Управление инвестиционными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Управление проектами в общей системе управления играет существенную роль, она позволяет руководству предприятия планировать и реализовывать проект. В каждом конкретном случае необходимо учитывать конкретную специфику рассматриваемого инвестиционного проекта. Наиболее сложные проекты требуют серьезного подхода к управлению. При этом повышается и роль главного менеджера проекта, именно он несет ответственность за осуществления данного проекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Управление инвестиционными проектами……………………..………………..4
1.1Инвестиционное проектирование в условиях неопределенности …………....4
1.2 Понятие риска и неопределенности ……………………………………........…8
1.3 Планирование управления проектами ……………..…………………..……..10
1.4 Методологический аспект управления рисками в инвестиционном проектировании………………………………………………………………….…12
1.5 Система управления рисками инвестиционного проекта……………………13
2 Практическая часть………………………………………………………………20
2.1 Анализ финансового состояния……………………………………………....20
2.2 Оптимальная структура капитала…………………………………………...29
2.3 Определение оптимального портфеля………………………………………32
2.4 Арбитражный портфель …………………………………………………...…..34
2.5 Выбор способа долгосрочного и краткосрочного финансирования …...…..36
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников ……………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

ФМ моя.docx

— 157.26 Кб (Скачать документ)

Анализ  экономической литературы, посвященной  проблемам риска, показывает, что  среди исследователей нет единого  мнения относительно определения риска. Риск определяют как действие, событие, ситуацию, неопределенность, вероятность. Попробуем разобраться, что же представляет собой риск и почему его определения  столь многогранны. Риски сопутствуют  любому виду деятельности любой организации, и проявляются либо в силу объективных  особенностей её развития, либо как  следствие внешнего воздействия  на нее. Определение риска зависит  от сферы его использования, поэтому  однозначно его сформулировать практически  невозможно. Например, у математиков  риск – это вероятность, у страховщиков – это предмет страхования. И все таки, общее понятие риска таково: «Риск – это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества». Но если бы риск был связан только с возможными негативными результатами, то единственным разумным решением был бы уход из рисковой зоны. Однако решения, связанные с риском, предполагают получение дополнительных доходов. Риск как экономическая категория представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае его наступления возможны три результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Риск – это вероятностная категория, и в этом смысле наиболее грамотно, обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения различного уровня потерь. Риск также можно определить как критерий предпочтений, на основании которого в зависимости от уровня толерантности инвестора принимается определенное решение. Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные черты, которые являются характерными для рисковой ситуации. К ним относятся:

  1. Наличие альтернативных решений;
  2. Случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;
  3. Возможность возникновения убытков или получения дополнительной прибыли.

 

1.2Структура  и особенности инвестиционных  проектов

При инвестиционном проектировании проект в основном рассматривается как  процесс. Рассмотрение проекта как  структуры позволяет произвести декомпозицию проекта по нескольким принципам и признакам.

По характеру элементов проект может быть разделен на:

-проектную документацию;

-производственные объекты;

-производственные помещения;

-технологическое оборудование;

-технологию производства и работ;

-производственный продукт, работы, услуги.

В зависимости от характера самого проекта могут быть и другие элементы, или те же, но поделенные более детально.

Обеспечивающие  элементы проекта:

-финансы;

-персонал;

-сырьевые ресурсы;

-территория, помещение, размещение;

-контакты, соглашения, договоры и т.д.;

-иные элементы, способствующие успешной разработке и реализации проекта.

Виды  деятельности (процессы) как элементы проекта:

-маркетинг;

-закупки;

-поставки;

-строительство;

-проектирование;

-монтаж оборудования;

-сдача объекта в эксплуатацию;

-эксплуатация;

-производство продукции, работ, услуг;

-реализация продукции

Элементы  проекта – это и организации, участвующие в его выполнении. Отдельные элементы могут подразделяться на более детальные составляющие.

