Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Российская экономика переживает период глубокого кризиса, характерной чертой которого является высвобождение большого числа экономически активного населения из оборонной промышленности, науки, культуры и образования.

Содержание

Введение 3
1. Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности российских коммерческих банков 7
1.1. Эволюция механизма участия банков РФ в лизинговых операциях 7
1.2. Законодательное обеспечение и развитие финансового лизинга в России 16
1.3. Лизинг как метод инвестирования в финансовой деятельности коммерческих банков 25
2. Совершенствование механизма лизинговых сделок в коммерческих банках 40
2.1. Анализ существующей практики и организация договорной работы в проведении операций по финансовому лизингу 40
2.2. Анализ основных этапов лизинговых сделок в период кризисной экономики в России 46
2.3 Финансовые методы государственной поддержки развития лизинговой деятельности коммерческих банков 49
3. Совершенствование методики расчета платежей по операциям лизинга в инвестиционной деятельности коммерческих банков в России 56
3.1. Анализ действующих расчетов платежей по операциям лизинга 56
Расчет общей суммы лизинговых платежей по годам 61
3.2. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования 65
3.3. Рекомендации по проведению лизинговых операций 72
4. Пути преодоления препятствий и расширения деятельности коммерческих банков в лизинговом бизнесе 74
Заключение 78
Список использованной литературы 82

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия.docx

— 159.63 Кб (Скачать документ)

С участием МПБ завершается проект оснащения Челябинского электрометаллургического завода газовыми энергетическими турбинами. Они будут вырабатывать электроэнергию на самом заводе, освободив его от диктата цен на электроэнергию РАО «ЕЭС России», что повлияет на снижение себестоимости производства продукции завода. Оборудование и технология предоставляются компанией «Дженерел электрик» в счет кредита Экспортно-импортного банка США.

По лизинговой схеме также осуществляется строительство фармацевтического завода в Нижнем Новгороде. Партнерами МПБ по реализации этого проекта выступают японская компания «Мицуи» и ЭИБ Японии.

МПБ подготовил также ряд лизинговых программ совместно с крупнейшими банками, входящими в Ассоциацию банков Азии, для развития промышленности Камчатки, Хабаровского края ii других районов Дальнего Востока. Совместно с инвестиционными фондами Гонконга и Тайваня началось осуществление проектов развития телекоммуникаций в России и поддержания некоторых предприятий по производству средств связи.

МПБ совместно с Ассоциацией  банков Азии и Азиатским банком развития подготовил по линии ООН программу развития промышленности российского Дальнего Востока и Приморья. Эта программа предусматривает строительство промышленных зон, включая поставку необходимого производственного оборудования из Тайваня на условиях финансового лизинга Этот банк проводит со странами азиатско-тихоокеанского региона лизинговые операции, охватывающие 560 различных направлений (от строительства крупных предприятий до поставки хлебопекарен и других технологических линий).*

Компания «Интеррослизинг», созданная ОНЭКСИМБАНКом оснащает первоклассным импортным оборудованием Медицинский центр Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУПДК). По оценке одного из руководителей, у ГлавУПДК нет проблем с получением и погашением кредитов, так как их берет «Интеррослизинг» и не тратит все деньги сразу, что позволяет спланировать их эффективное использование на инвестиции и платежи. Объем операций «Интеррослизинга» достиг в 1997 г. 50 млн. долларов.**

Мосбизнесбанк через свою компанию «Лизингбизнсс» приобрел и передал в лизинг в период 1992–1996 гг. оборудование на сумму свыше 25 млн. долларов США. Базовые условия контрактов таковы: срок – до 5 лет. Ставки исчисляются исходя из текущей рыночной ставки и корректируются один раз в квартал с изменениями ставки ЦБ РФ. Среди имущества, сдаваемого в лизинг, преобладают автомобили, компьютеры и программное обеспечение, копировальная техника и офисное оборудование.

Межэкономсбербанк в отличие от Мосбизнесбанка пошел по пути создания совместной компании «Межсбер-Юраско-лизинг» с участием немецко-швейцарского капитала. Схема работы «Межсбер-Юраско-лизинг» такова: контракты финансируются компанией-партнером ТОО «Юраско Цюрих АГ» под гарантию Межэкономсбербанка.

*Финансовые известия, 17 октября 1996 г.

Финансовые известия, 20 марта 1997 г.

Финансовые известия, 27 февраля 1996 г.

