Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Российская экономика переживает период глубокого кризиса, характерной чертой которого является высвобождение большого числа экономически активного населения из оборонной промышленности, науки, культуры и образования.

Содержание

Введение 3
1. Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности российских коммерческих банков 7
1.1. Эволюция механизма участия банков РФ в лизинговых операциях 7
1.2. Законодательное обеспечение и развитие финансового лизинга в России 16
1.3. Лизинг как метод инвестирования в финансовой деятельности коммерческих банков 25
2. Совершенствование механизма лизинговых сделок в коммерческих банках 40
2.1. Анализ существующей практики и организация договорной работы в проведении операций по финансовому лизингу 40
2.2. Анализ основных этапов лизинговых сделок в период кризисной экономики в России 46
2.3 Финансовые методы государственной поддержки развития лизинговой деятельности коммерческих банков 49
3. Совершенствование методики расчета платежей по операциям лизинга в инвестиционной деятельности коммерческих банков в России 56
3.1. Анализ действующих расчетов платежей по операциям лизинга 56
Расчет общей суммы лизинговых платежей по годам 61
3.2. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования 65
3.3. Рекомендации по проведению лизинговых операций 72
4. Пути преодоления препятствий и расширения деятельности коммерческих банков в лизинговом бизнесе 74
Заключение 78
Список использованной литературы 82

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия.docx

— 159.63 Кб (Скачать документ)

2. Приобретение товара. Приобретение машин, приборов, оборудования и других материальных ценностей, являющихся предметом лизингового контракта, производится по поручению клиента лизингодателем посредством заключения контракта купли-продажи. Владельцем лизингового товара, сохраняющим право собственности и учитывающим его на своем балансе, является лизингодатель; получателем же товара по сделке является лизингополучатель, который собственником не является, но практически принимает на себя многие его обязанности.

3. Поставка товара. Поставка товара осуществляется продавцом (поставщиком) в соответствии с условиями договора с предварительным предупреждением арендатора о предстоящей поставке.

4. Приемка товара. Осуществляется подписанием протокола приемки, в котором обязательно принимает участие поставщик и лизингополучатель. Поставщик этим документом подтверждает выполнение своих обязательств перед лизингодателем (по договору купли-продажи) и может претендовать на оплату поставленного товара. Лизингополучатель удостоверяет протоколом приемки надлежащую поставку объекта сделки, подтверждает достижение оговоренных показателей в эксплуатации, а также признает действительность всех договоренностей, указанных в контракте по лизингу, и обязуется произвести в установленное время первый лизинговый взнос.

В случае отсутствия представителя  лизингодателя лизингополучатель  в протоколе о приемке заявляет о принятии на себя прав и обязанностей лизингодателя в отношении поставщика, включая проверку состояния объекта, обязанность рекламации, отказываясь от их предъявления непосредственно лизингодателю.

Вместе с тем возможно и присутствие  лизингодателя при его приемке. В этом случае лизингодатель принимает все документы и, подписывая протокол приемки, берет на себя право собственности на объект лизинговой сделки.

5. Кредитование банком  операции приобретения лизинговой  компанией товара. Обычно лизинговая фирма получает кредит у банка, принимающего самое активное участие в ее создании и имеющего солидный пакет ее акций.

6. Оплата поставки. Основанием для расчетов между поставщиком и лизингодателем является получение последним комплекта документов, оформляемых и подписываемых в процессе приемки товара.

7. Выплата лизинговых платежей. Платежи в пользу лизингодателя являются основой возвратности полученного материального кредита; в них заложено погашение стоимости взятого в аренду оборудования и оплата процентов, а также некоторые другие расходы. При этом возможен вариант, когда в качестве оплаты осуществляется поставка продукции, произведенной с помощью арендуемых средств (компенсационный лизинг).

8. Возврат кредита с уплатой процентов по нему. По окончании срока контракта арендуемое имущество может быть возвращено лизинговой компании, либо выкуплено по остаточной стоимости, либо контракт может быть продлен на новый срок. Из сказанного очевидна специфика лизинга, заключающаяся в его двойственной природе: с одной стороны, он сохраняет черты кредита, но с другой стороны является своеобразной инвестицией капитала, поскольку объект ссуды выступает в форме материального имущества.

