Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является выявление практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7

1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7

1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11

ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18

2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18

2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

      ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7

      1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7

      1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11

      ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18

      2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18

      2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23

      ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Белорусская экономика развивается достаточно динамично. При этом увеличиваются не только количественные ее темповые показатели, но и улучшаются отдельные качественные параметры. Укрепляется белорусский рубль, сокращается инфляция, увеличиваются валютные резервы, на приемлемом уровне находится внешний долг. И вместе с тем в экономике по-прежнему не решаются воспроизводственные проблемы, что в дальнейшем может стать серьезным препятствием для устойчивого социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

     Несмотря  на то, что рост заработной платы и доходов расширяет потребительский спрос и, таким образом, стимулирует экономический рост, столь форсированный рост этих факторов за относительно короткий период может привести к увеличению стоимости белорусской продукции (особенно с учетом значительных налогов на зарплату) и соответственно к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, сокращению других элементов добавленной стоимости (прибыли, амортизационных отчислений и, как следствие, инвестиций за счет собственных средств), к увеличению складских запасов готовой продукции, росту инфляции.

     С другой стороны, рост доходов неизбежно  придется «связывать» через банковскую систему, но тогда окажутся дорогими кредитные ресурсы, особенно долгосрочные. При существующей низкой рентабельности и убыточности реального сектора эффективно разместить их не удастся. Придется увеличить кредитование той же зарплаты, будет расти ее задолженность. В такой ситуации возможность для инвестиций за счет собственных и заемных средств будет ограничена.

     Следует иметь в виду и тот факт, что  поддержание высоких темпов роста  производственных инвестиций при одновременном  достижении других целевых установок (по росту заработной платы, ВВП и  т.д.) во многом будет предопределяться благоприятными внешнеэкономическими условиями, объемами привлечения внешнего финансирования, рациональным использованием внутренних ресурсов.

     Перспективным представляется привлечение инвестиций через банковскую систему и использование  такого подхода, как передача в трастовое доверительное управление банкам предприятий реального сектора (по примеру Приорбанка); ускоренное развитие сферы услуг (коммуникационных, информационных и т.д.) и привлечение в эту сферу иностранных инвестиций; расширение продажи высоколиквидной собственности на основе решения проблем прозрачной и относительно быстрой ее оценки; использование финансового лизинга; вывод из эксплуатации устаревших самортизированных незагруженных производственных мощностей.

     Поддержание экономического роста и инвестиционной активности немыслимо без развития малого и среднего бизнеса, приватизации, реформирования ряда секторов и отраслей народного хозяйства. И, наконец, главным вектором устойчивого экономического роста и улучшения воспроизводственных процессов должны стать структурные и институциональные преобразования, включая оздоровление и санацию убыточных предприятий, реформирование АПК и ЖКХ, переориентацию финансовых и инвестиционных ресурсов в перспективные секторы экономики.

     Актуальность  и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.

     Объектом  работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования гарантий государства в отношении иностранных инвестиций.

     Предмет исследования составляют, в первую очередь, законодательные акты (как национальные, так и зарубежные), регулирующие инвестиционную деятельность, отдельные позиции ученых и практиков по проблемам инвестиций и др.

     Целью настоящей работы является выявление  практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.

     Указанная цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

  • определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
  • рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
  • изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
  • проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.

     Методологическую  основу работы составляют общенаучные методы: метод системного, сравнительного, логико-юридического, конкретно-социологического анализа, обобщения нормативных, научных и практических материалов, исторический метод; частно-научные методы: сравнительный, логический, технико-юридический и другие.

     Вопросы инвестиций и проблем регулирования  инвестиционной деятельности исследованы  в отдельных работах белорусских  авторов-экономистов, а также рассмотрены  в некоторых публикациях у  таких авторов как : Е. А. Реуцкая, О. М. Куницкая, М. И. Брагинский, А. Науменко и др. 

 

      ГЛАВА 1

     ГАРАНТИИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ  ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность 

     Основная  цель предпринимательской деятельности – получение прибыли – достигается не в процессе владения различными средствами, а в результате их инвестирования (англ, «invest», нем. «investieren», лат. «investire» - облачать, вкладывать) в объекты этой деятельности – товары, работы, услуги, удовлетворяющие потребности общества. Наличие денег, например, не принесет дохода, если они не будут вложены в прибыльный проект. Механизм инвестирования – основное условие непрерывности производства, являющегося фундаментом экономики, поэтому потребность в инвестиционных ресурсах имеется постоянно. С другой стороны, посредством регулирования инвестиционных потоков осуществляется формирование структуры экономики как на микро-, так и на макроуровне. Прирост ВВП любого государства зависит от объема поступающих в него инвестиций, как внутренних, так и иностранных. Мировой опыт свидетельствует, что если прямые иностранные инвестиции составляют менее 0,3% от ВВП любого государства, то его прирост неизбежно падает. Если же эти инвестиции в год превышают 3%, происходит прирост ВВП, как минимум, на 2,5%. В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в 2001 – 2005 гг. достиг 3 млрд долларов США в год. Однако этих средств достаточно лишь на простое воспроизводство основных фондов. Для обеспечения расширенного воспроизводства требуется довести объем инвестиций до 5 млрд долларов США в год. Начиная с 2003 г. планировалось ежегодно привлекать иностранные инвестиции в основные производственные фонды на сумму 0,9 – 1 млрд долларов США, а в 2006 – 2010 гг. – на сумму от 1 до 2 млрд долларов США [31]. Решение этих задач зависит от политической и экономической стабильности в государстве, соответствующих организационно-правовых предпосылок, гарантирующих благоприятные условия для инвесторов. Формирование законодательства Республики Беларусь об инвестиционной деятельности, и в особенности об иностранных инвестициях, достаточно полно отражает проблемы и противоречия переходного периода в развитии экономики государства. В этой сфере сталкиваются разноречивые политические и социальные интересы, связанные с движением страны, до недавнего времени существовавшей по законам командно-бюрократической системы, к рыночной экономике. Основой правового регулирования инвестиционной деятельности является ИК, представляющий собой комплексный нормативный правовой акт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового, налогового, таможенного, валютного и иного законодательства. Он определяет такие базовые элементы механизма инвестирования, как субъекты, объекты, формы инвестиционной деятельности, правовой режим инвестиций, государственные гарантии, включая гарантии от принудительных изъятий, а также от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, порядок возмещения убытков инвесторам в случаях национализации или реквизиции инвестиций и т. д.

