Диагностика системы бюджетирования на предприятии (на примере ООО «Трест-36»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является диагностика системы бюджетирования ООО «Трест-36» для выявления недостатков существующей системы и обозначения направлений совершенствования системы управления компанией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое система бюджетирования и обозначить ее место в управлении деятельностью предприятия, далее необходимо рассмотреть структуру системы бюджетирования и проблемы ее формирования в современной компании. Собственно диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» будет включать в себя анализ действующей системы бюджетирования, выявление ее недостатков и предложение направлений ее совершенствования и оптимизации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Система бюджетирования на предприятии 4
1.1. Понятие системы бюджетирования и ее место в управлении деятельностью предприятия 4
1.2. Структура системы бюджетов предприятия 6
1.3. Процесс и проблемы формирования системы бюджетирования на предприятии 8
1.4. Направления анализа действующей системы бюджетирования 16
Выводы по главе I 18
Глава II. Диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» 19
2.1. Характеристика ООО «Трест-36» 19
2.2. Анализ действующей на предприятии системы бюджетирования 20
2.3. Выявление недостатков действующей системы бюджетирования и общие предложения направлений ее оптимизации 23
Выводы по главе II 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-л. м..doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики предприятия и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

Тема: «Диагностика системы  бюджетирования на предприятии (на примере ООО «Трест-36») 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила: студентка 4 курса

заочного  отделения

 специальности  «Экономика и управление 

на предприятии»

Лущинская М.В. 

Научный руководитель:

к.э.н., старший  преподаватель

Давыденко Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 
Содержание 
 
 
 

 

Введение

 

      Тема  курсовой работы выбрана автором  не случайно. Актуальность и необходимость  наличия эффективной системы  бюджетирования для предприятий, во-первых, связана с повышением уровня конкуренции между ними, а значит, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективного управления финансами. Во-вторых, каждое предприятие стремится изыскать внутренние резервы снижения затрат на производство, реализацию продукции, обосновать оптимальные уровни расхода финансовых средств, а также оптимизировать налогообложение.

      Таким образом, решение данных задач тесно  связано с необходимостью совершенствования  системы управления предприятия  в целом.

      В связи с вышесказанным особенно остро встает вопрос о диагностике системы бюджетирования уже функционирующего предприятия. Целью данной работы является диагностика системы бюджетирования ООО «Трест-36» для выявления недостатков существующей системы и обозначения направлений совершенствования системы управления компанией.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое система бюджетирования и обозначить ее место в управлении деятельностью предприятия, далее необходимо рассмотреть структуру системы бюджетирования и проблемы ее формирования в современной компании. Собственно диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» будет включать в себя анализ действующей системы бюджетирования, выявление ее недостатков и предложение направлений ее совершенствования и оптимизации. 

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе разобраны теоретические подходы к основным определениям, выявлены проблемы формирования системы бюджетов, намечены направления анализа действующей системы бюджетирования.

      Во  второй главе проведена диагностика  системы бюджетирования в ООО «Трест-36», определены недостатки действующей системы, даны общие предложения направлений ее оптимизации.

      В заключение курсовой работы подведены итоги проделанной работы.

 

Глава I. Система бюджетирования на предприятии

    1. Понятие системы бюджетирования и ее место в управлении деятельностью предприятия
 

      В широком смысле бюджетирование - это  планирование финансовой деятельности предприятия на основе принимаемых бюджетов.1 Нужно уточнить, что бюджетирование - неотъемлемая часть оперативного и перспективного планирования, тесно связанного с процессом контроля. Бюджетирование относится к числу наиболее сложных и ответственных функций управления на предприятии. Для использования термина в дальнейшем будем понимать бюджетирование в узком смысле как процесс, в рамках которого осуществляется анализ сбытовых, производственных, финансовых, инвестиционных возможностей предприятия; прогноз основных показателей его деятельности; обоснование выбранного варианта реализации решения и оценка достигнутых результатов в сравнении с поставленными целями.2 Бюджетирование используется для повышения ответственности руководителей различного уровня за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими подразделениями.

      Система бюджетирования - это система управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, система регулирования финансовых процессов на предприятии.3 Задача системы бюджетирования - обеспечить наиболее комфортное планирование и принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и его контрагентами.

      Система бюджетирования включает в себя, как  правило, несколько составляющих:

  • организационная составляющая (оргструктура, финансовая структура, распределение ответственности и проч.);
  • методологическая составляющая (положения, регламенты, правила, регулирующие процесс бюджетирования, способы и методы учета и проч);
  • информационная составляющая (автоматизированная система бюджетирования).

      С помощью эффективно работающей системы бюджетирования предприятие может последовательно решать следующие задачи, представленные в таблице:

 

Таблица 1. Задачи, решаемые с помощью эффективной системы бюджетирования. 

