозмашинах, так как наши уступают зарубежным и по надежности, и по металлоемкости.

     Вот те основные условия и показатели производства базовых продуктов, которые необходимы нам, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны за счет собственного агропромышленного комплекса.

3. 2. Возможные пути  решения продовольственной  проблемы.

 

     Поиск оптимального решения продовольственной проблемы становится одной из самых актуальных задач, как для мирового сообщества, так и для каждой отдельной страны. Проблема ныне далеко выходит за рамки сельского хозяйства. Решение ее неразрывно связано и с договоренностью стран по вопросам демографической, социальной, экономической и внешней политики. По мнению некоторых экспертов, реальными возможностями в этом плане обладают лишь две страны - Бразилия и Россия. Вместе с тем, например, в соседних с Россией Китае, Индии, Пакистане и Иране продовольственная ситуация может стать критической уже в ближайшее время. Все это диктует необходимость безотлагательной разработки национальной стратегии продовольственной безопасности каждого государства.

     По  мнению специалистов Национального фонда защиты потребителей, государство призвано разработать и реализовать социальные, политические, экономические, научно-технические, организационные, информационные и иные меры по обеспечению всеобщей доступности жизненно важных продуктов питания, предупреждению чрезвычайных продовольственных ситуаций, а также по поддержанию готовности населения к преодолению таких ситуаций. Делается ли что-нибудь сейчас в Росси в этом направлении? По мнению российских специалистов – очень мало.

     Каковы  же в создавшихся условиях возможности  роста производства продовольствия? Они связаны:

- с расширением обрабатываемых площадей, в том числе реализацией проектов резервных площадей для аграрного освоения;

-  с интенсификацией сельского хозяйства на уже освоенных землях;

- с применением передовых методов ведения земледелия наряду с традиционными;

- с осуществлением природоохранных мер;

- с необходимостью социальных преобразований аграрных реформ;

- с приобщением к научно-техническим достижениям, в том числе в области сельского хозяйства.

     Современная наука обладает большими возможностями для увеличения производства продовольствия в мире за счёт: повышения плодородности земель; использования биологических ресурсов  морских и океанских вод; широкого применения солнечной энергии и достижения генетики и селекции для улучшения сельскохозяйственных культур и выведения более продуктивных пород животных.

     Радикальное решение в вопрос повышения урожайности  внесла «генная инженерия». Новые  сорта генетически измененных растений с заранее заданными свойствами, выведенные в последние 10-15 лет:

- устойчивы к различным видам заболеваний;

- имеют повышенное содержание белков и жизненно важных аминокислот;

- имеют ускоренные сроки созревания ( 2-3 урожая в год) ;

- обеспечивают почти 100% сохранность плодов и зерна при их длительном хранении и т. д.

     Т. Жукова считает, что главная задача государства состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителю восстановить объем производства, улучшить продовольственное обеспечение населения за счет повышения доли продуктов, произведенных отечественными аграриями, постепенно сокращая импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Таким образом можно обеспечить продовольственную безопасность России, используя следующие меры:

     1. стабилизация и последующее динамичное  развитие агропромышленного комплекс.

     2. разработка соответствующей законодательной  базы, проведение разумной таможенной  и инвестиционной политики. Механизм  импорта западной продукции нуждается  в серьезной корректировке. Импортировать  следует только недостающие объемы  продуктов питания, облагая их экономически обоснованными пошлинами, квоты на импорт продовольствия необходимо постоянно менять в зависимости от складывающихся объемов производства сельхозпродукции в нашей стране. Ограничение импорта сельскохозяйственной продукции не может и не должно осуществляться только административными мерами (квотированием, изменением таможенных тарифов и др.). Параллельно следует проводить политику по поддержке отечественного рынка и производства продовольствия.

     3. государству следовало бы занять протекционистскую позицию по отношению к субъектам АПК, защищая их от ценового диктата естественных монополий.

     4. введение государственной монополии  внешней торговли на некоторые  виды продовольствия позволило  бы снизить давление на сельхозпроизводителей со стороны теневой экономики, представители которой заинтересованы в высокодоходных экспортно - импортных операциях и препятствуют реализации продукции отечественных товаропроизводителей, ссылаясь на более выгодные поставки продукции из - за рубежа.

