Диагностика системы бюджетирования на предприятии (на примере ООО «Трест-36»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является диагностика системы бюджетирования ООО «Трест-36» для выявления недостатков существующей системы и обозначения направлений совершенствования системы управления компанией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое система бюджетирования и обозначить ее место в управлении деятельностью предприятия, далее необходимо рассмотреть структуру системы бюджетирования и проблемы ее формирования в современной компании. Собственно диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» будет включать в себя анализ действующей системы бюджетирования, выявление ее недостатков и предложение направлений ее совершенствования и оптимизации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Система бюджетирования на предприятии 4
1.1. Понятие системы бюджетирования и ее место в управлении деятельностью предприятия 4
1.2. Структура системы бюджетов предприятия 6
1.3. Процесс и проблемы формирования системы бюджетирования на предприятии 8
1.4. Направления анализа действующей системы бюджетирования 16
Выводы по главе I 18
Глава II. Диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» 19
2.1. Характеристика ООО «Трест-36» 19
2.2. Анализ действующей на предприятии системы бюджетирования 20
2.3. Выявление недостатков действующей системы бюджетирования и общие предложения направлений ее оптимизации 23
Выводы по главе II 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-л. м..doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

      Соответственно, позиция предприятия может быть сформулирована следующим образом: ООО «Трест-36» - высоконадежная компания, предлагающая покупателям качественные квартиры в новых домах, превосходящие предложения конкурентов возможностями для комфортного проживания.

2.2. Анализ действующей  на предприятии  системы бюджетирования

 

      Система бюджетирования на предприятии начала формироваться в 2007 году. Первоначально по замыслу учредителей она должная была решить ряд задач:

  • Упорядочить имеющуюся финансовую информацию;
  • Позволить предприятию грамотно и подробно отчитываться перед головной компанией.

      Итак, представим анализ действующей на предприятии  системы бюджетирования в виде отчета по диагностике системы бюджетирования в ООО «Трест-36». 

Отчет по диагностике системы бюджетирования в ООО «Трест-36».

  1. Организационная и структура ЦФО.

      Среднегодовая численность персонала – 15 человек, на предприятии выделено 7 департаментов, часто представляемых специалистом в единственном лице. К административно-управленческому персоналу относятся учредители: генеральный директор, заместитель генерального директора, коммерческий директор. Подробная схема организационной структуры представлена в приложении № 2 к курсовой работе. Структура ЦФО соответствует организационной структуре. Нужно отметить, что набор статей во всех отчетах идентичен. Поэтому за каждый блок информации несет ответственность только один ЦФО. В Приложении 3 приведены примеры форм, которые показывают, в каком виде каждый ЦФО предоставляет данные в экономический департамент. В целом в коллективе поддерживается деловая атмосфера. Сотрудники ответственны, заинтересованы в улучшении работы, готовы к переменам.

  1. Бюджетный регламент. Порядок и качество распределения функций подразделений. Процедура согласования бюджета, порядок и качество поступаемой информации от подразделений.

      Подготовка  и предоставление данных для планов и бюджетов осуществляется подразделениями в соответствии с Бюджетным регламентом ООО «Трест-36». Формы, разработанные экономическим департаментом представлены в Приложениях № 4, 5, 6, 7. Контроль за правильностью составления отчетности и достоверности отражаемой информации в основном проводится экономическим департаментом. Внешний и внутренний аудит системы бюджетирования не проводится.

Бюджетный регламент описывает:

    1. Структуру бюджетов и сроки их предоставления; 
    2. Закрепление ответственности за формирование и исполнение бюджетов; 
    3. Процедуры формирования и утверждения бюджетов; 
    4. Процедуры исполнения бюджетов; 
    5. Процедуры контроля исполнения бюджетов и анализа отклонений.

      Требования, изложенные в документах на практике реализованы частично, сроки предоставления отчетности не выдерживаются. Тем не менее, на предприятии широко используется такой инструмен управления, как должностные инструкции, где подробно для каждого отражены взаимодействия между должностями (связи по должности, предоставление отчетности и получение определенной информации от других сотрудников), порядок замещения сотрудников по должности.

  1. Анализ структуры, форматов планов и бюджетов удобно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 3. Краткая характеристика основных применяемых форм системы бюджетирования. 

