Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Российская экономика переживает период глубокого кризиса, характерной чертой которого является высвобождение большого числа экономически активного населения из оборонной промышленности, науки, культуры и образования.

Содержание

Введение 3
1. Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности российских коммерческих банков 7
1.1. Эволюция механизма участия банков РФ в лизинговых операциях 7
1.2. Законодательное обеспечение и развитие финансового лизинга в России 16
1.3. Лизинг как метод инвестирования в финансовой деятельности коммерческих банков 25
2. Совершенствование механизма лизинговых сделок в коммерческих банках 40
2.1. Анализ существующей практики и организация договорной работы в проведении операций по финансовому лизингу 40
2.2. Анализ основных этапов лизинговых сделок в период кризисной экономики в России 46
2.3 Финансовые методы государственной поддержки развития лизинговой деятельности коммерческих банков 49
3. Совершенствование методики расчета платежей по операциям лизинга в инвестиционной деятельности коммерческих банков в России 56
3.1. Анализ действующих расчетов платежей по операциям лизинга 56
Расчет общей суммы лизинговых платежей по годам 61
3.2. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования 65
3.3. Рекомендации по проведению лизинговых операций 72
4. Пути преодоления препятствий и расширения деятельности коммерческих банков в лизинговом бизнесе 74
Заключение 78
Список использованной литературы 82

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия.docx

— 159.63 Кб (Скачать документ)

Вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко сообщил, что банк намерен в 1999 году в три раза увеличить объем кредитования лизинговых операций. Средства будут предоставлены дочерним лизинговым компаниям, поставляющим на российский рынок технику для офисных помещений. По его мнению, кредитование лизинговых операций сводит к нулю риск невозврата вложений, поскольку клиент получает товарный кредит.

Лизинговые компании, созданные  банками, например коммерческие лизинговые компании – дочерние компании крупных банков: РГ-Лизинг (Сбербанк), Промстрой – лизинг (Промстройбанк), Лизингбизнес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк), ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов «собственного» банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов, схожие с западными, а значит, наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал.

Здесь необходимо заметить, что лизинг не является «банковской операцией» в точном смысле этого слова. Он относится, к так называемой, «близкой к банковской» форме финансирования, которая может осуществляться и торгово-промышленными предприятиями, но в первую очередь этим занимаются специализированные лизинговые компании, учреждаемые различными физическими или юридическими лицами (банками, страховыми обществами, промышленными предприятиями, общественными организациями, частными лицами), хотя банки играют в лизинге чрезвычайно важную и заметную роль. Участие банков может быть прямым (если они непосредственно сдают в лизинг машины и оборудование) и косвенным (если предоставляют ссуды лизинговым компаниям). Ни одна сколько-нибудь крупная лизинговая операция не обходится без участия банков.

Популярность лизинга обусловливается  различными сугубо экономическими факторами, делающими его выгодным для участников лизинговых сделок. Среди преимуществ, получаемых арендаторами, назовем следующие:

экономия средств, связанная с  возможностью эксплуатировать оборудование, приобретенное по лизингу, по существу, в кредит, с рассрочкой платежа;

совершение лизинговых платежей из выручки, полученной от эксплуатации оборудования;

способность быстро обновлять основные производственные фонды (особенно их активную часть) без значительных единовременных денежных затрат и на этой основе повышать конкурентоспособность своей продукции;

устранение неизбежных потерь, вытекающих из владения морально устаревшим оборудованием (посредством использования оперативного лизинга);

отсутствие проблемы кредитных  гарантий или залога, возникающих  при обычном кредите;

возможность пробной эксплуатации принципиально нового дорогостоящего оборудования с целью уменьшения риска приобретения оборудования, не отвечающего условиям его эксплуатации, требующего чересчур высокой квалификации обслуживающего персонала и др.

Безусловные выгоды от лизинга также  получают предприятия, которые по причине  либо сезонного характера выполняемых  работ, либо индивидуального (разовые заказы), не нуждаются в постоянном владении оборудованием.

