Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России , связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей, пути её интеграции в мировой экономике , а также пути повышения экономической безопасности.
Виды безопасности.Её функции и цели

Содержание

Введение………………………………….……………………………………..6
1 Экономическая безопасность как вид государственной безопасности..7
2 Проблемы экономической безопасности РФ……………...….………….14
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику………………………14
2.2 Виды угроз экономической безопасности России…………………….22
3 Пути повышения экономической безопасности……………....…...........29
Заключение………………………………………………………………….....33
Список использованных источников…………………………..…………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 59.18 Кб (Скачать документ)

Наиболее опасной угрозой  экономической и социальной безопасности является усиление имущественного расслоения общества, глубокая поляризация благосостояния и дезинтеграция общества. В нашей  стране ежегодно, по данным налогового ведомства России, число миллионеров  оценивалось в сотни тысяч. Наряду с этим примерно треть населения  имеет доходы ниже прожиточного минимума. Базой воспроизводства бедного  населения является низкий уровень развития экономики. Поэтому для снижения уровня бедности необходимо повысить темпы экономического роста.

Основные угрозы экономической  безопасности России проявляются в  тех секторах, в которых осуществляются экономические отношения с международными субъектами. Рассмотрим важнейшие из них.

1. Товарный рынок. 

По прогнозам специалистов в будущем в международной  торговле будет опережающими темпами  расти экспорт готовых изделий, сокращаться доля рынка сырья  и доходы от него вследствие внедрения  ресурсосберегающих технологий.

В этой сфере основными  угрозами для России выступают:

· нерациональная структура  экспорта и импорта и возможность  ее консервации, доля машиннотехнических изделий в российском экспорте – менее 5%, (наукоемких – около1%), а в импорте – более трети;

· дискриминационные меры и, прежде всего антидемпинговые  санкции других стран и блоков, В отношении России в 2001г. действовало 99 анти - демпинговых и других процедур в 24 странах мира (в отношении черных металлов, металлопроката, азотных удобрений, текстиля), которые ежегодно приносят ущерб в размере 3,5 млрд. долл.;

· незаконный экспорт природных  ресурсов из России;

· незаконный(контрабандный) ввоз товаров в Россию;

· хронические крупные неплатежи за поставляемые топливно-энергетические ресурсы в страны СНГ;

· зависимость состояния  российской экономики (размера ВВП, инфляции, доходы бюджета, торговый баланс и пр.) от мировых цен на нефть;

· резкая либерализация внешней  торговли, которая может привести к увеличению вывоза невозобновляемых природных ресурсов и разорению большинства отечественных производителей, увеличить безработицу.

2. Финансово-кредитная сфера

Среди угроз можно отметить следующие :

· слабость банковского сектора (его суммарный капитал составляет только 4% ВВП) угрожает исчезновением  отечественных и появлением зарубежных субъектов и регуляторов (как частных компаний, так и международных организаций) этой сферы и экономики в целом в собственных интересах. В 2001 г. капитал и активы российской банковской системы составляли 10 и 80 млрд. долл., в то время как эти показатели для любого западного банка равнялись соответственно 30-40 и 700-800 млрд. долл.;

· рост влияния мировых  финансовых процессов, колебаний конъюнктуры, в том числе негативного характера, на финансовую сферу и экономику  в целом, что продемонстрировал  кризис 1998 г.;

· утечка капитала, которая обескровила экономику, лишив ее инвестиций, а бюджет при этом потерял100 млрд. долл. Россия, которая испытывает огромную потребность в инвестициях, на мировом рынке капиталов, как это ни парадоксально, является крупным экспортером капитала (особенно нелегального).

· увеличение притока иностранных  инвестиций имеет ряд негативных последствий. Во-первых, оно фактически способствует закреплению сырье - вой экспортно-ориентированной модели российской экономики, поскольку половина всего объема инвестиций в промышленность – это инвестиции в топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Во-вторых, в настоящее время наблюдается не столько угроза оттока капитала из России, сколько угроза его существенного притока на рынок, который в силу своей узости может создать серьезные проблемы, как для устойчивости самого рынка, так и для устойчивости рубля.

· негибкая и нерациональная долговая политика. Выплаты по внешнему долгу России доходят до17 млрд. долл. ежегодно. Вступление России в Парижский  клуб стоило ей потери110 млрд. долл., которые  были должны другие страны из общего долга  в 160 млрд.долл. Сегодня эта цифра  – 10 млрд. долл. Россия получила значительные доходы от высоких цен на нефть  на мировых рынках и увеличила  золотовалютные резервы.Российское руководство  же объявило о полной и своевременной (и даже досрочной)выплате внешнего долга, хотя можно было вести переговоры о его реструктуризации и использовать эти средства на инвестиции.

3. Валютный рынок. 