Название документа Описание Приложение
План  и факт движения денежных средств и план-фактный анализ движения денежных средств (мес.) План ДДС  формируется до 25-го числа месяца, предшествующего отчетному, показывает, сколько предприятие планирует  потратить денежных средств и  получить в следующем месяце. Факт ДДС формируется до 5-го числа месяца, следующего за отчетным. После обязательно составление план-фактного анализа для выявления отклонений. Приложение  № 4
Платежный календарь (мес.) Сначала вместе с формированием плана ДДС  формируется и план платежного календаря. Здесь планируемые расходы и доходы разнесены на каждый день месяца. Платежный календарь корректируется и заполняется ежедневно. Приложение  № 5
Прогнозный  баланс (мес.) Прогнозный  баланс составляется до 15-го числа, следующего за отчетным на каждое первое число  каждого месяца. Прогнозный баланс информирует о задолженности компании перед контрагентами и партнерами и о тех доходах, которые предприятие уже «заработало», но еще не получило в денежном выражении. Приложение  № 5
Отчет о движении денежных средств (общая) Отчет о ДДС  является общей отчетной таблицей за год, где представлены все 12 месяцев года. С течением времени все планы ДДС по каждому месяцу становятся фактами. Приложение  № 6
Бюджет (общая) Бюджет также  является общей отчетной таблицей за год  показывает, сколько предприятие произвело затрат в каждом месяце и сколько получило прибыли. Также, как и в отчете о ДДС с течением времени все бюджетные планы по каждому месяцу становятся фактами. Приложение  № 7
 

      Нужно отметить, что представленные формы  отличаются удобством при чтении и понимании и вполне пригодны для использования человеком без экономического образования. Таблицы не перегружены, не обладают свойством повсеместной детализации, взаимосвязаны, имеют логику построения, дают общее представление о деятельности предприятия.

  1. IT - инфраструктура (каналы связи, оборудование и т.д.)

      Бухгалтерский учет в ООО «Трест-36» ведется  в программе «1 С Предприятие, версия 8.2». Планирование и бюджетирование ведется в программе Excel, что объясняется небольшим размером предприятия. В ООО «Трест-36» существует возможность ведения бюджетирования на базе конфигурации «Управление производственным предприятием» (далее – УПП), но никаких шагов для этого не делается, отсутствует квалифицированный персонал для создания методологической базы для внедрения УПП.

 

 2.3. Выявление недостатков  действующей системы  бюджетирования и  общие предложения направлений ее оптимизации

      Итак, подведем итоги с помощью следующей  таблицы: 

Таблица 4. Краткий анализ системы бюджетирования ООО «Трест-36». 

Предмет мониторинга Выводы, общие предложения оптимизации предмета мониторинга
Оргструктура  и ЦФО Учитывая, что  в ООО «Трест-36» работает немногочисленный, но высококвалифицированный персонал, то в целях оптимизации системы бюджетирования предлагается усовершенствовать систему мотивации персонала, выстроенную на основе выполнения плана и достижения  заданного уровня прибыли, а также разработать программу обучения сотрудников (это касается перехода ведения учета из MS Excel в УПП на базе «1 С Предприятие, версия 8.2»).
Бюджетная регламентация К существующему  бюджетному регламенту и должностным  инструкциям, регулирующим процесс  бюджетирования на предприятии, необходимо разработать ряд методологической документации, а именно:
    • Техническое задание на программирование учетной программы;
    • Положения о структурных подразделениях (закрепляет цели, задачи, функции, взаимодействия с другими структурными подразделениями);
    • Регламент проведения внутреннего аудита;
    • Нормы планирования значений и показателей;
    • Нормы расчета основных показателей.
Форматы отчетов В целом форматы  отчетов удобны. Для ведения учета  в  MS Excel они приемлемы как для экономического департамента, так и для руководства предприятия. Существующие формы отчетов удобно использовать при переходе ведения учета в УПП на базе программы «1 С Предприятие, версия 8.2».  Что же касается содержания бюджетирования, то стоит отметить, что основные экономические показатели (рентабельности, доходов, затрат, ликвидности, доли рынка и пр.) в компании не рассчитываются. В связи с этим предлагается разработать и внедрить систему расчета основных показателей деятельности предприятия на основе основных форм отчетности.
 IT-сфера Для реализации новых целей предприятия необходимо полностью перейти на учет в конфигурации УПП на базе программы «1 С Предприятие, версия 8.2». При наличии грамотного IT-специалиста это должно  автоматизировать и упростить сбор данных и облегчить процесс формирования отчетов.
 

Выводы по главе II

      В соответствии с п 1.4. главы I курсовой работы во второй главе, прежде всего, была дана характеристика ООО «Трест-36» как высоконадежной девелоперской компании, предлагающей покупателям качественные квартиры в новых домах, превосходящие предложения конкурентов возможностями для комфортного проживания. Анализируя существующее положение дел по заранее намеченному плану можно отметить, что в целом действующая система бюджетирования на предприятии является работоспособной и используется в реальном управлении.

      Основной  проблемой эксплуатации действующей системы бюджетирования можно назвать то, что данная система качественно не совершенствуется ни на методологическом уровне, ни в смысле информационной автоматизированной поддержки.

