Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является выявление практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7

1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7

1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11

ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18

2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18

2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

     Гарантии  правовой защиты (ст. 9, 12, 13 ИК) аналогичны гарантиям, предусмотренным для  национальных инвесторов.

     Наряду  с гарантиями, неотъемлемой частью правового режима иностранных инвестиций являются льготы, которые представляют собой изъятия из национального режима стимулирующего характера. В соответствии с ч. 2 ст. 77 ИК на льготы вправе претендовать те юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности. Такие организации признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Система льгот включает:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления прибыли, включая первый прибыльный год, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов. Указанная льгота распространяется лишь на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, за исключением торговой и торгово-закупочной деятельности. Указанная льгота применяется вне зависимости от каких либо условий, например, формирования уставного фонда в определенном объеме, что было предусмотрено ранее действовавшим законодательством об иностранных инвестициях;
  • право без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства при условии, что доля иностранного участника в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями составляет более 30 процентов;
  • право без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства вне зависимости от доли иностранного участника в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

     Экспорт продукции (работ, услуг) несобственного производства и импорт товаров не для собственного производства в соответствии с ч. 3 ст. 92 ИК осуществляются коммерческими организациями с иностранными инвестициями в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь, т.е. в общем порядке, предусмотренном для любых юридических лиц Республики Беларусь;

  • право устанавливать размер амортизационных отчислений на восстановление, отличный от норм и порядка, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь, если это предусмотрено учредительными документами коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
  • право самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг);
  • право самостоятельно распоряжаться выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Данную льготу могут применять коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов. На такие организации не распространяется требование об обязательной продаже части валютной выручки, которое установлено Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» [26];
  • право иностранных работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями на получение заработной платы в иностранной валюте и ее перевод за границу.

     Таким образом, эффективность предпринимательской  и инвестиционной деятельности во многом зависит от соответствующей государственной  политики. Мировой опыт стран с  развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики или в кризисных ситуациях регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабилизации и оживления – снижается. При этом для выполнения регулирующих функций в сфере инвестиционной деятельности государство использует как косвенные, так и прямые методы воздействия на этот процесс.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Результаты  проведенного исследования позволяют  сформулировать ряд теоретических  и практических выводов.

  1. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не содержит легального определения иностранных инвестиций и иностранного инвестора.  Поэтому можно предложить  авторское определение иностранных инвестиций — как любого имущества, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые иностранным инвестором в объекты инвестиционной деятельности находящиеся  на территории иностранного государства в целях получения прибыли и достижения иного значимого результата.

    Иностранным инвестором является юридическое или физическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, международная организация, государство в лице уполномоченных органов и его административно—территориальных единиц в лице уполномоченных органов, осуществляющая вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, на территории иностранных государств.

  1. Стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в экспорте капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, в создании концессий, ТНК, ФПГ и других кластерных и корпоративных структур.

    На  первом этапе (2006-2010 гг.) инвестиционная политика осуществлялась на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии со специальными государственными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего предпринимательства, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» изменил правовое регулирование инвестиционной деятельности, превратив заключение инвестиционных договоров с Республикой Беларусь из единичных, эксклюзивных случаев в обычную практику указанной деятельности. Теперь мы имеем три уровня инвестиционных договоров.

    Декретом  № 10 установлен базовый перечень льгот  и преференций, которые могут  быть предоставлены инвестору после  заключения и государственной регистрации инвестиционного договора в Министерстве экономики Республики Беларусь. Льготы и преференции должны быть закреплены в каждом конкретном договоре. Их предоставление является обязательством Республики Беларусь.