Если покупатель не является клиентом последнего, то гарантом выступает коммерческий банк, обслуживающий покупателя. В соответствии с 10 контрактами на общую сумму 4 млн. долларов российские компании получили на условиях лизинга строительное, фото-, хлебопекарное оборудование, оборудование для изготовления оконных блоков, копировально-множительную и компьютерную технику из Германии, Франции, Великобритании и России. Срок лизинга по этим контрактам колеблется от 1,5 до 3 лет. ТОО закупает не только зарубежное, но и российское оборудование, например 24 комплекта хлебопекарного оборудования Ярославского завода. Поставка этой техники финансировалась за счет бюджетных средств Министерства экономики.

Широкие возможности имеются в  перспективе для финансово-промышленных групп, осуществляющих лизинговые операции через созданные ими компании. Например, ФПГ «ЛУКойл» учредило собственную компанию «ЛК-лизинг» (51% акций) с участием инвестиционно-консалтинговой компании «Никойл» (26%), компании по капитальному строительству «ЛУКойлнефтегаз» (8%), компаний по поставкам оборудования, его страхованию и финансированию закупок (по 5%).

Общая схема участия лизинговой компании в инвестиционном процессе такова. Инвестиционные планы «ЛУКойла» разрабатываются его главным управлением финансов и инвестиций и утверждаются правлением компании, после чего «ПК-лизинг» предлагается найти оптимальные схемы реализации этих планов. Лизинговая компания выступает поверенным лизингодателя (производителя или поставщика оборудования) и, взаимодействуя с поверенным кредиторов (банков), организует закупки оборудования, передачу их в лизинг «ЛУКойлу» и нейтрализует возврат средств кредиторам.

В системе «Росагроснаба» осуществляется лизинг в АПК. Сельскохозяйственная техника передается лизингополучателю с обязательством первоначального платежа в 10% от стоимости, со сроком погашения на 3–5 лет по фиксированным ставкам. «Росагроснаб» берет с лизингополучателя 1,5% в год от стоимости объекта лизинга. В обязательном порядке проводится страхование лизинговой техники.

«Росагроснаб» пользуется надежным н дешевым источником финансовых средств – госбюджетом. Однако имея лизинговый фонд в 1996 году в размере 3 трлн. рублей, он смог удовлетворить заказы сельхозпроизводителей лишь на 15–20%. В своей практической деятельности «Росагроснаб» сталкивается со значительными трудностями, связанными с незавершенностью нормативной базы и неконтролируемым ростом цен на машины и оборудование. Это приводит к нарушению договорных обязательств между лизингодателями и лизингополучателями.

Практикуются различные схемы  лизинга техники. Это, например, вариант, когда немецкая фирма предлагает авансовый платеж – 15% от стоимости оборудования. И далее погашение оставшейся суммы осуществляется равными долями в течение пяти лет.

Могут быть применены и другие схемы  российских и зарубежных партнеров  по лизинговому бизнесу. Первая – сублизинг, когда зарубежная компания передает в лизинг оборудование российской, а та, в свою очередь, передает его лизингополучателю. Вторая схема – лизинговое брокерство, когда «Росагроснаб» ищет клиентов для зарубежных лизингодателей и дает гарантию по осуществленным сделкам. Третья – создание совместных лизинговых компаний для проведения поставок техники в агропромышленные комплексы.

Лизинговые операции получили распространение  и в отношении авиационной техники. «Аэрофлот» имеет соглашение с «Эйрбас индастри» о лизинге десяти аэробусов А-310. «Трансаэро» приобретает на условиях лизинга по десять самолетов Боинг-767, Боинг-737 и Ил-96МТ. В 1997 г. начато изготовление двадцати самолетов Ту-204, оснащенных двигателями ПС-90, которые планируется передать в лизинг российским авиакомпаниям.**

Анализ деятельности упомянутых российских авиакомпаний свидетельствует о том, что не всегда надежды на лизинг оправдываются полностью, поскольку на практике рентабельность использования иностранных самолетов довольно низкая. Одна из причин тому – стремление иностранных лизинговых компаний при внедрении на российский рынок использовать неосведомленность клиентов в области общепринятых условий лизинговых соглашений. В результате того, что российские специалисты не занимались расчетами экономической эффективности использования арендуемых самолетов, поручая это иностранным компаниям, стоимость эксплуатации этих самолетов оказывалась на 50% выше прогнозировавшейся.

