Стратегическое управление в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы:

В данной работе я хочу разобрать такую неотъемлемую часть деятельности любого предприятия в инновационной сфере как – стратегическое управление.

Основные задачи работы:
Анализ организационной структуры
Расчет диапазона контроля

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3

Глава 1.Теоретические аспекты стратегического управления в инновационной сфере………………………………..………………………………………………….5

1.1 Основные понятия и определения…………………………………….……….…5

1.2 Возникновение и становление инновационных стратегий…..…………….….6

1.2.1 Понятия и виды инновационных стратегий …………………………..….......6

1.2.2 Особенности инновационных стратегий……………………….…….………..7

1.3 Инновационные стратегии…………….…...........................................................8

1.3.1 Стратегии в сфере массового и крупносерийного производства…………..8

1.3.2 Стратегии в сфере специализированного производства…………………....9

1.3.3 Стратегии в инновационно-ориентированных организациях……………...9

1.3.4 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса……..….…...10

1.4 Принципы стратегического управления……………………….…………......10

1.5 Стратегическое управление инновациями……………………………….…..14

1.6 Стратегическое планирование как составляющая стратегического управления…………………………………………………………………………..16

1.7 Сущность стратегического управления……………………………………....17

Глава 2. Анализ и проектирование организационной структуры на примере ООО«ЖилЛифтСервис»…………………………………………………….…….19

2.1 Характеристика компании …………..………………………………..…….....19

2.1.1 Анализ юридического лица……………..….…………………………….......21

2.2 Анализ организационной структуры………………..………………………..24

2.2.1 Анализ конкретных функций управления…...……………………………..24

2.2.2 Анализ иерархии управления …...…...………..………………………… ....25

2.2.3 Анализ диапазона контроля…………………………………………………26
2.2.4 Анализ тенденции к централизации………………………………...............31

2.2.5 Анализ тенденций к плоской культуре ……………………………….…...34

2.2.6 Анализ типа структуры……………………………………...……………….34

2.2.7 Анализ критериев департаментизации……………………………...…........38

2.2.8 Характеристика организации по взаимодействию с внешней средой…...40

2.2.9 Анализ конкретной функции управления………………………………......43

2.3 Анализ организационных теорий………………………………………….…45

Глава 3. Предложение по совершенствованию компании ООО «ЖилЛифтСервис»...................................................................................................48

Заключение...……………… ……………………………………………………….49

Список используемой литературы…………………….…...…………………………….............................50

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РФ.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Нижегородский государственный  технический университет имени Р.Е. Алексеева

 

Факультет Экономики , Менеджмента и Инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой  проект.

 

 

Тема: «Стратегическое управление в инновационной сфере».

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Выполнил:

студент группы 09-УИз

Иванов А.В.

Проверила:

руководитель

Ермакова Татьяна

Ивановна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               г. Н. Новгород,

 

                                                                   2012 год.

 

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………………….…3

 

Глава 1.Теоретические аспекты стратегического управления в инновационной сфере………………………………..………………………………………………….5

 

1.1 Основные понятия и определения…………………………………….……….…5

 

1.2 Возникновение  и становление инновационных  стратегий…..…………….….6

 

1.2.1 Понятия и виды инновационных  стратегий …………………………..….......6

 

1.2.2 Особенности инновационных стратегий……………………….…….………..7

 

1.3 Инновационные  стратегии…………….…...........................................................8

 

1.3.1 Стратегии в сфере массового  и крупносерийного производства…………..8

 

1.3.2 Стратегии в сфере специализированного  производства…………………....9

 

1.3.3 Стратегии в инновационно-ориентированных  организациях……………...9

 

1.3.4 Стратегии в сфере мелкого  неспециализированного бизнеса……..….…...10

 

1.4 Принципы  стратегического управления……………………….…………......10

 

1.5 Стратегическое  управление инновациями……………………………….…..14

 

1.6 Стратегическое  планирование как составляющая  стратегического управления…………………………………………………………………………..16

 

1.7 Сущность  стратегического управления……………………………………....17

 

Глава 2. Анализ и проектирование организационной структуры на примере ООО«ЖилЛифтСервис»…………………………………………………….…….19

 

2.1 Характеристика  компании …………..………………………………..…….....19

 

2.1.1 Анализ юридического лица……………..….…………………………….......21

 

2.2 Анализ  организационной структуры………………..………………………..24

 

2.2.1 Анализ конкретных функций управления…...……………………………..24

 

2.2.2 Анализ иерархии управления …...…...………..………………………… ....25

 