     5. серьезную позитивную роль могло  бы сыграть стимулирование регионов  к экспорту сельхозпродукции (в частности, расширение сети региональных внешнеторговых организаций, обеспечивающих оформление лицензий и сертификатов качества, консультативную помощь, заключение долговременных соглашений).

     6. развитие сельскохозяйственной  кооперации, объединяющей интересы  сельскохозяйственных товаропроизводителей, банковских и других обслуживающих  структур.18

     Думается, что государство должно перейти  от практики устранения кризисных ситуаций к практике их предупреждения. При этом решения следует принимать не только по отдельным мероприятиям, но и по системе мер, обеспечивающих комплексное решение проблем села, подъем экономики АПК.

   В целях стабилизации ситуации на российском рынке продовольствия приняты постановления Правительства Российской Федерации:

   - от 10 октября 2007 г. № 660 «Об утверждении  ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу и ячмень, вывозимые за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе»;

    - от 12 октября 2007 г. № 671 «О сезонных  пошлинах на сахар-сырец тростниковый  и отдельные виды сахара, ввозимые  на территорию Российской Федерации  в 2007 и 2008 годах»;

    - от 15 октября 2007 г. № 674 «О временных  ставках ввозных таможенных пошлин  в отношении молока и молочной продукции»;

    -  от 27 октября 2007 г. № 714  «О внесении изменений в таможенный  тариф Российской Федерации в  части установления временной  ставки ввозной  таможенной  пошлины в отношении отдельных  видов растительных масел».

   Правительством Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа по проведению мониторинга и анализа ситуации на региональных агропродовольственных рынках (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1508-р) под руководством Министра сельского хозяйства А.В.Гордеева. Фактически группа работает с 8 октября 2007г. В ее состав входят представители (на уровне заместителей руководителя органа исполнительной власти) Минэкономразвития России, Росстата, Роспотребнадзора, ФНС России и ФТС России.

   Проводимый  анализ показывает, что в большинстве  субъектов Российской Федерации  сформированы рабочие группы под  руководством главы региона или  его заместителей. Положительный  эффект дают такие меры, как заключение соглашений о стабилизации торговой наценки и отпускных цен производителей, поддержание низких цен на основные продукты питания для социально незащищенных слоев населения («социальный» хлеб, молоко), организация дополнительных ярмарок по торговле сельскохозяйственной продукцией. Соответствующая информация обобщается рабочей группой и направляется в регионы для руководства при разработке мер по стабилизации продовольственного рынка.

   Соглашение  о принятии мер по стабилизации цен  на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров было подписано 24 октября 2007 года.

     Продовольственная помощь стала одним из элементов  обеспечения продовольственной  безопасности. Предоставление продовольственной  помощи осуществляется на двухсторонней  и многосторонней основах. Крупнейшей международной организацией, занимающейся сбором и анализом информации, оказанием продовольственной помощи и содействием развитию сельского хозяйства является Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), созданная в 1945г.

    К этому делу присоединились и влиятельные банки: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), региональные банки развития, специальный фонд ОПЕК (Организация стран–экспортёров нефти), которые финансируют многочисленные проекты подъема сельского хозяйства в развивающихся странах.

     Таким образом, продовольственная проблема является актуальной, многоаспектной проблемой, решение которой выходит за рамки собственно сельского хозяйства.

3. 3. Значение вступления  России в ВТО для АПК страны.

 

    Сегодня нельзя рассматривать внутренний рынок без тех последствий, которые могут возникнуть при вступлении России в ВТО, и как они отразятся на сельскохозяйственных товаропроизводителях, поскольку по признанию Минсельхоза РФ, соглашение ВТО по сельскому хозяйству несовершенно.

    Вопрос  о присоединении к ВТО противоречив. С одной стороны, Россия не может стоять в стороне от мирового развития и, бесспорно, раньше или позже вступит в эту международную организацию. С другой стороны, пока наша экономика не готова к этой степени либерализации, которая вытекает из условий членства в ВТО, прежде всего в силу слабости позиций большинства отраслей народного хозяйства, их продукции на мировом рынке (наши маштабы ввоза продуктов питания составляют 30%, хотя верхний пороговый рубеж продовольственной независимости – 20%).

Информация о работе Экономический потенциал агропромышленного комплекса и продовольственная безопасность