По мнению исполнительного директора комиссии «Каспаров Консалтинг» П. Смита, при заключении лизинговых контрактов руководство российских компаний основное внимание уделяет не содержанию последних и расчетам, связанным с их реализацией, а протокольным мероприятиям по поводу подписания контрактов. Отрицательные последствия этой практики сказывались позднее. Зачастую в лизинговых контрактах присутствуют условия, которые категорически должны не устраивать российских арендаторов. Например, контракты заключены: 1) без права их приостановки до полной выплаты всех оговоренных сумм; 2) в случае потери самолета арендатора обязывают выплатить владельцу его полную стоимость в течение 7 дней; 3) расходы, связанные с модернизацией самолета, перекладываются на арендатора и 4) все работы, не предусмотренные контрактом, но оплачиваемые арендатором, лизинговая компания вправе поручить субконтрактору. К сожалению, многие отмеченные недостатки характерны и для других лизинговых сделок.

Постепенно на рынке лизинга  всех услуг начинают играть все более  заметную роль региональные и муниципальные  компании (Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Пенза, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Челябинск и другие). Известны лизинговые компании, созданные городскими властями. Так, в 1993 году правительством Москвы была образована для поддержки малого бизнеса «Московская лизинговая компания» (МЛК). Она приступила к поставке на условиях лизинга сроком до двух лет небольших грузовиков ЗИЛ-5301. Общая стоимость программы – около 4 млн. долларов. Столичный банк сбережений, приобретя контрольный пакет акций Агропромбанка, приступил к реализации проекта поставки тех же автомобилей для нужд АПК.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое и микропредпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности после принятия федеральной программы по развитию лизинга. Кстати, согласно проекту этой программы, в России должно быть создано семь региональных лизинговых центров и единый лизинговый банковский консорциум.

Обычно роль коммерческого банка  в схеме лизинга относительно пассивна. Однако российские банки уже проявили интерес к лизинговым операциям. Так, управляющий Международным промышленным банком С. Веремеенко отметил, что его банк намерен участвовать в проведении лизинговых операций по поставкам высокотехнологичных машин и оборудования из Тайваня. Это, по его словам, позволит российским предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию при отсутствии собственных источников для реконструкции производства, при этом нет необходимости сразу оплачивать стоимость импортного оборудования.

Вице-президент Мосбизнесбанка А. Иващенко сообщил, что банк намерен в текущем году в три раза увеличить объем кредитования лизинговых операций. Средства будут предоставлены дочерним лизинговым компаниям, поставляющим на российский рынок технику для офисных помещений. По его мнению, кредитование лизинговых операций сводит к нулю риск невозврата вложений, поскольку клиент получает товарный кредит. В свою очередь заместитель начальника управления инвестиционных проектов банка «Российский кредит» А. Струнилин отметил, что «банк уже заключил соглашения с итальянским автомобильным концерном «ИВЕКО» (IVECO), немецким концерном «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz), австрийской фирмой «Шаллер» (Schaller) и турецкой фирмой «Хурмак» (Hurmak) для проведения лизинговых операций. Сумма подобных соглашений уже превысила $100 млн.».

 

 

2. Совершенствование  механизма лизинговых сделок  в коммерческих банках

2.1. Анализ существующей практики и организация договорной работы в проведении операций по финансовому лизингу

 

Ярким примером успешного развития лизинга с предоставлением гарантий государства является деятельность Московской лизинговой компании (МЛК), созданной столичным правительством специально для поддержки малого предпринимательства. Мэрия Москвы выделила на эти цели $54 млн. Компания выступала в роли лизингового управляющего – на конкурсной основе отбирала лизингополучателя, заказывала для него необходимое оборудование, которое закупал уполномоченный посредник. Оборудование передавалось в лизинг на срок до восьми лет под 7% годовых в валюте.

Проект вызвал огромный интерес, за первые два года деятельности в МЛК  было зарегистрировано более 1500 обращений, в целом потребность столичного малого бизнеса в оборудовании, по оценкам экспертов компании, составляет $2.5 млрд. В 1994 – 95 гг. МЛК реализовала 40 лизинговых проектов, используя льготные бюджетные кредиты.

Опыт привлечения муниципальных  финансовых ресурсов для развития лизинга  вызывает интерес в регионах. Компании, аналогичные московской, зарегистрированы в Туле, Рязани, Ижевске, Смоленске.

Еще в 1996 г. в Правительство были представлены документы о создании Фонда развития лизинга. Предполагается, что в уставной капитал фонда, помимо бюджетных денег, могут поступить средства банков и коммерческих структур. Поддержка лизинговых проектов будет осуществляться на конкурсной основе.

Информация о работе Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний