Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России , связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей, пути её интеграции в мировой экономике , а также пути повышения экономической безопасности.
Виды безопасности.Её функции и цели

Содержание

Введение………………………………….……………………………………..6
1 Экономическая безопасность как вид государственной безопасности..7
2 Проблемы экономической безопасности РФ……………...….………….14
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику………………………14
2.2 Виды угроз экономической безопасности России…………………….22
3 Пути повышения экономической безопасности……………....…...........29
Заключение………………………………………………………………….....33
Список использованных источников…………………………..…………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 59.18 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………….……………………………………..6

1 Экономическая безопасность как вид государственной безопасности..7

2 Проблемы экономической безопасности РФ……………...….………….14

2.1 Пути интеграции России в мировую экономику………………………14

2.2 Виды угроз экономической безопасности России…………………….22

3 Пути повышения экономической безопасности……………....…...........29

Заключение………………………………………………………………….....33

Список использованных источников…………………………..…………….34

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы обеспечения  экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

 
Правительством России проблема экономической  безопасности долгое время 
игнорировалась (ей не придавалось должного значения). У нас были попытки 
создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем 
(Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, 
Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но 
они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет 
формирование концепции экономической безопасности.

На современном этапе  экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической  политики и создает условие для  стабильности и достижения успеха в  условиях глобализации мирового хозяйства.

В работе рассмотрены общие  проблемы экономической безопасности России , связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей , пути её интеграции в мировой экономике , а также пути повышения экономической безопасности.

 

1 Экономическая безопасность как вид государственной  безопасности

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных  сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие .

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население  от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства  можно сформулировать как возможность  такого развития событий, которое будет  создавать (или создает) опасность  существованию государства, его  политической и экономической независимости.

Существуют следующие  виды государственной безопасности:

  • геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими  мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

  • политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего  нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние  защищенности геополитической жизни  страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую  внешнюю и внутреннюю политику и  решать вопросы государственного устройства.

  • военная безопасность;

Военная безопасность –  это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и  население страны от внутренних и  внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы,вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

  • экономическая безопасность

Проблемы национальной экономической  безопасности все чаще становятся предметом  изучения представителей различных  наук. Ученые предлагают собственные  дефиниции,определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями  и явлениями. Однако в рассматриваемой  сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что  порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому  начинать надо с разработки понятийного  аппарата.

Экономическая безопасность – это экономическая категория, характеризующая такое состояние  экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное  удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических  интересов на  национальном и  международном уровнях.

Экономическая безопасность является важнейшим компонентом  национальной безопасности, её материальным фундаментом. Экономическая безопасность как экономическая категория  зародилась со времени создания государственности, осознания обществом своих экономических  интересов.

Под объектами экономической  безопасности понимаются как экономическая  система страны в целом, так и  ее составляющие элементы:

  • Природные богатства;
  • Людские ресурсы, особенно функционирующие трудоспособное население;
  • Производственные фонды;
  • Непроизводственные фонды;
  • Недвижимость;
  • Финансовые ресурсы;
  • Хозяйственные структуры;
  • Регионы;
  • Предприятия;
  • Семья;
  • Человек.

Субъектами экономической  безопасности выступают:

  • Функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
  • Налоговые службы;
  • Банки;
  • Биржи;
  • Страховые компании;
  • Соответствующие комитеты и комиссии Федерального собрания ( в России );
  • Производители и продавцы продуктов, работ, услуг;
  • Общества потребителей.

Выделяют следующие основные виды экономической безопасности:

  • Производственно-технологическая;
  • Промышленная;
  • Продовольственная;
  • Демографическая;
  • Экологическая;
  • Финансовая;
  • Информационная;
  • Внешнеэкономическая и др.