 

2.3 Финансовые методы  государственной поддержки развития  лизинговой деятельности коммерческих банков

 

В контексте данной работы важно  отметить стремление Правительства  РФ активизировать инвестиционную деятельность в стране на основе широкого использования операций финансового лизинга.

Формы участия государства в  отдельном секторе гражданского оборота – лизинговом бизнесе многовариантны. В первую очередь государство осуществляет лизинговую деятельность в качестве лизингодателя. Постановлением Правительства от 16 июня 1994 г. № 686 положено начало непосредственному участию Российской Федерации в лизинговом бизнесе. В частности, было принято решение об организации обеспечения агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой на основе лизинга и о привлечении к выполнению этой работы АО «Росагроснаб».

Сельскохозяйственное предприятие, нуждающееся в определенной сельскохозяйственной технике, подает заявку в региональное предприятие АООТ «Росагросиаб». Оно приобретает за счет средств государственного лизингового фонда требуемое оборудование у производителей или в торговых организациях, а затем передает его в аренду. Договор аренды заключается на 3–4 года и предусматривает обязательный переход предмета аренды в собственность арендатора после истечения срока действия договора. АООТ «Росагроснаб» аккумулирует арендные платежи по лизинговым договорам и возвращает их в государственный лизинговый фонд.

Для финансирования этой деятельности и создан государственный лизинговый фонд, в который ежегодно перечисляются бюджетные средства. В Законе «О бюджетной классификации РФ» отдельной строкой в разделе «Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей» выделено формирование государственного лизингового фонда.

Создаются региональные лизинговые фонды. Правительство РФ в постановлении от 21 июня 1996 г. № 723 дало поручение министерству финансов, министерству экономики, министерству сельского хозяйства и продовольствия, начиная с 1997 г., при разработке проектов федерального бюджета предусматривать финансовые средства на создание и деятельность специальных региональных лизинговых фондов, осуществляющих материально-техническое обеспечение организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.

Для сельских товаропроизводителей лизинговые сделки зачастую единственный способ обновить свой машинный парк, так как  цены на сельскохозяйственную технику очень высоки, в современных условиях лишь немногие предприятия агропромышленного комплекса в состоянии ее приобрести. Распространена практика выплаты в качестве арендных платежей определенной доли продукции, получаемой при помощи арендуемого оборудования. Поэтому на сегодняшний день лизинг – это единственный реальный способ оснащения агрокомплекса дорогостоящей техникой и оборудованием.

Участие государства в лизинге  сельскохозяйственной техники стало  поддержкой и для ее производителей. Создается дополнительный рынок  сбыта, что особенно важно на фоне падения покупательной способности  предприятий – потребителей сельскохозяйственной техники.

Правительство РФ в постановлении  от 3 ноября 1994 г. № 1211 «О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995–1996 годах» приняло решение об организации государственного лизинга воздушных судов и привлечении средств федерального бюджета для передачи лизинговым предприятиям на возвратной основе. Они же в 1997–1998 гг. должны были на эти деньги приобрести самолеты нового поколения ТУ-204 и ТУ-204–200.

Правительство относит создание системы  лизинга гражданской авиационной техники и развитие лизинговых программ к основным видам государственной поддержки авиационной промышленности и гражданской авиации в нашей стране.

Однако эти решения за недостаточностью средств реализованы не были. Сейчас государство принимает участие в осуществлении лизинговых сделок в отношении авиационной техники в несколько иной форме – в качестве поручителя. Так, Закона РФ «О федеральном бюджете на 1998 г.» дает возможность Правительству РФ предоставлять для реализации инвестиционных проектов государственные гарантии российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства. Установлены лимиты использования государственных гарантий. На финансовый лизинг – 8 трлн. руб., из которых 4 трлн. руб. – на лизинг новых типов воздушных судов.

Правительство выступает поручителем  исполнения лизинговой компанией своих обязательств по своевременному возврату кредитору заемных средств, привлеченных для приобретения предмета лизинговой сделки. Самолет после покупки передается в аренду авиакомпании. Ни одна авиакомпания не в состоянии самостоятельно приобрести самолет из-за очень высокой стоимости. Поэтому участие государства незаменимо как для производителя авиатехники, так и для авиакомпании: производитель получает деньги, авиакомпания – самолет.