     В качестве инвестиций может выступать  любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст. 1 ИК) [13]. Как видим, перечень средств, которые могут выступать в роли инвестиций, имеет достаточно обширный и открытый характер, в связи с чем возникает необходимость поиска признаков, совокупность которых позволит относить вкладываемые материальные и нематериальные блага к инвестициям. В юридической литературе называют следующие признаки инвестиций:

  • вложения осуществляются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, т. е. не используются для личного потребления;
  • целью вложений является получение прибыли и (или) достижение иного значимого результата;
  • субъект, который осуществляет вложение указанных благ, должен быть собственником или обладателем иного вещного права;
  • деятельность субъекта характеризуется самостоятельностью и инициативностью;
  • вкладываемые блага получают статус инвестиций посредством подписания инвестиционного договора.

     Перечень  материальных благ, вкладываемых инвестором в объекты инвестиционной деятельности в указанных в ст. 1 ИК целях, включает имущественные права. Имущественные права являются одним из элементов имущества как объекта гражданских правоотношений. Кроме того, в ст. 210 ГК имущество называется в качестве объекта права собственности. Отсюда возникает вопрос – является ли имущественное право объектом вещных прав, обладателем которых должен быть инвестор по отношению к имуществу, указанному в ст. 1 ИК? Другими словами, допускает ли действующее законодательство возможность существования права собственности на «право»? Анализ норм ГК позволяет дать положительный ответ на поставленный вопрос, например, в случаях, когда имущественное право включено в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст. 132 ГК) или когда речь идет о купле-продаже доли в общей собственности (п. 1 ст. 253 ГК). В последнем случае имущественное право рассматривается как бестелесная вещь. В соответствии с п. 6 ст. 63 ГК вкладом в имущество хозяйственного товарищества или хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. По мнению М. И. Брагинского, все они в силу ст. 214 ГК признаются собственностью юридического лица [3, c. 234].

     Е. А. Суханов также считает, что  «в состав имущества граждан, принадлежащего им на праве собственности, могут  входить и отдельные обязательственные  права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также некоторые правомочия из состава имущественных прав. Они не приобретают тем самым режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса» [8, c. 511].

     На  наш взгляд, следует согласиться  с тем, что «слишком широкое понимание  имущества как особого объекта  права собственности гражданина, юридического лица или публичного образования вряд ли обоснованно. Каким бы единым этот комплекс ни казался, он объективно распадается на отдельные входящие в его состав вещи (автомобиль, дача), обязательственные и иные права и т. п. По той же причине защитить его как единый объект права собственности с помощью вещно-правовых способов защиты невозможно».

     В свою очередь, буквальное толкование ст. 17 ГК дает основание сделать вывод  о том, что право собственности  является имущественным правом. Такой  вывод подтверждается также соотношением вещей и имущества как части и целого.

     Таким образом, в действующем гражданском  законодательстве используется двоякий  подход к соотношению вещных и  имущественных прав, а также, что  является самым важным, к содержанию последних. На наш взгляд, этот вызвано смешением объектов вещных прав и объектов обязательственных прав, что влечет смешение правового режима вещей и правового режима прав. Вещи являются объектами вещных прав, а имущественные права – объектами обязательственных либо корпоративных прав.

     В литературе также высказывается  мнение о происходящем в действительности взаимопроникновении и «смешении» вещных и обязательственных прав и существовании таких прав, которые  обладают одновременно признаками и  тех и других. Следовательно, указание на вещные права или даже и на вещные, и на смешанные является указанием на все (любые) имущественные права [28, c. 347].

     Однако  вещное право реализуется действиями управомоченного лица, в то время как для реализации обязательственного права необходимо совершение определенных активных действий обязанным лицом. Нельзя рассматривать акционера как собственника прав, выраженных акциями, и применять этим правам правила о реализации и защите права собственности. Лишь в исключительных, перечисленных выше случаях, действующее гражданское законодательство предусматривает возможность существования права собственности кредитора на принадлежащее ему право требования. 

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций