Анализ затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:48, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ затрат предприятия. Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие затрат и рассмотреть их классификацию;
- охарактеризовать информационную базу анализа и методы анализа затрат предприятия;
- провести анализ хозяйственной деятельности и дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- проанализировать динамику и структуру затрат предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы затрат предприятия
1.1 Понятие и классификация затрат предприятия
1.2 Информационная база анализа затрат предприятия
1.3 Методы анализа затрат предприятия
2. Анализ затрат ОАО «Технабэкспорт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Технабэкспорт»
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Технабэкспорт»
2.3 Анализ динамики и структуры затрат ОАО «Технабэкспорт»
3. Разработка методов по оптимизации затрат на ОАО «Технабэкспорт»
3.1 Оптимизация издержек на ОАО «Технабэкспорт»
3.2 Эффективность оптимизации затрат
Заключение
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 421.59 Кб (Скачать документ)

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) - это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции.3 Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называется калькуляцией.

Номенклатуру статей каждое предприятие может устанавливать  для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Их примерный перечень установлен отраслевыми  инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции.

В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим  образом:

1. «Сырье и основные  материалы».

2. «Полуфабрикаты собственного  производства».

3. «Возвратные отходы»  (вычитаются).

4. «Вспомогательные материалы».

5. «Топливо и энергия на технологические цели».

6. «Расходы на оплату труда производственных рабочих».

7. «Отчисления на социальные нужды».

8. «Расходы на подготовку и освоение производства».

9. «Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования».

10.«Цеховые расходы».

11.«Общехозяйственные расходы».

12.«Потери от брака».

13.«Прочие производственные  расходы».

14.«Коммерческие расходы».

Итог первых десяти статей позволяет получить цеховую себестоимость, итог первых тринадцати статей образует производственную себестоимость, а  итог всех четырнадцати статей -полную себестоимость продукции.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения  по видам продукции (работ, услуг), а  также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции  определяются отраслевыми методическими  рекомендациями. В принципе, статьи калькуляции в каждой отрасли  свои. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные  расходы (в силу большого удельного  веса), амортизационные отчисления (в силу большой фондоёмкости производства) и т.д.

По месту возникновения  затраты группируются и учитываются  по производствам, цехам, участкам, отделам  и другим структурным подразделениям предприятия, т.е. по центрам ответственности. Такая группировка затрат позволяет  организовать внутренний хозрасчет  и определить производственную себестоимость  продукции. Учет по центрам ответственности  «привязывает» учет затрат к организационной структуре предприятия или организации.4

Завершающим этапом является группировка и учет по носителям  затрат, т.е. продукции, работам, услугам  с целью определения их себестоимости.

Для определения и оценки себестоимости продукции целесообразно  увязать учет затрат по видам и  местам возникновения с учетом затрат по их носителям: видам продукции, работ, услуг.

В процессе принятия управленческих решений руководитель должен обладать достаточной информацией, которая  сулила бы выгоду предприятию от производства того или иного вида товара. В  этих условиях особую значимость приобретает  разделение затрат на следующие виды:

· альтернативные (вмененные);

· дифференциальные;

· безвозвратные;

· инкрементные;

· маржинальные;

· релевантные.

На предприятиях ограниченность ресурсов порождает ограничение  производственных возможностей. Каждая ресурсная единица обладает некоторой  отдачей, характеризующей эффективность  ее производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при  самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге, при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции. В этих условиях возможность увеличения производства одного товара достигается ценой снижения производства другого. На этом факте основывается понятие альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость  товара определяется количеством другого  товара, от которого приходится отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Это цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую  пришлось заменить более предпочтительной, т.е. цена потери, упущенной возможности.

Затраты, обусловленные отказом  от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную  выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого  действия. Альтернативные затраты возникают  в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные  издержки равны нулю.

Каждое последующее увеличение производства продовольственных товаров  на определенное число единиц требует  все большего снижения производства непродовольственных товаров, т.е. вмененных  затрат. То же самое наблюдается  и при увеличении производства непродовольственных  товаров за счет снижения выпуска  продовольственных. Отсюда и вытекает закон возрастания вмененных  издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат), отражающий свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других товаров, т.е. увеличением упущенных  возможностей.

Дифференциальные затраты - это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений. Дифференциальные затраты также называют дополнительными или приростными.5

Безвозвратные затраты - это такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием. Примером таких затрат может быть первоначальная стоимость закупленных материалов и оборудования. Несмотря на то, что приобретенные ресурсы не используются сейчас, затраты на их приобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями.

Инкрементные затраты являются дополнительными и возникают в случаях производства какой-то партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы), то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю.

Маржинальные затраты - это дополнительные затраты, когда производится еще одна единица продукции. Такие затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции.6

Маржинальные затраты  обычно различны при разных объемах  производства. Они уменьшаются с  увеличением выпуска продукции.

В зависимости от специфики  принимаемых решений затраты  подразделяются на релевантные и нерелевантные.

Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно  считать только те затраты, которые  зависят от рассматриваемого управленческого  решения. В частности, затраты прошлых  периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже  нельзя. В то же время, вмененные  затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

Процесс управления на предприятии  включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет и анализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня. Для этих целей применяется следующая классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм и по отклонениям от них; контролируемые и неконтролируемые.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Полностью регулируемые затраты  возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Произвольные затраты имеют место, главным образом, в НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты  возникают во всех функциональных областях.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного  предприятия: применяемой технологии; организационной структуры; корпоративной  культуры и других факторов. Поэтому  универсальной методики классификации  затрат по степени регулируемости не существует, ее можно разработать  только применительно к конкретному  предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости  от следующих условий:

а) длительности периода  времени (при длительном периоде  появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

б) полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми  на уровне директора предприятия).

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть  в отчетах об исполнении сметы  по центрам ответственности. Это  позволит выделить сферу ответственности  каждого менеджера и оценить  его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

На результаты деятельности предприятия существенное влияние  оказывает деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).

Эффективные - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.

Неэффективные затраты - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Важное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их разделяют на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

Неконтролируемые - это затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

Важным условием эффективного контроля за затратами является их деление на затраты в пределах норм (стандартов) и по отклонениям от них. На основании имеющейся информации об отклонениях по затратам руководитель может выработать и осуществить корректирующие воздействия. Он может выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть нормы (стандарты). При построении системы контроля затрат необходимо определить:

1) систему подконтрольных  показателей, состав и уровень  детализации подконтрольных показателей;

2) сроки представления  отчетности;

3) распределение ответственности  за полноту, своевременность и  достоверность информации, содержащейся  в отчетах по затратам, то есть  «привязка» системы контроля  к центрам ответственности на  предприятии.7

В таблице 1 приведена классификация  затрат в управленческом учете.

Таблица 1 - Классификация затрат в управленческом учете

Классификационные признаки

с учетом функций управления

Виды затрат

1

2

1. Процесс принятия управленческих  решений

Явные и альтернативные; релевантные  и нерелевантные; эффективные и  неэффективные

2. Процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные

3. Процесс планирования

Планируемые и непланируемые

4. Процесс нормирования

Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них

5. Процесс организации

По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам  ответственности

6. Процесс учета

Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим  элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные

7. Процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые

8. Процесс регулирования

Регулируемые и нерегулируемые

9. Процесс стимулирования

Обязательные и поощрительные


 

Для того, чтобы система  контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются  затраты, классифицировать затраты, а  затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В  результате руководитель предприятия  получит возможность своевременно выделять «узкие места» в планировании, формировании затрат и принимать  соответствующие управленческие решения.

Информация о работе Анализ затрат