2.2.3 Анализ диапазона контроля…………………………………………………26

2.2.4 Анализ тенденции к централизации………………………………...............31

 

2.2.5 Анализ тенденций к плоской  культуре ……………………………….…...34

 

2.2.6 Анализ типа структуры……………………………………...……………….34

 

2.2.7 Анализ критериев департаментизации……………………………...…........38

 

2.2.8 Характеристика организации  по взаимодействию с внешней  средой…...40

 

2.2.9 Анализ конкретной функции  управления………………………………......43

 

2.3  Анализ  организационных теорий………………………………………….…45

 

Глава 3. Предложение по совершенствованию компании ООО «ЖилЛифтСервис»...................................................................................................48

 

Заключение...……………… ……………………………………………………….49

 

Список используемой литературы…………………….…...…………………………….............................50

 

Приложение А………………………………………………….…………………..51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы.

 

Начало деятельности любой фирмы, компании, предприятия  начинается с формирования определенной стратегии управления, которая является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации.

 

Стратегическое  управление в инновационной сфере решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. В широком смысле — это процесс предвидения глобальных изменений в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие предприятия. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе, основаны на нововведениях. Например, продуктово-рыночная стратегия направлена на развитие новых видов продукции и технологий, сфер и методов сбыта.

 

Стратегическое  управление организацией - это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные  стратегии развития предприятия.

 

В системах стратегического управления инновациями в качестве основной обычно применяется матричная департаментизация системы стратегического управления инновационной деятельностью организации с учетом ее модификации. Управление инновациионными проектами по вертикали (на верхнем уровне) осуществляется руководителями функциональных подразделений стратегического целеполагания, стратегического маркетинга, стратегического менеджмента, подразделения информационного обеспечения стратегического управления инновационной деятельностью предприятий высокотехнологичного машиностроения. Управление инновационными проектами по горизонтали (на втором уровне) выполняют руководители этих отдельно реализуемых проектов. Остальные структуры дуального и зонтичного типов не имеют жесткой департаментизации и дополняют матричную структуру, обеспечивая полноту выполнения всех необходимых задач.

Выделение в  организационной структуре центров  ответственности за уровень инновативности (новизны и конкурентоспособности) товара поднимают качество стратегического  управления, обеспечивая не только повышение конкурентоспособности  новых товаров, но и минимизацию  затрат путем своевременного закрытия или корректировки целей заведомо убыточных проектов.

 

 

Цель курсовой работы:

 

В данной работе я хочу разобрать такую неотъемлемую часть деятельности любого предприятия  в инновационной сфере как  – стратегическое управление.

 

Основные задачи работы:

Анализ  организационной структуры

Расчет диапазона контроля                    

                                                                                                                                                         

 

Выделение императивов управления для организации ООО «ЖилЛифтСервис»

Применение  основных императивов управления, способствующих инновационному развитию ООО «ЖилЛифтСервис»

Преобразование действующей организационной структуры управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления в инновационной сфере.

Основные  понятия и определения.

 

Стратегия —  это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам. С выбором стратегии связано  создание планов проведения исследований и разработок, а также других форм инновационной деятельности.

 

Стратегическое  управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей.

 

Объектами стратегического  управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и  функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

 

«Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние  на будущее организации.»

 

Как уже было описано выше, стратегическое управление делится на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную  реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и  на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в  тех ситуациях, когда управленческие решения необходимо принимать срочно и ожидание нового периода планирования невозможно.

 

Управление на основе предвидения изменений может  быть двух видов:

стратегическое планирование;

управление посредством выбора стратегических позиций.

 

Стратегическое  управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие  виды управления:

управление путем ранжирования стратегических задач;

управление в условии слабых сигналов;

управление в условиях стратегических неожиданностей.

 

Управление стратегическими  задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить  пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы  подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять  друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы  определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность  действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут  возникнуть в результате появления  новых возможностей и влияния  сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.

 

Управление стратегическими  задачами происходит в цикле годового планирования, где их включают во всеобъемлющее  внутрифирменное планирование. Результатами планирования являются:

 

1) комплекс оперативных программ и смет по текущей деятельности фирмы, направленный на выполнение ближайших задач,

 

2) ряд стратегических задач, представленных в виде программ изменений. Выбор того или  иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т.е. от количества времени, отведенного  фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при  конкретном уровне нестабильности.