Один  из основных элементов в структуре  проекта – его участники. Они  обеспечивают реализацию замыслов, заложенных в проекте. Число участников в  зависимости от сложности проекта  может быть от одного до сотен. У  каждого из них свои функции, а  также задачи, степень участия  в проекте и своя мера ответственности  за его результаты. Рассмотрим каждого  из участников проекта:

 

1. Заказчик  — будущий владелец и пользователь  результатов проекта. В качестве  заказчика может выступать как  физическое, так и юридическое  лицо. При этом заказчиком может  быть как одна единственная  организация, так и несколько  организаций, объединивших свои  усилия, интересы и капиталы для  реализации проекта и использования  его результатов.

2. Инвестор  — тот, кто вкладывает средства  в проект. Часто Инвестор одновременно  является и Заказчиком. Если же  Инвестор и Заказчик — не  одно и то же лицо, инвестор  заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов  и осуществляет расчеты с другими  участниками проекта.

  Инвесторами в Российской Федерации  могут быть:

-органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

-организации и предприятия, предпринимательские объединения, -общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

-международные организации, иностранные юридические лица;

-физические лица — граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

3. Проектировщик  — тот, кто разрабатывает проектно-сметную  документацию.

4. Поставщик  — осуществляет материально-техническое  обеспечение проекта (закупки  и поставки).

5. Подрядчик   — юридическое лицо, несущее ответственность  за выполнение работ в соответствии  с контрактом.

6. Консультант  — это фирмы и специалисты,  привлекаемые на контрактных  условиях для оказания консультационных  услуг другим участникам проекта  по всем вопросам и на всех  этапах его реализации.

7. Менеджер  проекта — это юридическое  лицо, руководитель проекта, которому  заказчик (или инвестор или другой  участник проекта) делегирует  полномочия по руководству работами  по проекту: планированию, контролю  и координации работ участников  проекта. 

8. Команда  проекта — специфическая организационная  структура, возглавляемая руководителем  проекта и создаваемая на период  осуществления проекта с целью  эффективного достижения его  целей.

9. Лицензиар  — юридическое или физическое  лицо — обладатель лицензий  и «ноу-хау», используемых в проекте.  Лицензиар предоставляет (обычно  на коммерческих условиях) право  использования в проекте необходимых  научно-технических достижений.

10. Банк —  один из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование  проекта. В обязанности банка  входит непрерывное обеспечение  проекта денежными средствами, а  также кредитование генподрядчика  для расчетов с субподрядчиками,  если у заказчика нет необходимых  средств.

 

1.3 Планирование управления проектами

 

  Планирование является основополагающей  функцией в деятельности по  управлению процессом реализации  проекта, что имеет подтверждение  многолетней практикой работы  в этой области. Планированию  подлежат выполнение проектных  работ, закупка технологии, материалов  и оборудования, строительные и  монтажные работы, сдача объектов в эксплуатацию и т.д.

  Планы работы над проектом  могут структурироваться в соответствии  с разделением проекта на процессы, отражающие логику развития проекта  от его начальных этапов до  завершения работ над проектом.

  Для каждой фазы проекта разрабатываются  календарные планы (графики) выполнения  работ. Графиками выполнения работ  регламентируются затраты ресурсов  и сроки проведения работ. План  реализации проекта и связанные  с ним графики должны в случае  необходимости пересматриваться  с учетом изменяющихся условий  его выполнения.

  Сущность планирования разработки  и реализации проекта состоит:

1) в определении  и согласования во времени  содержания всех работ по выполнению  проекта;

2) в определении  эффективных методов и способов  использования ресурсов всех  видов, необходимых для реализации  проекта;

3) в установлении  эффективного взаимодействия между  всеми участниками и исполнителями  проекта.

  Планы разрабатываются на всех  этапах реализации проекта: от  разработки концепции проекта,  при принятии решений по выполнению  проекта и разработке его отдельных  частей и этапов, включая составление  контрактов, и заканчиваются при  его завершении. В процессе планирования  определяются все необходимые  параметры реализации проекта,  в том числе продолжительность  его выполнения в целом и  отдельных частей, потребность в  финансовых, материальных и трудовых  ресурсах, объемах работ и срокам  привлечения различных организаций:  проектных, финансовых и т.д.  Плановые расчеты должны обеспечить  реализацию проекта в установленные  сроки, с минимально-возможными  затратами, при высоком уровне  исполнения.

  Процесс планирования реализации  проекта является непрерывным;  он продолжается в течение  всех фаз осуществления проекта  до его завершения и охватывает все виды работ: проектирование, закупку материалов и оборудования, подписания контрактов, создания продукции и т.д.

План  реализации проекта определяется исходя из размеров и сложности самого проекта, а также его особенностей.

При осуществлении проекта выделяют обычно четыре основных плана. Рассмотрим содержание каждого из них:

Концептуальный  план. Определяются цели и задачи проекта, рассматриваются различные возможные  варианты организации производства и пути достижения поставленных целей, оцениваются положительные и  отрицательные стороны каждого  варианта, устанавливаются все направления  реализации проекта с укрупненной  структурой работ, проводится оценка стоимости необходимых ресурсов и потребности в них. Такой вид плана обычно называют бизнес – планом. Это первый и основной план, определяющий во многом судьбу всего проекта. К его разработке следует отнестись со всей серьезностью. На этом этапе планирования должны быть четко определены конечные результаты и дана их оценка.

Стратегический  план. Определяет поэтапное планирование реализации проекта. Обычно стратегический план проекта устанавливает:

1целевые этапы и основные точки контроля, сроки ввода объектов и объемы выпуска продукции;

2сроки завершения комплекса работ;

3организации – исполнителей и порядок их взаимодействия;

4поэтапные потребности в поэтапных, трудовых и финансовых ресурсах.

Текущий план. Уточняет сроки выполнения работ, потребности в ресурсах, сроки  выполнения работ по отдельным исполнителям.

Оперативный план. Еще более детализирует задания  исполнителем на небольшие отрезки  времени: месяц, декаду (неделю), сутки. Планы детализируются по отдельным  комплексам работ и исполнителям. Это подготовительные, проектные, строительные работы, освоение производства. Этот план может корректироваться с учетом возникающих изменений.

Сам процесс планирования проекта состоит  из этапов, которые включают в себя:

1определение целей, задач и основных экономических  показателей проекта;

2структуризацию проекта;

3принятие организационных решений;

4разработку сетевой модели проекта;

5оценку реализуемости проекта, оптимизацию его параметров по срокам, ресурсам и другим критериям;

6расчет потребности в ресурсах;

7оформление и утверждения планов и бюджетов;

8доведение плановых заданий до исполнителей;

9 подготовку и утверждение форм отчетов.

  Все эти этапы зависят от  масштабов, типа и стоимости проекта

1.4 Методологический аспект  управления рисками в инвестиционном  проектировании

Деятельность, связанная с подготовкой  и реализацией инвестиционных проектов, требует особого по сравнению  с другими видами предпринимательской  деятельности подхода к процессу анализа рисков и разработке мероприятий, направленных на предупреждение и снижение их уровня. Это обусловлено рядом  особенностей инвестиционных проектов, к которым в первую очередь  следует отнести:

  • значительное время реализации;
  • сложный (комбинированный) характер;
  • множественность участников.

Указанные особенности инвестиционных проектов накладывают свой отпечаток  на процесс управления рисками - риск-менеджмент. Рассмотрим эти обстоятельства более  подробно.

Инвестиционные проекты, связанные с реальными инвестициями, предполагают наличие значительного  времени от начала реализации проекта  до его завершения. В соответствии со стандартами UNIDO жизненный цикл условно делится на несколько стадий  или фаз (предынвестиционная или подготовительная стадия, инвестиционная стадия, эксплуатационная стадия). На практике анализ рисков  обычно проводится на начальной (подготовительной) стадии для принятия решения относительно реализации и финансирования данного инвестиционного проекта. После принятия решения процесс анализа рисков ослабевает или исчезает вообще. Такое положение для инвестиционных проектов может привести к тяжелым отрицательным последствиям. Как известно, риски могут возникать на всех стадиях реализации инвестиционного проекта. Чем продолжительней промежуток времени между сроком проведения анализа рисков (предынвестиционная фаза) и другими фазами проекта, тем больше вероятность того, что:

Информация о работе Управление инвестиционными проектами