Основные угрозы:

· привязка российского рубля  к доллару США. Россия фактически кредитует США тем, что в России находится около 100 млрд. наличных долларов. Более того, Россия фактически укрепляет  курс доллара, поскольку золотовалютные резервы хранятся в основном в  долларах. В случае падения курса  доллара Россию ожидает финансовый кризис;

· проводится политика недооценки стоимости рубля к доллару  в несколько раз, что обеспечивает текущие, конъюнктурные выгоды, но стратегический проигрыш. Низкий курс рубля порождает  инфляцию издержек, чрезмерный экспорт  сырья и отток капитала. Текущие  доходы от экспорта, высокие в связи  с заниженным курсом рубля – приносят конъюнктурные выгоды, не влекущие роста инвестиций в экономику. Дешевая  национальная валюта облегчает скупку иностранными компаниями российских активов.

4. Рынок рабочей силы.

В то время как развитые страны ограничивают процесс иммиграции, Россия уже испытывает настоящую  экспансию из Азии, прежде всего, из Китая. Причем, незаконная иммиграция во много раз превосходит законную. Эта угроза приводит к обострению на российском рынке труда, увеличивая спрос на рабочие места и снижая цену труда (заработную плату). К тому же иммигранты обходятся работодателям  дешевле, т.к. не имеют никаких социальных гарантий.

Отсутствует целостная концепция  социальной политики России как федеративного  государства, не конкретизированы ее ориентиры  на длительную перспективу, не прописаны  контуры модели социального государства. Возникла и нарастает потребность  уточнения целей и приоритетов  экономической и социальной политики, корректировки механизма государственного регулирования социально – трудовых отношений с учетом специфики трансформации государства и его экономик – регулирующих функций в процессе формирования рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения  экономической безопасности РФ

Положение в сфере экономической  безопасности России – тяжелое, но не безнадежное.

Для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели.

В ближайшие годы экономическая  безопасность должна быть скорректирована  с учетом региональной политики России, с учетом исторически сложившихся  предпочтений населения к формам и методам организации хозяйственной  деятельности и занятости и сфокусирована  на проблемах обеспечения социальной безопасности (защищенности) и физического  выживания людей, предотвращения и  приостановки  дальнейшего падения  уровня и качества жизни, недопущения  деградации населения и разрушения таких стратегических факторов экономического роста , как образование и квалификация. Она должна выстраиваться с учетом вектора движения: от  решения  текущих неотложных задач к достижению целей более высокого порядка  в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В среднесрочном периоде  ее целью могли бы стать повышение  благосостояния населения, преодоление  явлений деградации социальной структуры  российского общества, качества и  образа жизни.

Важнейшей функцией государства  должно стать обеспечение четкой согласованности приоритетов и  тактики экономических преобразований с приоритетами и темпами проведения социальных реформ, заблаговременный просчет социальных последствий  любых мероприятий экономического характера, преодоление вторичности  социальной социальной политики при  разработке программ социально –  экономического развития страны, соединение экономического и социального механизмов через регулирование процесса перераспределения  доходов с ориентацией на экономическое  возрождение России.

В экономической программе  России надо основной упор сделать  на развитии (с элементами мощной государственной  поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

Необходимо методологически  четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная  обеспеченность - способность государства  обеспечить всех членов общества продовольствием  в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в  целях укрепления здоровья нации  и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения  качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью  самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная  же безопасность подразумевает способность  страны обеспечивать продуктами питания  свои текущие и чрезвычайные потребности  населения страны в целом, так  и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами  за счет собственных ресурсов.

В качестве критерия продовольственной  безопасности страны используется уровень  поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления  в стране. В РФ пороговое значение не должно превышать 25%. Превышение указанного уровня порождает стратегическую зависимость  от стран-импортеров продовольствия.

Приоритетными задачами в  области обеспечения продовольственной  безопасности России должны быть признаны:

Формирование в стране единого продовольственного комплекса  и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных  для удовлетворения потребности  населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.

Разработка оптимальных  вариантов структуры продовольственного импорта (тропических и субтропических культур).

Определение потребностей населения  страны в питании и обеспечение  населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность  жизни населения, генофонд нации.

Обеспечение экономической  доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения  и ликвидацию голода и недоедания. Необходима государственная политика перераспределения доходов, расширения занятости и увеличения потребления  качественных продуктов питания, регулирование  цен на сельхозпродукцию и продовольствие.

Создание и поддержание  резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.

Своевременное выявление, прогнозирование  и устранение угроз продовольственной  безопасности, определение пороговых  значений.

Усиление государственного регулирования межрегиональных  поставок продовольствия и сырья  для более полного обеспечения  регионов продовольствием. Например, 23 региона России выращивают зерно  в избытке, а 50 регионов ощущают в  нем недостаток, при этом у государства  отсутствуют действенные рычаги регулирования российского зернового  рынка, что позволяет одним регионам устанавливать монопольную цену, а другим завозить импортное зерно, т.к. с учетом транспортных расходов отечественное зерно становится неконкурентоспособным.

Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих  снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.

Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых  рынков и кредитных учреждений, что  позволит осуществлять эффективный  внутри - и межрегиональный обмен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что экономическая  безопасность России тесно связана  со структурой и динамикой мировой  экономики, которая находится в  состоянии потенциального системного кризиса. Обезопасить свою экономику  от рисков глобализации наша страна может, уменьшив зависимость от случайностей, внезапных колебаний мировой  конъюнктуры.

Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики  от внутренних и внешних угроз. Целью  экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Информация о работе Экономическая безопасность