 

 

1.2. Возникновение и  становление инновационных  стратегий

 

1.2.1. Понятие и виды  инновационных стратегий

 

Инновационная стратегия - одно  из средств достижения целей  организации(корпорации, фирмы), отличающееся  от других средств своей   новизной,  прежде всего для  данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

 

Стратегии вообще, и инновационные  в частности, направлены на  развитие и использование потенциала  организации  и  рассматриваются   как  реакция  на изменение   внешней  среды.  Поэтому   многообразие  инновационных   стратегий обусловливается  составом   компонентов   внутренней   среды   предприятия.

 

Инновационными   стратегиями   могут   быть:

      инновационная    деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и  услуг;

      применение новых методов в НИОКР,  производстве,  маркетинге  и  управлении; переход к новым организационным структурам;

      применение новых видов  ресурсов и новых подходов  к  использованию  традиционных  ресурсов.

 

Таким  образом, относительно внутренней  среды  инновационные  стратегии  подразделяются  на несколько крупных групп: продуктовые (портфельные,  предпринимательские  или бизнес стратегии ,  направленные  на  создание  и  реализацию  новых  изделий, технологий и услуг); функциональные  (научно-технические,  производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые,  трудовые,  информационные и   материально-технические);   организационно-управленческие   (технологии, структуры,  методы,  системы  управления).  Это  специальные   инновационные стратегии.

 

Теория и практика стратегического  и проектного  управления  выработали  ряд  универсальных  стратегий,   получивших   широкую   известность.   Такие стратегии обычно называют  «базовыми» или  «эталонными».  Они  направлены  на развитие  конкурентных преимуществ фирмы,  в  силу  чего  их  называют  также«стратегиями развития» или   «стратегиями  роста»  фирмы.  Базовые  стратегии развития  чаще всего делятся  на  следующие   группы:

      стратегии  интенсивного развития;

      стратегии интеграционного развития;

      стратегии  диверсификационного развития;

      стратегии  сокращения.

 

В   каждой   из   этих   групп   имеются  непосредственно инновационные  стратегии.  Другие  стратегии  имеют  тот  или иной  инновационный  аспект.   Базовые   стратегии   отражают   общепринятые направления  развития  конкурентных  преимуществ  фирмы.  Их  используют   в  качестве типовых каталогов при  подборе альтернативных стратегий.

 

 

1.2.2. Особенности инновационных  стратегий

 

Инновационные стратегии создают  особо сложные условия для   проектного, фирменного и корпоративного  управления. К таким условиям  относятся :повышение  уровня  неопределенности   результатов.   К   довольно   сложному стратегическому   управлению  добавляются  сложности,  связанные   с   резким повышением  уровня  неопределенности  результатов   по   срокам,   затратам, качеству  и  эффективности,  что  заставляет  развивать  такую  специфическую  функцию как управление инновационными  рисками; повышение инвестиционных  рисков проектов.  Инвестиционные  риски  повышаются за  счет  новизны  решаемых  задач,   то   есть   добавления   инновационной составляющей. К   сложностям  проектного  управления  добавляются  трудности, вызываемые   структурой   портфеля   инновационных   проектов,   в   котором преобладают  среднесрочные и особенно долгосрочные  проекты.  Требуется  более  сложная работа по привлечению  инвестиций, так как  приходится  искать  более рисковых  инвесторов.   Также   требуется   более   гибкая   согласованность инновационных   и   инвестиционных   процессов.   Другими   словами,   перед  управляющей системой данной  организации появляется качественно  новый  объекту правления - инновационно-инвестиционный  проект; усиление  потока  изменений   в   организации   в   связи   с   инновационной реструктуризацией.  Реализация  любой  инновационной   стратегии  связана   с неизбежностью   перестройки    предприятия    или,    как    говорят,    его реструктуризации, поскольку  изменение  состояния  хотя  бы  одного  элемента ведет   к   изменению   состояния   всех   других   элементов.   Эти   потоки стратегических  изменений   следует   сочетать   со   стабильными   текущими  производственными процессами. Потоки  инновационных стратегических  изменений   необходимо проводить также с   учетом  различных  жизненных   циклов  изделий, технологий,  спроса,  товаров,  организации*.  Возникают  задачи  управления  потоками  инновационных  стратегических  изменений,   то   есть   применения принципов логистики;  усиление  противоречий  в   руководстве  организации.  Выбор   и   реализация инновационных   стратегий  неизбежно  вызывает   противоречие   интересов   и подходов  к  управлению  у   различных   групп   руководства   и   отдельных  руководителей  организации.  Требуется  обеспечить  сочетание   интересов   и согласование  решений  стратегического,  научно-технического,  финансового  и производственного  менеджмента, а также маркетинговых  решений.

Информация о работе Стратегическое управление в инновационной сфере