Анализ рынка общественного питания РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать важнейшие рынки монополистической конкуренции в Республике Беларусь.
Для раскрытия данной темы необходимо решить задачи:
Изучить рынок монополистической конкуренции
Рассмотреть сходства и различия с другими моделями рынка
Проанализировать формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции
Исследовать формы дифференциации продукта
Рассмотреть рекламу как метод ведения конкурентной борьбы
Изучить краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы
Проанализировать экономическую эффективность фирмы на рынке монополистической конкуренции

Содержание

Введение.
Характеристика монополистической конкуренции…………………4
Понятие «монополистической конкуренции»…………………..4
Характеристика рынка монополистической конкуренции……..6
Формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции…8
Формы дифференциации продукции…………………………….9
Реклама …………………………………………………………….10
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………...13
Экономическая эффективность на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………..15
2.1. Анализ рынка общественного питания РБ……………………………….17
2.2. Реализация маркетинговой деятельности на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………25
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

       По мнению экспертов «Ежедневника»,  оба проекта имеют все шансы,  чтобы стать успешными в Беларуси. Причем дело не только в недостатке итальянской кухни на рынке. Оба относительно недорогих по среднему чеку проекта пришлись бы весьма к месту в свете последней активизации итальянских туристов в Беларуси. Речь идет о так называемых бульдозеристах — относительно небогатых итальянцах рабочих профессий, которые с легкой руки какого-то первопроходца ищут в Минске недорогие развлечения.

     В самой России, а также в Украине, Казахстане и Чехии сеть М.Елашвили охватывает сегодня свыше 150 заведений, среди которых также кафе под брендами «Восточный базар», «Баш на Баш», «Мондо пицца» (в Чехии).

       С Беларусью бизнес М.Елашвили  связывает еще один интересный  факт: нынешний глава ГК Heineken в  Беларуси (пивоваренные заводы в  Бобруйске и Речице) Хенк ван  Гельдерен некоторое время (в  2006 году) работал в этой ресторанной компании в должности генерального директора. 
 

      3. «Темпо» 

     Сеть  одноименных пиццерий, действующих  в Минске с 2002 года, имеет прямое отношение к литовско-белорусскому продовольственному ритейлеру —  компании «Либретик» (бренд «Соседи»).

       В настоящее время «Соседи»  — один из сильнейших игроков  на минском рынке в формате  «магазин у дома». 

       Общепитовский бизнес по темпам  развития не отстает от ритейла.

       Большинство пиццерий «Темпо»  находится в оперативном управлении  УП «Новита». В составе сети сегодня 7 заведений, одно временно не работает, а последнее открылось в прошлом году. Из форматных проектов на данный момент это — самое крупное в стране, больше пиццерий нет ни у кого.

       Сегмент fast casual и формат пиццерий  по-прежнему считается у нас перспективным, хотя в Минске начинает ощущаться перенасыщение.

       Не исключено, что с начавшимся  выходом сети «Соседи» в регионы  (в прошлом году открылся первый  магазин в Минской области  — в Борисове) вслед за супермаркетами  потянутся и пиццерии.

2.2.  Реализация маркетинговой  деятельности на  предприятии общественного  питания

Ресторанный бизнес, относящийся к сфере общественного  питания, производит продукт, который  в отличие от продукта промышленной сферы неосязаем, поэтому его  тяжелее обменивать и продвигать на рынке. Критерием оценки качества продукта является эмоциональная реакция клиента, которая зависит от воспитания и отношения к делу персонала, а также от самого клиента. В условия конкурентного рынка одним из ключевых факторов успеха предприятия общественного питания становится реализация маркетинговых принципов, позволяющих ресторану максимально приблизиться к своим потребителям. Рассмотрим этапы реализации маркетинговой деятельности на предприятии общественного питания.

Этап 1: Постановка целей

Цели могут  быть следующими:

  • максимизация прибыли от реализации продукции (повышение стоимости заведения);
  • концентрация на качестве обслуживания и ориентация на клиентов;
  • завоевание статуса популярного заведения;
  • проникновение (выход) на рынок;
  • формирование и повышение лояльности клиентов и др.