      Стоит отметить, что изначально целью постановки системы бюджетирования являлось упорядочение финансовой информации и возможность предоставления головной компании корректных, грамотно структурированных отчетов. Сейчас целью предприятия является полное присвоение функций производственно-технического надзора над объектами строительства. В связи с этим, неизбежно произойдут некоторые изменения на предприятии, в том числе, они должны коснуться и системы бюджетирования. Поэтому сейчас задачами экономического департамента являются следующие: глубокая диагностика системы, выявление проблем, их анализ, пересмотр методологической составляющей системы, аттестация персонала экономической направленности, решение вопроса о внедрении блока «Управление производственным предприятием» на базе программы «1 С Предприятие, версия 8.2», пересмотр отчетных форм, обновление статей.

 

Заключение

 

     Построение  системы бюджетирования на предприятии  и, как следствие, ее эффективная  эксплуатация являются одной из важнейших задач в области управления. Немаловажно, что система бюджетирования нацелена на анализ различных вариантов финансовых последствий реализации намеченных планов, а также предусматривает анализ различных вариантов изменения финансового состояния предприятия. Цели  и задачи предприятия с течением времени корректируются и видоизменяются, в связи с этим необходимо оптимизировать и совершенствовать систему управления компанией. Не последнее место в данной системе занимает и система бюджетирования, которая также должна постоянно совершенствоваться.

     Поскольку ООО «Трест-36» является быстроразвивающейся современной девелоперской компанией,  эффективно работающая система бюджетирования является ее неотъемлемым атрибутом. Существующая система бюджетирования на предприятии функционирует около двух лет. Это подходящий срок для  того, чтобы произвести диагностику системы, ревизию ее элементов. Для этого в первой главе курсовой работы были изучены теоретические аспекты, касающиеся как процесса бюджетирования, так и направлений анализа системы бюджетирования. Во второй главе работы раскрывается сущность диагностики, выявляются основные проблемы эксплуатации, обозначаются актуальные предложения по соверщенствованию системы бюджетирования в ООО «Трест-36».

     В целом, диагностика показала неплохие результаты, но некоторые элементы системы бюджетирования в ООО «Трест-36» нуждаются в корректировке и совершенствовании, о чем подробно говорит вторая глава работы.

     Нужно отметить, что анализ элементов системы  управления предприятием должен проводиться  постоянно. Грамотные выводы и структурированный  план внедрения изменений помогут в оптимизации системы бюджетирования, а также в улучшении системы управления предприятием в целом.

 

     Список использованной литературы

1. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.

2. Тупицын А.Л. Формирование системы бюджетировоания и оценка её эффективности. - Новосибирск, 2005. - 100 с. 
3. Миславский, А. Центры финансовой ответственности. Первый шаг на пути к бюджетированию / А. Миславский // Питер, 2007. – 138 с. 
4. Добровольский Е., Карабанов Б., Глухов Е., Боровков П., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб.: Питер, 2006. – 448с. (Серия «Практика менеджмента»).

5. Войко, А. Постановка системы бюджетирования на предприятии / А. Войко // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2006. – № 2.

6.   Карпов А.В. 100% практического бюджетирования. Книга 1. «Бюджетирование, как инструмент управления». – М.: Бизнес, 2006г. – 392 с.

7. Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. – М.: Результат и качество, 2005г. – 400 с.

8. Н. Подоляк. Типичные ошибки при построении системы бюджетирования и методы их исправления/ Н. Подоляк // Консультант ГК «Инталёв»//Финансовая газета. Региональный выпуск». – 2007. – № 38.

9.   Горбачёва, Л. Постановка системы бюджетирования / Л. Горбачёва // Финансовая газета. – 2006. –   № 20.

10.   Ильина, Е. Автоматизация бюджетирования в современных системах управления / Е. Ильина // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2004. – № 21.

11.   Исаев, Д. Внедрение автоматизированной системы бюджетирования / Д. Исаев, Д. Хомаза // Финансовая газета. – 2004. – № 18.

12.   Бурцев, В.В. Управленческий аудит системы бюджетирования / В.В. Бурцев // Аудиторские ведомости. – 2007. – № 12.

13.   Никитина, Н. Проблемы постановки системы бюджетирования на предприятиях и пути их   решения / Н. Никитина // Финансовая газета. – 2005. – № 9.

14.   Попов, А.Н. Система бюджетирования на предприятиях / А.Н. Попов, О.Ю. Ширшова // БУХ.1С. – 2005. – № 4.  
15. Гаврилова О. Типичные ошибки процесса бюджетирования//Консультант.– 2007.- № 3.

Информация о работе Диагностика системы бюджетирования на предприятии (на примере ООО «Трест-36»)