Задачи Описание
Планирование Посредством заранее  утвержденных процедур система бюджетирования позволяет планировать деятельность самого предприятия и его структурных подразделений, а также прогнозировать и моделировать финансово-экономические ситуации с целью оценки необходимых ресурсов компании для реализации стратегических проектов (выход на новые рынки, производство новой продукции и т.д.) и достижения планируемых результатов развития компании.
Координация Система бюджетирования консолидирует бюджеты подразделений  в бюджет предприятия, и координирует оперативную деятельность.
Авторизация Система бюджетирования наделяет руководителей структурных  подразделений и руководителей  аппарата управления правами и обязанностями, которые позволяют им осуществлять руководство процессом составления  и утверждения бюджетов.
Оценка  деятельности Система бюджетирования, на основании результатов выполнения бюджета, определяет базу для оценки эффективности деятельности руководителей  предприятия и его структурных  подразделений.
Мотивация Система бюджетирования, посредством вовлечения большего количества сотрудников в процесс планирования и контроля, позволяет повысить их заинтересованность в результатах своего труда и результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ  исполнения и контроль Анализ исполнения в рамках системы бюджетирования осуществляется посредством сравнения планируемых и фактических показателей, а также путем нормирования показателей. Контроль предполагает комплекс процедур, обеспечивающих четкое и эффективное оперативное выполнение бюджета.
 

      Размышляя на тему о том, что дает система бюджетирования и какой она должна быть, нужно отметить: все зависит от тех целей, которые нужно достичь с ее помощью. Попробуем описать, каких результатов добиваются предприятия после удачного внедрения системы бюджетирования. В широком смысле результатом успешного внедрения всегда будет являться повышение эффективности деятельности компании, что проявляется в следующих бизнес-процессах:

    1. Управление компанией;
    2. Производительность труда;
    3. Продажи;
    4. Управление ресурсами компании.

      Как уже отмечалось ранее, процесс бюджетирования представляет собой комплекс процедур, направленных на повышение эффективности  управления предприятием. Чтобы процесс бюджетирования выполнял поставленные задачи, предприятию необходима эффективно работающая система бюджетирования, позволяющая:

  1. Повысить гибкость компании, более выгодно использовать рыночные возможности, раньше конкурентов реагировать на изменения окружающей среды; 
  2. Улучшить качество оперативного управления, предоставив руководству возможность координации текущей деятельности компании и подразделений;
  3. Рационально распределять ресурсы компании, прогнозируя будущие потребности компании в финансовых и материальных ресурсах и расставляя приоритеты;
  4. Скоординировать работу подразделений компании, планируя взаимосвязано деятельность компании и подразделений в соответствии со стратегическими целями;
  5. Создать основу для мотивации руководителей структурных подразделений, наделив их полномочиями и ответственностью за распределение бюджета подразделения.
    1. Структура системы бюджетов предприятия
 

      Виды бюджетов обычно делятся на следующие группы:

  • основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);
  • операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых затрат на сырье и материалы, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет управленческих расходов и др.)

      Стандартные бюджетные (аналитические и отчетные) формы определяют три основные формы планирования основных аналитических отчетов, обязательных для предприятия и его подразделений. Итак, три основные формы планирования включают: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс. Бюджет представляет собой, как правило, комплект главных бюджетных форм: Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) и Прогнозный Баланс (Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ)), которые могут быть получены посредством формирования различных операционных, инвестиционных, финансовых, различных функциональных бюджетов (Бюджет продаж, Бюджет Заработной платы и т.д.). Иерархия бюджетов может быть представлена в следующем упрощенном виде:

  1. Уровень. Функциональные бюджеты либо Бюджеты Центров Финансовой Ответственности (ЦФО);
  2. Уровень. Бюджеты по видам деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой);
  3. Уровень. Главные Бюджетные формы.4

      БДР - отражает планируемые финансовые результаты деятельности компании за отчетный период.

      БДДС - отражает планируемые денежные потоки в разрезе видов деятельности за отчетный период и планируемый профицит/дефицит.

      ББЛ - отражает планируемое финансовое состояние компании на начало и конец отчетного периода.

      Традиционная  структура системы бюджетов и их взаимосвязь могут быть представлены в следующем виде:

Рисунок 1. Традиционная структура системы бюджетов. 

 

      Таким образом, рассмотрев традиционную структуру  системы бюджетов и их взаимосвязь  между собой, логично перейти  к вопросу процесса и проблем  формирования системы бюджетирования на предприятии.

1.3. Процесс и проблемы формирования системы бюджетирования на предприятии

 

      Прежде  всего, пошагово рассмотрим процесс  формирования системы бюджетов на предприятии.

      Такое понятие, как основной бюджет (англ. - master budget) охватывает все стороны деятельности предприятия. Знание алгоритма его составления дает возможность:

  1. Получить представление о логике составления бюджета предприятия;
  2. Понять последовательность его формирования и источники информации на каждом этапе процесса;
  3. Иметь возможность еще раз вернуться к рассмотрению каждого бюджета более глубоко - для выявления факторов, которые следует учитывать в ходе составления бюджета, и для упрощения последующего формирования финансовой структуры. Ниже в таблице представлены типовые блоки основного бюджета:

Таблица 2: Типовые блоки основного бюджета. 

        № блока Наименование  блока
        1 Прогноз продаж
        2 Бюджет производства
        3 Бюджет запасов
        4 Бюджет коммерческих расходов
        5 Бюджет административных расходов
        6 Бюджет снабжения
        7 Бюджет расходов основных материалов
        8 Бюджет прямой заработной платы
        9 Бюджет косвенных  производственных расходов
        10 Бюджет себестоимости
        11 Бюджет доходов  и расходов
        12 Прогноз выручки
        13 Прогноз баланса
        14 Проект инвестиций
        15 Бюджет движения денежных средств

Информация о работе Диагностика системы бюджетирования на предприятии (на примере ООО «Трест-36»)