     Этап 2: Анализ макросреды

     Макросреда  является общими условиями функционирования предприятия. Применительно к ресторанному бизнесу наиболее значимыми являются следующие параметры :

  • оборот общественного питания (в динамике за последние 5 лет);
  • доля расходов на питание вне дома в общей структуре расходов населения (в динамике за последние 5 лет);
  • показатели уровня жизни населения: среднедушевые денежные доходы населения (в динамике за последние 5 лет);
  • среднемесячная заработная плата, средний размер месячных пенсий (в динамике за последние 5 лет);
  • структура населения по доходам (в динамике за последние 5 лет);
  • половозрастной состав населения (в динамике за последние 5 лет);
  • уровень образования населения (в динамике за последние 5 лет);
  • структура населения по занятости и профессиям (в динамике за последние 5 лет);
  • индексы цен на услуги общественного питания;
  • уровень инфляции.

     На  основе анализа указанных параметров делается вывод о стабильности (нестабильности) окружающей среды по отношению к  тому виду предприятий общественного  питания, к которому относится данное заведение. Также выявляются возможности (угрозы) со стороны социально-экономического окружения, которые могут повлиять на дальнейшее функционирование предприятия и реализацию поставленных им целей (например, снижение уровня безработицы или рост благосостояния населения.

     Этап 3: Анализ мирового рынка 

     Для предприятий общественного питания, на чью сферу бизнеса велико влияние  со стороны мирового рынка (это наиболее характерно для сегмента фаст-фуда), рекомендуется провести краткий  анализ мирового рынка, позволяющий выявить крупных игроков мирового рынка, которые выходят или планируют выйти на российский рынок.

     Этап 4: Комплексный анализ рынка общественного питания

     На  данном этапе происходит изучение следующих  направлений:

     Структура рынка – число предприятий общественного питания в Санкт-Петербурге с их группировкой по видам, районам размещения и специализации (в динамике за последние 5 лет). Выявляются наиболее распространенные направления бизнеса и тенденции развития рынка, а также наименее развитые направления (которые в последствии могут рассматриваться как ниши для развития бизнеса компании).

     Ценовая ситуация на рынке – разделение предприятий общественного питания  по ценовым диапазонам (сегментам), средние цены на отдельные ассортиментные позиции.

     Емкость рынка – текущая и потенциальную емкость рынка общественного питания (а также при необходимости его конкретного сегмента). При определении емкости могут использоваться вторичные данные (статистические данные, данные отраслевых порталов, экспертные оценки и др.) и собственные расчеты (на базе структуры расходов населения или с помощью приведения объемов продаж ).

     Конкурентный  анализ рынка – описание основных российских конкурентов предприятия (прямых и косвенных), расчет долей  рынка крупнейших игроков, расчет индексов концентрации и Хершфиндаля-Хиршмана, построение конкурентной карты рынка, SWOT-анализ для основных конкурентов.

     Наличие на рынке сетевых структур.

       Этап 5: Изучение особенностей потребительского поведения и сегментация рынка

     Комплексное проведение сегментации рынка и особенностей проведения потребителей необходимо в связи с тем, что часть характеристик потребительского поведения может рассматриваться в качестве параметров сегментации.

     Для характеристики поведения потребителей необходимо проанализировать следующие показатели:

  • наиболее популярные среди потребителей виды и специализации общественного питания (полученные данные могут не совпадать с данными официальной статистики о количестве предприятий разного вида, т.к. при открытии новых заведений не всегда учитываются предпочтения потребителей, поэтому некоторых сегментах существует практически полностью неудовлетворенная потребность);
  • предпочитаемые российские и зарубежные марки по основным направлениям работы предприятия (например, наиболее популярные бренды на рынке фаст-фуда);
  • предпочитаемые места питания вне дома (например, уличный фаст-фуд, ресторан, кафе или фуд-корт);
  • частота посещения заведений общественного питания данного вида (как в целом, так и по возрастным группам, по доходу, по полу и профессиональному статусу);
  • мотивация посещения заведений общепита (удобство, быстрота, приятное времяпровождение и др.);
  • осведомленность о данном предприятии и его основных конкурентах;
  • традиции посещения предприятий общественного питания (праздник, обед, деловая встреча и др.).

Сегментация проводится по двум основным направлениям.