Предприятия-производители материальных ценностей (поставщики) заинтересованы в лизинге по следующим причинам:

по договорам поставки в рамках лизинга они получают немедленную  оплату своей продукции;

в условиях экономического кризиса, сопровождающегося  низким платежеспособным спросом традиционных покупателей их продукции, они могут через участие в лизинговой операции сохранить объемы ее продаж (имея в виду, например, те предприятия на традиционных рынках сбыта, которые не могут купить требующуюся им технику по причине отсутствия денежных средств, но которые были бы весьма заинтересованы в ее приобретении на условиях лизинга);

также посредством лизинга они  могут расширить потенциальный  круг пользователей своей продукции (имея в виду выход на новые рынки  сбыта или новые группы покупателей);

отечественные предприятия-производители  с помощью лизинга (для начала, краткосрочного, оперативного) могут  попытаться выйти на высоко конкурентные рынки развитых капиталистических  стран.

Интересы лизинговой фирмы (банка) заключаются в получении ими (в  составе арендных платежей) процентов  за предоставленное на условиях лизингового кредита имущество, платы за риск его морального старения, а также в возможности сдать это имущество в аренду (оперативный лизинг) несколько раз и получить за него в итоге гораздо больше первоначальной стоимости. Кроме этого для лизингодателя (в отличие от обычного кредитора) отсутствует проблема обеспечения возвратности кредита, поскольку именно ему принадлежат права собственности на объект лизинга, увеличивая таким образом размер контролируемого им капитала; вместе с тем лизингодатель может уменьшить риск невозврата лизинговых платежей, оформив соответствующий страховой договор.

Перечисленными выше причинами, имеющими сугубо адресный характер и объясняющими выгодность лизинга для производителя конкретной продукции, лизингодателя, коммерческого банка, лизингополучателя и обусловливается широкое распространение этой формы договорных отношений (являющейся для одних – каналом сбыта продукции, для других – кредитной операцией, для третьих – способом финансирования капиталовложений в приборы, оборудование, транспортные средства и т.п.) во многих странах мира. Кроме этого, развитию лизинга, как показали результаты изысканий Стенфордского исследовательского института, благоприятствуют и некоторые общие тенденции экономического развития, а именно:

сокращение объема ликвидных средств  у предприятий и организаций  из-за постоянно возникающих на денежных рынках трудностей;

обострение конкуренции, требующее  оптимизации фирменных инвестиций;

уменьшение прибыли предприятий  и организаций, ограничивающее их возможности  выделения достаточных средств для желательного расширения производства;

содействие развитию лизинговых операций со стороны правительственных органов и финансового мира в интересах стимулирования экономического роста и, в частности, роста инвестиций.)

Преимущества для арендодателя. В числе преимуществ для арендодателя нужно выделить следующие:

1. Лизинг является дополнительным инструментом финансирования, что особенно важно для банков и их дочерних организаций в плане активизации и расширения видов деятельности, изыскания новых сфер прибыльного вложения капитала. В то же время банки и другие кредитные учреждения вынуждены заниматься лизингом, так как развитие последнего создает им серьезную конкуренцию и в известной степени способствует снижению банковского процента.

2. Лизинговое финансирование связано с меньшим риском, чем предоставление банковских ссуд.

3. Налоговые льготы частично реализуются и арендодателем.

4. Более тесные контакты с производителями создают для лизингодателей новые возможности делового сотрудничества.

5. Документирование сделок более простое и укороченное по времени по сравнению с банковским кредитованием.

Для поставщика (продавца) основным» преимуществом лизинга является расширение возможностей сбыта и получение немедленного платежа наличными.

Недостатки лизинга. К недостаткам, которые могут сопутствовать лизинговой сделке, можно отнести следующие:

1. В некоторых случаях лизинг может быть кумулятивно дороже, чем покупка в счет банковской ссуды.

2. Арендатор, не будучи собственником товара, ограничен в распоряжении имуществом, полученным в аренду.

3. В отдельных случаях лизинг промышленного оборудования (особенно краткосрочный) при неблагоприятной конъюнктуре может оказаться убыточным для арендатора.

4. Реальная рыночная цена оборудования по окончании срока аренды может оказаться ниже зафиксированной в контракте остаточной стоимости.