Различают следующие индикаторы экономической безопасности:

  • Рост валового внутреннего продукта (ВВП);
  • Уровень и качество жизни населения;
  • Темп инфляции;
  • Структура экономики;
  • Государственный долг;
  • Имущественное расслоение общества;
  • Криминализация экономики и общества;
  • Техническое состояние производства;
  • Конкурентоспособность;
  • Импортная зависимость;
  • Деятельность теневой экономики;
  • Состояние золотовалютных резервов и др.

Критерий экономической  безопасности – это обобщающая  оценка состояния экономики:

  • Ресурсного потенциала и возможности его развития;
  • Уровня эффективности использования ресурсов;
  • Конкурентоспособности;
  • Социальной стабильности и др.

Для каждой страны объективно существуют реальные и потенциальные  экономические угрозы, под которыми понимаются явления и процессы, отрицательно воздействующие на экономику страны и ограничивающие экономические  интересы государства, регионов , предприятий, семьи, человеческой личности.

Угрозы экономической  безопасности подразделяются на внутренние и внешние. Считается, что наибольшая опасность исходит из внутренних угроз.

Для экономической безопасности принципиальную роль играют пороговые  значения, т. е. предельные величины, несоблюдение которых грозит разрушением экономики, приводит к обострению социально  – экономической и политической ситуации в стране. Экономическая  безопасность достигается в том  случае, когда вся система индикаторов  соответствует уровню пороговых  значений, которые, в свою очередь, обеспечиваются не посредством  нанесения ущерба другим. Пороговые значения могут  изменяться вместе с уровнем развития экономики.

В области экономики угрозы носят комплексный характер и  объясняются в первую очередь  значительным сокращением ВВП, снижением  инвестиционной и инновационной  активности и научно – технического потенциала, кризисом аграрного сектора, тенденций к преобладанию в экспорте  топливно – сырьевого и энергитического  компонента, а в импорте – продовольствия и предметов первой необходимости.

В России доктрина экономической  безопасности одобрена и введена  Указом Президента РФ от 29 апреля1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической  безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений  данного Указа 27декабря 1996г. было принято  Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической  безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной  стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической  безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния  экономики, отвечающие требованиям  экономической безопасности, описаны  механизмы и меры экономической  политики, направленные на обеспечение  экономической безопасности. Как  отмечено в Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением  промышленно развитых стран, крупных  иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации  и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач,стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов,государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Для понимания сущности угроз  экономической безопасности России рассмотрим структуру современного мирового сообщества.

Некоторые ученые делят мировое  сообщество на две части: привилегированные  и примыкающие к ним богатые  развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты,Сингапур и некоторые другие) с населением около 1млрд. человек («золотой миллиард») и остальные непривилегированные  страны, население которых к 2000году превысило 5 млрд. человек. В 1994 году на 1 млрд. населения богатых стран  приходилось 70% мирового совокупного  общественного продукта, а на остальные 4,6млрд. человек – 30%.

Другие ученые делят страны на три группы: страны «золотого  миллиарда», новые индустриальные страны, закрепившиеся на периферии развитого  мира (Китай, Индия, большинство«азиатских  тигров», часть стран Латинской  Америки, бывшие социалистические страны, большинство нефтедобывающих государств), и, наконец, третья группа так называемых «падающих» государств (значительная часть стран Американского континента и Азии, а также бывшего СССР.

Особенность такого разделения стран в том, что конкуренция  между указанными группами государств практически невозможна, «вертикальные» перемещения наверх чрезвычайно  затруднены, в то время как конкуренция  внутри каждой из групп приобретает  все более жесткий характер.

Место России по общим экономическим  показателям можно определить на нижней границе второй группы государств. Реальность угрозы закрепления на этой границе и возможного дальнейшего  ослабления позиций основана на структурном  регрессе экономики России как основной тенденции прошедшего десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы экономической безопасности РФ

2.1 Пути интеграции  России в мировую экономику

Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что«сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает».

Экономический результат  реформирования – падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход  с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и  Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.

В результате на мировых  рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий  составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии– 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Информация о работе Экономическая безопасность