Конечные потребители  сегментируются по следующим признакам: по доходу; по возрасту; по полу; по географическому  признаку (например, по районам проживания); по стилю жизни; по семейном статусу и составу семьи и др.

Для корпоративных  клиентов используются следующие параметры  сегментации: сфера бизнеса (например, турфирмы или компании, заказывающие обед в офис); географическое расположение (например, район города); размер организации; активность посещения заведения; количество сотрудников, посещающих заведение; цель посещения (корпоративные мероприятия, бизнес-ланчи и др.) и др.

Кроме того, в  отдельную группу могут быть выделены заказные мероприятия – свадьбы, банкеты и др.

В результате проведенного анализа компания выявляются наиболее стабильные на данный момент сегменты потребителей, наиболее интенсивно развивающиеся  сегменты, сегменты, потребности которых  неудовлетворенны и ключевые факторы, влияющие на интенсивность объемы потребления.

Этап 6: Разработка маркетинговой стратегии 

Разработка стратегии  маркетинга предприятия общественного  питания предполагает реализацию следующих  действий с учетом полученной ранее  информации.

 

Выделение сегментов, наиболее интересных для компании, на которые она будет ориентироваться (дифференцированный, недифференцированный или концентрированный маркетинг). Основная цель сегментации – не распылять усилия ресторана по всему городу, а сосредоточить их на конкретных сегментах, так как невозможно удовлетворить потребности всех клиентов одновременно.

Анализ товарной политики данного предприятия общественного  питания: анализ ассортимента (в том  числе АВС и XYZ анализ); сравнение ассортимента с основными прямыми конкурентами; выявление направлений развития в соответствии с поставленной целью; анализ сырьевой ситуации (основных поставщиков товаров и услуг).

Анализ ценовой  политики: определение издержек на производство и реализацию продукции; сравнение с ценами основных прямых конкурентов; определение ценовой стратегии в соответствии с целью.

Реализация услуг: анализ качества обслуживания; анализ кадрового состава; оценка имиджа ресторана; разработка или совершенствование  стандарта обслуживания.

Анализ коммуникационной политики: оценка эффективности предыдущих рекламных кампаний или промоакций; разработка новой рекламной кампании и расчет бюджета продвижения с учетом поставленной цели.

Проведение SWOT-анализа компании при предположении, что она реализовала все разработанные выше мероприятия. Сравнение со SWOT-анализами основных конкурентов, проведенными ранее. Выявление перспективных конкурентных преимуществ. Разработка стратегии позиционирования компании.

Описанный выше алгоритм применим для предприятий  общественного питания всех видов и специализаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Несовершенная конкуренция - конкуренция на рынке, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
     Монополистическая конкуренция – промежуточный  рынок между совершенной конкуренцией и монополией. Она содержит в себе признаки обеих рыночных структур. Но монополистическая конкуренция является самостоятельным типом рыночной структуры, поэтому она обладает собственными свойствами, например, неценовой конкуренции как важнеишей формой конкуренции на рынке монополистической конкуренции.

     В условиях монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде фирма  добьётся максимизации своих прибылей или минимизации убытков производя  объём продукции, при котором  предельный доход равен предельным издержкам.

           Примером монополистической  конкуренции является рынок общественного  питания. В Беларуси на этом рынке отмечается устойчивая тенденция развития.

           Рынок общественного  питания в Беларуси далек от идеала, но он имеет право существовать. Концепция развития предприятий быстрого питания была утверждена Минторгом в 1996 году.  Ряд документов, таких как:  Решение Центрального кулинарного совета при Министерстве торговли Республики Беларусь "О задачах по развитию общественного питания и повышению его эффективности в условиях либерализации осуществления экономической деятельности" от 8 июля 2010 года, Решение Центрального кулинарного совета при Министерстве торговли Республики Беларусь "О мерах по повышению качества и совершенствованию ассортимента выпускаемой продукции, номенклатуры предоставляемых услуг с учетом изменения потребительского спроса" от 18 июня 2009г., Информация о принятых мерах по упрощению порядка осуществления деятельности в сфере общественного питания в 2009-2011 гг. – также ставят целью развитие рынка общественного питания. Ведь не секрет, что сегодня темпы развития замедлились, поскольку экономическая ситуация в стране не способствует развитию ресторанного бизнеса. 

Информация о работе Анализ рынка общественного питания РБ