  1. При рассмотрении способов создания коммерческой организации с иностранными инвестициями отраженных в национальном законодательстве можно прийти к выводу о том, что приватизация как способ создания коммерческой организации с иностранными инвестициям законодательство Республики Беларусь не рассматривает. Возможно законодатель в статье 5 Инвестиционного Кодекса называя «приобретение имущества или имущественных прав» одним из способов создания коммерческой организации с иностранными инвестициями включает участие иностранных инвесторов в процессе приватизации, но данное указание является косвенным. Также участие иностранных инвесторов в процессе приватизации закреплено статьей 4 Закона от 16 июля 2010 г. № 172-З «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». Таким образом, можно отметить что, необходимо прямо указать в законодательстве Республики Беларусь на то, что участие в процессе приватизации является одним из способов создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, и внести его в статью 5 Инвестиционного Кодека.  
  2. Для привлечения инвестиций в экономику требуется дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо:
  • совершенствование законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • привлечение иностранных инвестиции на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
  • развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
  • развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
  • привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. — Москва: Институт новой экономики, 1999. — 845 с.
  2. Базылев, Н.И. Экономическая теория / Н. И. Базылев. — Минск: Книжный Дом, 2004. — 608 с.
  3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — М.: Статут, 2000. — 670 с.
  4. Богуславский, М.М. Проблемы стабильного правового регулирования. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / М. М. Богуславский. — М.. 1995. — С. 48 – 50.
  5. Вечерко, Г. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы / Г. Вечерко // Белорусский банковский бюллетень. — 2009. —№2(157). — С. 4 – 7.
  6. Вознесенская, И.И. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / И.И. Вознесенская. — М.: Юрид фирма «КОНТРАКТ», «НОРМА-М», 2001. — С. 55 – 56.
  7. Гитнан, Л. Д. Основы инвестирования / Л. Д. Гитнан. — Москва: Дело, 1997. — 310 с.
  8. Гражданское право: в 2 т.: учеб. / Отв. ред. В. А. Суханов. — 2-е изд.. перераб. и доп. — М.: Издательство БГК, 2002. — Т. I. — С. 511 – 513.
  9. Гражданское право России: общая часть: курс лекций / Отв. ред. О.П. Садиков. — М.: Юрисгь, 2001. — 375с.
  10. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / Д. П. Александров, И. А. Бельская, А. В. Бобков и др.; Под общ. ред. B. C. Каменкова; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. — Минск: Дикта, 2004.
  11. Давыдовский, О. Открытая для инвестиций Беларусь / О. Давыдовский // Областная газета. — 2010. — № 24. — С. 8.
  12. Инструкция о порядке оформления и выдачи сертификатов работ и услуг собственного производства: постановление Министерства иностранных дел Респ. Беларусь, Минэкономики, Министерства по налогам и сборам, 31 января 2002 г. № 1/30/6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  13. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 22 июня 2001 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  14. Куницкая, О. М. Хозяйственное право: краткий курс лекций / О.М.Куницкая. – Барановичи: БарГУ, 2005. – 260 с.
  15. Лащенко, П.А. Правовые основы деятельности инвесторов в Республике Беларусь / П.А. Лащенко. – Минск: Министерство экономики Республики Беларусь, «Эрнст энд Янг», 2007. – 120 с.
  16. Мойсейчик, Г. Инвестиционный кризис в Республике Беларусь. Стратегия выхода с точки зрения развития институтов финансовой системы / Г. Мойсейчик // Белорусский экономический журнал. — 2010. – №2(157). – С. 9 – 11.
  17. Новожилова, Е. Наращивать инвестиции Беларусь будет за счет госкредитов / Е. Новожилова // НЭГ. – 2009. – № 3. – С. 4 – 6.
  18. Науменко, А. Станет ли Инвестиционный кодекс спасательным кругом реформ? / А. Науменко // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2010. – № 22. – С. 23.
  19. Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2010 г. № 169-З [// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  20. Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 ноября 1991 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — утратил силу
  21. Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. — утратил силу
  22. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2010 г. № 172-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  23. О свободных экономических зонах: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г. № 213-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.
  24. О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 6 авг. 2009 г. № 10 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  25. О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 нояб. 2009 г. № 1449 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  26. Об обязательной продаже иностранной валюты: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г. № 452 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  27. Подгруша, В. В. Гражданское право: справочник-комментарий / В. В. Подгруша. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 832 с.
  28. Пронина, М. Г. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия / М. Г. Пронина. – Минск: Высш. школа, 2000. – 473 с.
  29. Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала: постановление Правления Национального банка, 28 апр. 2001 г. № 100. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  30. Об итогах работы хозяйственных судов Республики Беларусь в 2010 году и задачах на 2011 год: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного суда Респ. Беларусь, 24 дек. 2010 г. № 9 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  31. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г. № 136 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  32. О страховой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г. № 530 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой инфор. Респ. Беларусь. — Минск, 2011
  33. Реуцкая, Е. А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Е. А. Реуцкая. — Минск: ТетраСистемс, 2007. — 352 с.
  34. Чигир, В. Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / В.Ф. Чигир. — Минск: Амалфея, 1999. — 745 с.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций