Анализ рынка общественного питания РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать важнейшие рынки монополистической конкуренции в Республике Беларусь.
Для раскрытия данной темы необходимо решить задачи:
Изучить рынок монополистической конкуренции
Рассмотреть сходства и различия с другими моделями рынка
Проанализировать формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции
Исследовать формы дифференциации продукта
Рассмотреть рекламу как метод ведения конкурентной борьбы
Изучить краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы
Проанализировать экономическую эффективность фирмы на рынке монополистической конкуренции

Содержание

Введение.
Характеристика монополистической конкуренции…………………4
Понятие «монополистической конкуренции»…………………..4
Характеристика рынка монополистической конкуренции……..6
Формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции…8
Формы дифференциации продукции…………………………….9
Реклама …………………………………………………………….10
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………...13
Экономическая эффективность на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………..15
2.1. Анализ рынка общественного питания РБ……………………………….17
2.2. Реализация маркетинговой деятельности на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………25
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

           Структура сети организаций  общественного питания Беларуси представлена на рис. 1.

       
           Наибольшую долю среди предприятий общественного питания занимают столовые – 47,8%, а наименьшую – рестораны быстрого обслуживания – 0,1%.

 
Наименование 

областей

 
Всего организаций общественного питания
 
 
в том числе:
государственной формы собственности частной и  иностранной формы собственности
единиц  мест  единиц уд. вес единиц уд. вес
г. Минск  1551 117659 731 47,0 820 53,0
Брестская обл. 1565 101901 577 36,9 988 63,1
Витебская обл. 1614 91178 777 48,1 837 51,9
Гомельская  обл. 1799 117256 535 29,7 1264 70,3
Гродненская обл. 1212 77319 545 45,0 667 55,0
Минская обл. 1632 105975 706 43,3 926 56,7
Могилевская обл. 1402 84868 403 28,7 999 71,3
Итого: 10775 696156 4274 39,7 6501  

Табл. 2. Количество объектов общественного питания  по областям Республики Беларусь. 

     В 2009г. в городах республики за счет реконструкции и нового строительства открыто более 147 объектов общественного питания на 4920 мест, в том числе 28 объектов придорожного сервиса и 19 объектов быстрого питания.

     В последнее время отмечается тенденция  роста зарубежных инвестиций в отрасль общественного питания Беларуси. 

     Трудно  по известным причинам структурировать  бизнесы по обороту, что было бы самым  оптимальным вариантом для составления  объективного рейтинга. Поэтому за основу было взято несколько критериев: популярность, стабильность, наличие нескольких заведений и перспективные планы по развитию. В опросе принимали участие эксперты, которые хорошо знакомы с ресторанным бизнесом у нас в стране, а также сами участники рынка.

 
Место Бизнес  Инвестиции 
1 McDonald’s Россия
2 «Росинтер»  Россия
3 «Темпо» Литва
4 А.Пархимчик Беларусь
5 П.Полонский Беларусь
6 «Тифани» Беларусь
7 Ю.Чиж Беларусь
8 Sun Café Беларусь
9 Ч.Боярчик Беларусь
10 «Лидо» Латвия

Табл.3. Топ-10 самых успешных ресторанных бизнесов Беларуси.

     1. McDonald’s 

     Сейчас  белорусский «Мак» — это 5 ресторанов в Минске, 850 сотрудников. Они объединены в ИП «Рестораны МакДональдс».

       На белорусском рынке МсDonald’s  прекратил свое экстенсивное  развитие в 2001 году. Думается, уже  не стоит искать причинно-следственную связь того, что стало причиной: реакция США на президентские выборы 2001 года или конфликт хозяйствующих субъектов, когда Мингорисполком решил изъять в пользу Белорусского государственного университета участок земли под действующим рестораном на Привокзальной площади.

       Американская сеть, работающая в  сегменте QSR (быстрого обслуживания), несмотря на все это, по-прежнему  остается самым успешным бизнес-проектом  в белорусском общепите, и, как  уверены наши эксперты, превзойти  ее в ближайшем будущем никому не удастся.

       За 11-летнюю историю бизнеса, начавшегося  в декабре 1996 года, белорусский  «Мак» посетило свыше 80 млн  человек. Это более чем достаточно, чтобы возвратить те 14 млн долларов  инвестиций, которые были вложены  в белорусский fast-food, и закрыть владельцам глаза на «недоразумение» по поводу временного прикрытия одного из заведений. Наследники Рэя Крока, основателя империи МсDonald’s, должны быть вполне удовлетворены своим 100-м по счету регионом — белорусские рестораны McDonald’s по-прежнему входят в число самых посещаемых в мире.

       В развитии МсDonald’s в Беларуси  четко выделяются два периода: 1996 — 2002 и с 2002 по нынешнее  время. Первый период — прямое  подчинение американскому офису,  представленному здесь Карен  Бишоп. Второй — передача оперативного управления белорусской сетью гению fast-food ХАМЗАТУ ХАСБУЛАТОВУ, родному брату бывшего спикера российской Госдумы Руслана Хасбулатова. Х. Хасбулатов, ресторатор по образованию, стал директором первого «Мак`а» в бывшем СССР, открытого в 1990 году на Пушкинской площади в Москве. Он и по сей день один из самых посещаемых среди «Мак`ов» всего мира.

       В 2002 владельцы МсDonald’s приняли  решение перенести успехи российского  подразделения, руководимого Х.  Хасбулатовым (оно и сегодня занимает  первое место в России), на большую территорию. Так, Хамзат Хасбулатов стал президентом МсDonald’s в России, Украине и Беларуси, а в 2005 году возглавил восточноевропейский дивизион, в который помимо перечисленных стран вошли заведения в Румынии, Молдове, Грузии, Болгарии, Азербайджане, Латвии, Литве и Эстонии.

       Что касается перспектив белорусского  «Мак`а», то следует отметить, что  2 года, которые после закрытия  в ноябре 2002 года ресторана на  Привокзальной площади давались  на возобновление деятельности, давно вылились в 4 года. По оценкам представителей сети, которые следят за состоянием здания, оно непригодно для дальнейшей эксплуатации после завершения строительства корпуса БГУ. Наверное, это плохая новость, потому что на момент своего закрытия это было одно из самых успешных заведений белорусской сети.

       Есть, однако, и хорошая новость:  наметившееся в последнее время  некоторое потепление отношений  Беларуси и США. Особо не  скрывается, что приостановка развития  сети в Беларуси была сделана  по политическим причинам. Стоит только убрать это препятствие, и она начнет бурное строительство не только в Минске, но и в регионах. Эксперты прогнозируют, беря за основу Киев и учитывая нехватку в белорусской столице заведений как раз в сегменте QSR , что в Минске достаточно места еще на 10-15 заведений. По два-три МсDonald’s могут позволить себе областные центры, в свое время Х. Хасбулатов хотел начать с Бреста. Возможно, появление и такого формата, как кофейни «МакКофе», которые весьма успешно развиваются в России.

      Cудя по всему, белорусский МсDonald’s для Х. Хасбулатова — «золотые яйца», и он намерен оставить местную сеть под своим контролем, несмотря на имеющиеся предложения о выкупе франшизы. Пять белорусских ресторанов оцениваются гораздо выше, чем 19 прибалтийских, которые в декабре 2007 года перешли на условия сложной франшизы (Development Licence) мальтийской компании Premier Capital , контролируемой братьями Хили.

       По информации «Ежедневника»,  мальтийцы также проявляли интерес  к белорусской сети, были предложения  и от других структур. Всем отказано в категоричной форме.

      2. «Росинтер» 

     Главный конкурент McDonalds в России занимает второе место и в Беларуси.

       В активе дочерних предприятий  группы («Белросинтер», «Малти Брэнд  Интернэшнл») — столичная сеть  из 4 ресторанов «Планета Суши», двух — Il Patio, по одному — «Печки— Лавочки», «Мока Лока», «Испанский уголок» и одного франчайзингового T.G.I.Friday.

       Также с 2002 года компания является  франчайзором ресторана Il Patio в  Гомеле. В Беларуси, между прочим, гомельский проект — это первый пример продажи франшизы в ресторанном бизнесе и пока единственный пример выхода сети за пределы Минска и Минского района.

