Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 15:00, реферат

Описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара. Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1)централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения; 2)рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. Чем же определяется размер цены товара?

Содержание

Глава 1. Понятие цены.
Глава 2. Предприятие ОАО «Металлист».
Глава 3. Ценообразование на предприятии ОАО «Металлист».
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Введение.

Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара. Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1)централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения; 2)рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры представителей двух школ, придерживающихся противоположных взглядов. Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этого периода была характерна затратная теория цены, яркими сторонниками, которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Наиболее последовательными сторонником стоимостной теории является Карл Маркс с его учением об абстрактном труде, как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем:  товар имеет стоимость и цену. Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономике такой труд называется абстрактным. Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи). Что касается цены товара, то она представляет собой денежное выражение его. 
 
 
 

                                                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие цены.

Цена  – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. Цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют, как отдельные покупки и продажи товаров потребителей, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный механизм.

Далеко  не все знают, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен. Включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.

Цены, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом  механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Под общим  широко распространенным названием  «цена» понимается комплекс экономических  понятий, входящих в единую синтетическую систему, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

О ценах  стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная», и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.

Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

В рамках рыночного подхода приемлемо  следующее определение:

Цена  – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Практическая  связь между стоимостью и ценой  была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством  изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

1.1. Функции цены.

Учета и изменения затрат общественного  труда.

Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет хозяйственных различных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно – измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товаров, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов.

Выстоять  в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара.

Сбалансированности  спроса и предложения.

Именно  через цену осуществляется связь  производства и потребления, предложения  и спроса. По цене можно судить о  наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быт достигнуто или изменением объема производства, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширят ассортимент товаров.

Спрос выражает потребность  в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что  устанавливается обратная зависимость  между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких – либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Балансирующая.

Эта функция  цены выступает основным фактором регулирования  предложения товаров. По каждому  товару цена свидетельствует о необходимости  либо сокращения его выпуска (если спрос  снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они  выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

Стимулирующая.

Она характеризуется  ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

Распределения и перераспределения.

Эта функция  цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

Функция цены, как  средство более рационального размещения производства.   

С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где  имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена, как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.

1.2. Виды цен.

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные  виды:

1) Виды  цен в зависимости от сфер торговли.

На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством  которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся  на оптовые, розничные, закупочные и тарифные.

 Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово – сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Розничными  принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуется товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки общения в  розничной торговле и создается  прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Информация о работе Ценообразование