Москва, как субъект РФ, – государственное образование. Она принимает активное, как непосредственное, так и опосредованное, участие в лизинговом бизнесе.

Правительство Москвы (постановление № 404 от 7 мая 1996 г.) приняло участие в создании открытого акционерного общества «Московская лизинговая промышленная компания» (ОАО «МОСЛИЗПРОМ»). Цель создания компании – «участие государства в формировании рыночной инфраструктуры промышленного комплекса, составной частью которой являются организации и распространение' лизинговых операций». К приоритетным видам деятельности предприятия отнесены разработка и реализация на основе лизинговых схем инвестиционных проектов для предприятий промышленности Москвы; анализ заявок предприятий на получение оборудования в лизинг на соответствие приоритетным направлениям и заданиям по выполнению городского заказа и т.д. Вышеуказанным постановлением ОАО «МОСЛИЗ-ПРОМ» разрешено распоряжаться, по согласованию с уполномоченным органом Правительства Москвы, имуществом, являющимся предметом лизинга и приобретенным ранее за счет государственных средств.

Помимо учреждения специализированных лизинговых компаний московское Правительство способствует привлечению средств российских банков для финансирования лизинговых сделок. Распоряжением премьера Правительства от 13.05.96 г. № 442-РП утвержден примерный текст соглашения между Правительством Москвы, коммерческим банком и лизинговой компанией. В соответствии с этим соглашением Правительство обеспечивает исполнение лизинговой компанией обязанностей по погашению задолженности перед банком, финансировавшим лизинговую сделку, путем заключения договора поручительства или договора залога.

Москва и самостоятельно выступает  в качестве лизингодателя. Например, по договору лизинга АО «Русское бистро» было передано оборудование пищевой промышленности для создания сети быстрого питания «Русское бистро».

Если подытожить изложенное, то можно  сделать вывод, что государство – специфический и весьма активный участник лизингового бизнеса. Специфика здесь заключается в целях участия государства в названных отношениях. С одной стороны, это создание наиболее благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности для производителей – поиск и реализация дополнительных каналов сбыта произведенной продукции. С другой – обеспечение максимальной доступности предметов производства для потребителей. И то, и другое направление имеет единую цель – оживление и развитие на новых принципах отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта и других отраслей экономики.

Большое значение придается обеспечению  предприятий и организаций АПК  продукцией машиностроения на условиях лизинга. Правительством Российской Федерации  принято постановление «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации» (1997 г.), предусматривающее меры по устранению монополизма, созданию конкурентных условий в сфере материально-технического обеспечения АПК, осуществлению лизинговых операций при государственной поддержке исключительно на конкурсной основе.

Лизинговая деятельность будет  осуществляться на двух уровнях: федеральном – по отдельным видам машин и оборудования для семеноводческих и племенных хозяйств, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, научных и учебных заведений и региональном – по основной массе сельскохозяйственных машин. Проведение конкурсов на региональном уровне даст субъектам Российской Федерации большую самостоятельность, позволит привлечь в лизинговый фонд средства местных бюджетов, собственные средства лизингодателей и заемные средства, в том числе коммерческих банков. Для увеличения поставок техники, оборудования, племенного скота по лизингу необходимо обеспечить формирование в полном объеме федерального и региональных фондов.

Суммарная задолженность по лизинговым платежам за 1994–1997 гг., по состоянию на 15 января 1998 г., составляла 597 млрд. руб. за технику и 69,4 млрд. за племенной скот. Особенно большой долг имеют товаропроизводители республик Татарстан и Башкортостан, Оренбургской, Кемеровской, Саратовской, Новосибирской, Амурской областей и ряда других регионов. В соответствии с постановлением правительства размер средств федерального лизингового фонда, выделяемых в региональные лизинговые фонды, будет уменьшаться на величину долга региона по соответствующим платежам, а перечисление средств будет осуществляться только после полной ликвидации задолженности.

Информация о работе Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний