Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 15:00, реферат

Описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара. Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1)централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения; 2)рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. Чем же определяется размер цены товара?

Содержание

Глава 1. Понятие цены.
Глава 2. Предприятие ОАО «Металлист».
Глава 3. Ценообразование на предприятии ОАО «Металлист».
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Закупочные  цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций населения.

2) Виды  цен, различающиеся степенью и  способами регулирования.

По степени  и способу регулирования разделяются  на группы:

- жесткофиксированные  (назначаемые);

- регулируемые (изменяемые);

- договорные (контрактные);

- свободные  (рыночные);

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменять величину такой цены в какую – либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать  и изменять государственные цены, повышать или снижать их.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства, государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен.

Договорные  цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли – продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с государственными, рыночными, мировыми ценами.

Свободные или рыночные цены, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют либерализацией цен.

Ряд цен  на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величина цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

Довольно  часто вид цены предопределялся  видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводят к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.

Мировые цены представляют собой либо реально  действующие на всемирном рынке  на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организации, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

Ну и  особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого  черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные  в открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже.

1.3. Выбор метода ценообразования.

Затратный механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь  между ценой и ценообразующими  факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Предпринимательская деятельность, ориентированная на эффективную  работу на рынке, должна иметь определенную прибыль. Поэтому, кроме затрат на себестоимость  продукции, в предпринимательские издержки входят: нормальная предпринимательская прибыль и, соответственно, нормальная предпринимательская рентабельность предприятия и изделий, видов продукции.

В предпринимательских  издержках прибыль, и рентабельность предприятия и изделий учитывается в соответствии с принятой стратегией (и тактикой) ценообразования с тем, чтобы обеспечить предприятию ту стратегию общего развития, которую определило руководство или собрание акционеров с учетом конкурентной конъюнктуры в отрасли.

При расчете  нормальной предпринимательской прибыли  учитывается:

- затраты,  обеспечивающие нормальное расширенное  воспроизводство, т.е. капитальные  вложения в основные фонды  и прирост оборотных средств;

- затраты  на прибыли, на научно –  исследовательские, опытно – конструкторские и другие работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;

- затраты  на жилищное и другое социальное  строительство;

- текущие  затраты на социальные нужды,  финансируемые из прибыли;

- расходы  по подготовке и переподготовке  кадров, финансируемые из прибыли;

- отчисления в централизованные фонды, в том числе отчисления на содержание аппарата и в фонды концерна, ассоциации, объединения;

- выплаты  дивидендов по акциям;

- отчисления  налогов, учитываемых за счет  прибыли;

Все эти  затраты, финансируемые за счет прибыли, учитываются при определении нормальной предпринимательской прибыли в размере, сложившемся в отрасли и, следовательно, могут быть обоснованы при «уторговывании» цен.

В предпринимательских  издержках учитывается налог  на добавленную стоимость (НДС), если он прибавляется к цене, т.е. начисляется сверх цены предприятия, а также акцизы. НДС входит в издержки предприятия и должен быть отражен в его затратах, потому что предприятие вносит его сумму в бюджет, и, следовательно, она должна учитываться при калькулировании всех издержек.

Таможенные  пошлины, тарифы и сборы учитываются  в предпринимательских издержках  товаров, отпускаемых на экспорт.

Например.

Предприятие располагает суммой 10 млн. руб. Принимается  решение полностью вложить их в производство. При этом расчеты показывают, что будет произведено продукции на сумму 11 млн. руб., т.е. годовая прибыль составит 1 млн. руб., или 10% к сложенному капиталу.

Между тем, если бы предприятие вложило  эти средства на депозитный счет в  банке под 12% годовых, то оно получило бы за счет начисленных процентов 1,2 млн. руб. Значит, по итогам года прибыль предприятия по первому варианту – 1 млн. руб., а по второму – 1,2 млн. руб.

Следовательно, при расчете альтернативных (временных) издержек предприятию необходимо учесть 0,2 млн. руб. «упущенной выгодой».

В целом  в экономике большая часть  затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтому основной составляющей цены любого продукта будут выступать  издержки, связанные с оплатой  труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов, из которых он производится.

Можно сделать вывод, что затратный  механизм ценообразования строится на том, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать издержки, но и получать дополнительно доход в виде прибыли.

1.4. Рыночный механизм ценообразования. Среди множества цен существует только одна, по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной ценой,

а в  случае, когда она зафиксирована  в договоре, - договорной.

При любой  другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары.

Потолки цен применяют для сдерживания  инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и «черный» рынок. Все это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д. Во многих странах практикуется использования цен «пола» для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции.

Расчет  цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод также основывается на издержках. Как известно, главная  задача при установлении цен –  это обеспечение целевой прибыли, т.е. фирма стремиться установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли.

Этим  методом пользуется, например, корпорация «Дженерал Моторс». Она назначает  на свои автомобили цены с таким  расчетом, чтобы получить 15-20% прибыли  на вложенный капитал.

В основе методики ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли  лежит построение графика безубыточности, на котором отражаются общие издержки и ожидаемые общие поступления  при разных уровнях объема продаж.

2. Ценовая политика предприятия.

Цена  – инструмент коммерческой политики фирмы. И потому всякое обсуждение методов  и правил ценообразования приобретает смысл только в том случае, если мы представляем, чего хочет фирма добиться, устанавливая цены на свои продукты или услуги.

Часто описание закономерностей деятельности фирмы сводится к утверждению, что основной ее целью является максимизация прибыли, т.е. получение наибольшей ее величины на протяжении фиксированного периода времени – квартала или года. Такое представление во многом является упрощением, поскольку не учитывает два важных обстоятельства:

1) не  в любой период деятельности фирмы, она может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому – внешние ограничения. Например, в ситуации появления опасных конкурентов для фирмы более важным может оказаться сохранение своей доли продаж на рынке.     

 2) максимизация прибыли на самом деле является задачей производственной от цели более глобальной – максимизации ценности фирмы, т.е. той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночным ценам этих активов. А достижение этой основной цели может требовать от фирмы даже временного совращения размеров прибыли.

Следует необходимость для любой фирмы  так построить свою систему учету  затрат, чтобы возможно было определить не только общую их сумму и средние величины, но и маржинальные затраты. Без этого решения об объемах производства и ценах могут оказаться ошибочными.

Установление  цены на товар – это процесс, состоящий  из шести этапов:

1.Постановка  задач ценообразования.

Предприятию прежде всего предстоит решить, каких  целей оно стремится достигнуть при реализации конкретного товара. Чаще всего с помощью ценовой  стратегии предприятием могут быть достигнуты следующие цели:

2.Расширение  доли рынка, на котором предприятие реализует свои товары. Часто это связано со стремлением к лидерству на рынке.

Информация о работе Ценообразование