       А первым проектом для главного  владельца этого бизнеса Ростислава  ОРДОВСКОГО-ТАНАЕВСКОГО-БЛАНКО, в ресторанной  сфере в Беларуси стало открытие в 1994 году «Испанского уголка». В Минске ресторан стал «кутком» и появился спустя 4 года после открытия аналога в Москве. Однако на белорусском рынке Р. Ордовский-Танаевский работал и раньше, развивая с конца 1980-х годов совместно с Kodak сеть «Фокус-центр». Только в 1995 году им было принято решение о специализации в ресторанной сфере. В настоящее время сеть, которая подчинена ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», объединяет свыше 300 ресторанов в 9 странах.

       Правда, в отличие от McDonald’s, который на 100% контролирует свою белорусскую дочку, у «Росинтера» в Беларуси существуют миноритарии. Во всех совместных предприятиях доля российской компании составляет 58-59%, остальная принадлежит группе местных инвесторов. По мнению экспертов, это может несколько сковывать стратегическую и тактическую оперативность «Росинтера» по сравнению с McDonald’s, чей бизнес суперцентрализован. К тому же в отличие от «Мак`а» сеть «Росинтера» в Беларуси находится сразу в нескольких сегментах — QSR, fast casual (демократические рестораны быстрого питания) и casual dining (демократические рестораны).

       А вот проблемы компании весьма  схожи с теми, что существуют  в Беларуси у McDonald’s. Из-за позиции  партнера по проекту развития  топовой сети «Ростик’с» американской компании Yum!Brands Inc. (бренд KFC и др.) этот перспективный проект в Беларуси в 2006 году был заморожен. Американцы отказались развиваться в Беларуси по тем же политическим причинам, что и в истории с McDonald’s. Так, вместо «Ростик’с-KFC» у нас появился «Росток». По просьбе американского инвестора была проведена даже реорганизация юрлица — вместо «РостиксБела» появилась другая структура. Но «Росток» тоже является частью группы «Росинтер» в Беларуси.

       В перспективе упор, судя по  всему, компания будет делать на развитии сегмента fast casual и на двух своих брендах в нем. Так, в июле 2008 года было открыто комбо двух топовых ресторанов — «Планета Суши» и Il Patio на ул. Сурганова. Не исключено появление в этом сегменте других брендов (в корзину «Росинтер Инвестментс Групп» входят еще «1-2-3 кафе», Café de Artist, «Американский Бар и Гриль», франшизы «Сибирская корона», Benihana of Tokyo, Costa Coffee). А вот на сегменте casual dining компания, похоже, решила поставить крест. Закрытие «Испанского уголка», по мнению наших экспертов, продиктовано тем, что именно эта ниша сейчас на столичном рынке переполнена.

       Правда, по информации «Ежедневника»,  до конца 2010 года этот бренд,  с которого начался бизнес  «Росинтера» в Беларуси, не исчезнет. Условия франшизы требуют его эксплуатации в течение еще одного года. Предполагается, что «Испанский уголок» разместится на месте нынешней «Чешской пивницы» на пр. Независимости.

       Соберется ли к нам «Сбарро»?

       Финансово-экономический кризис, по  мнению специалистов, приведет как к некоторому замедлению развития действующих иностранных сетевых проектов в Беларуси, так и к отсрочке появления на отечественном рынке новых инвесторов. В текущем году планировался выход на белорусский рынок третьей после MacDonald’s и «Росинтера» российской сети с единым управлением — «ГМР. Планета гостеприимства». Компания даже начала через интернет поиск персонала для своего белорусского бизнеса. Однако в настоящее время процесс ее активного вхождения на рынок приостановлен.

       Учредитель «ГМР. Планета гостеприимства» (ранее — «Бразерс и Ко») Мераб ЕЛАШВИЛИ планировал вывести на рынок Беларуси, а также Грузии, Словакии, Литвы, Латвии и Азербайджана две концепции. Одна из них — это сеть итальянских ресторанов «Сбарро», с покупки франшизы на которую, собственно, в 1997 году и начался этот успешный российский бизнес. Вторая концепция — это домашняя итальянская кухня под брендом Viaggio.

Информация о работе Анализ рынка общественного питания РБ