Указанные недостатки вполне преодолимы при условии грамотного структурирования сделок. Что же касается ограниченных возможностей российского арендатора распоряжаться арендуемым у западной фирмы имуществом, то в наших условиях это можно рассматривать не как недостаток, а как преимущество. Собственность западной лизинговой фирмы на имущество может стать дополнительной гарантией рационального использования дорогостоящего импортного оборудования российскими арендующими предприятиями.

В настоящее время в России операции внутреннего лизинга в классическом понимании этого термина встречаются довольно редко, однако можно привести целый ряд примеров международного лизинга. Например, в практике петербургской компании Балтлиз, созданной при участии Промстройбанка и БМП, были операции по аренде морских судов; созданные на базе Аэрофлота авиакомпании, активно арендуют на лизинговых условиях аэробусы американского и западноевропейского производства, используемые ими на международных авиалиниях; Воронежский керамический завод заключил контракт финансового лизинга сроком на три года, по которому он получает оборудование итальянской фирмы Сакми для производства облицовочной плитки по принципиально новой технологии, причем с последующим экспортом продукции в Италию. Очевидно, существует определенный потенциал и для экспорта российской продукции на лизинговых условиях – гидросамолетов, речных судов на воздушных крыльях, КАМАЗов и другой техники.

Российские лизинговые компании, вошедшие в национальную ассоциацию, приняты в «Лизевропа» (Европейскую ассоциацию национальных лизинговых компаний, объединяющую свыше 700 фирм из около 20 стран). Ежегодный объем лизинговых операций фирм, входящих в «Лизевропа», составляет порядка 60 млрд. долларов.*

Объем лизинговых операций в России в 1997 г. увеличился в два раза и достиг 600 млн. долларов по сравнению с предшествующим годом. Ожидается, что в 1998–9 гг. этот показатель позволит России подняться в Европейской табели о рангах, достигнув уровня Чехии, Дании и Норвегии.

Многие лизинговые компании созданы  банками. Это, например, «Интеррослизинг» (ОНЭКСИМБАНК), «Балтийский лизинг» (санкт-петербургский Промстройбанк), «Лизингбиз-нес» (Инкомбанк), «Межсбер-Юраско-лизинг» (Межэконом-сбербанк), «РК-лизинг» («Российский кредит») и др.

Одной из первых лизинговых компаний стал «Балтийский лизинг», основанный еще в 1990 году санкт-петербургским Промстройбанком при участии Росгосстраха и нескольких крупных предприятий, в том числе Балтийского морского пароходства (БМП). Подобный состав участников лизинговой компании позволил ей получить доступ к сравнительно дешевым финансовым ресурсам и страховым услугам. «Балтийский лизинг» начал свою деятельность с финансирования строительства на верфях Германии четырех морских сухогрузов (с использованием кредита Промстройбанка) с последующей сдачей их в лизинг. Последние годы «Балтийский лизинг» приобретает и сдает в аренду вертолеты; технологическое оборудование для различных предприятий, в том числе для производства сельскохозяйственного продовольствия; транспортные средства и т. д.

Международный промышленный банк (МПБ) и Российская инженерная академия совместно создали Международный институт инвестиционных проектов. В нем в настоящее время разрабатывается банк данных для кредитования (в основном по лизинговым схемам) по различным регионам и предприятиям.

МПБ с помощью кредита, полученного  от Экспортно-импортного банка США (ЭИБ), создал производство игольчатого нефтяного кокса на Новоуфимском нефтеперерабатывающем заводе. Ожидается, что к 1999 году, к моменту завершения проекта, объем инвестиций превысит сумму, эквивалентную 15 млн. долларов США. Напомним, что игольчатые нефтяные коксы являются необходимым материалом для развития электродной и алюминиевой промышленности. Налаживание их производства позволит экономить на импорте ежегодно 50 млн. долларов и улучшить экологическую обстановку в районах, прилегающих к вышеупомянутым предприятиям, в связи с внедрением новой технологии. Кредит ЭИБ США был получен под гарантию Правительства России, которое признало лизинговую схему финансирования высоко эффективной. На кредитные средства в лизинг было взято оборудование, которое впоследствии перейдет в собственность предприятия, и закупается в России малосернистая нефть, являющаяся исходным сырьем для технологического производства.

Информация о работе Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний