Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является выявление практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7

1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7

1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11

ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18

2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18

2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

     Гарантии  Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях  привлечения а) иностранных кредитов или б) кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;

  • проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Цель ее проведения – подготовка заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях: а) реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; б) использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; в) участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями; г) предоставления индивидуальных льгот по налоговым и таможенным платежам. Правительство Республики Беларусь также может определять условия, при которых экспертизу инвестиционных проектов осуществляет только республиканский орган государственного управления (объединения), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо иной уполномоченный республиканский орган государственного управления (ст. 20 ИК);
  • предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. В соответствии с ИК объектами концессий, наряду с отдельными видами деятельности, на которые закреплено исключительное право государства, могут являться недра, воды, леса, земли, а также объекты, находящиеся только в собственности государства [13].

     Как известно, концессии частным лицам  для организации промыслов предоставлялись  еще во времена Петра I. При Советской  власти в 1920 г. был принят Декрет о  концессиях. В числе гарантий он предусматривал, что вложенное концессионером имущество не будет подвергнуто национализации, конфискации и реквизиции, а также говорил о «недопустимости одностороннего изменения каким-либо распоряжением или декретом правительства условий концессионного договора».

     Законами  Республики Беларусь, которые на данный момент утратили свою силу, от 29 мая 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [20] и от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» [21] инвесторам было дано право осуществлять концессии. Однако правовой механизм реализации этого права отсутствовал.

     Под концессией понимается договор, заключаемый  Республикой Беларусь с концессионером, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в республиканской собственности (ст. 50 ИК).

     Концессионер  не приобретает права собственности  на объект концессий, а лишь пользуется им, уплачивая государству вознаграждение за это пользование по договору. Вместе с тем по тому же договору инвестор получает право собственности на произведенную им продукцию в полном объеме (полный концессионный договор) либо на ее часть (концессионный договор о разделе продукции) или получает вознаграждение за оказываемые услуги (выполненные работы) (концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ)).

     Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется посредством:

  • оказания инвесторам государственной поддержки. Инвесторы имеют право получать государственную поддержку в процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Согласно ч. 3 ст. 14 ИК инвестиционный проект представляет собой совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени. Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления: а) льгот по налоговым и таможенным платежам; б) гарантий Правительства Республики Беларусь; в) централизованных инвестиционных ресурсов. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам (ст. 15 ИК); защиты интересов инвесторов;
  • создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон. Порядок создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон предусмотрен Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» [23]. Свободная экономическая зона в соответствии с указанным Законом представляет собой часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Специальный правовой режим в свободных экономических зонах – это совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности:
  • определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
  • принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
  • определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
  • содействия развитию рынка ценных бумаг;
  • проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.

     В процессе государственного регулирования  инвестиционной деятельности могут  использоваться и другие формы и методы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Инвестиционная  политика нашей страны определена в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Беларуси на период до 2010 года. Документ был направлен на мобилизацию, в первую очередь, отечественных ресурсов и на максимально возможное привлечение иностранных инвестиций для модернизации стратегически важных отраслей и производств, создание ресурсосберегающих технологий.

     Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2010 г. № 660 утверждена Государственная инвестиционная программа на 2011 год.

     Привлечение в экономику страны иностранных  инвестиций сегодня является наиболее острой проблемой. Иностранные инвестиции могут сыграть роль достаточно сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса и привнести в него, вместе с новыми технологиями, более современные методы организации и управления производством, существующие в развитых странах мира. Это также позволит создать оптимальные условия для роста объема белорусского экспорта.

     Потенциальная потребность Беларуси в иностранных  инвестициях на период до 2010 года оценивалась $15,5 млрд. Это составляло 40% от валового внутреннего продукта. В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы этот показатель был предусмотрен на уровне 31% от ВВП.

     В 2015 году прогнозируется рост удельного веса инвестиций в основной капитал до 37,5 процента от ВВП и удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал – не менее 21 процента.

     Беларуси  необходимо проводить активную политику поощрения иностранных инвестиций, привлекаемых на инновации, создавая для них особые условия. На законодательном уровне должны быть решены проблемы надлежащего оформления деятельности иностранного капитала на территории республики. Кроме того, должна быть реально гарантирована неприкосновенность и беспрепятственность вывоза из страны нерезидентами зарубежных капиталов и прибыли.

     В настоящее время структура вложений иностранных инвестиций по секторам экономики выглядит следующим образом. В промышленность инвестировано  более $1 млрд., в сельское хозяйство  – $22 млн., в транспорт – $85 млн., в строительство – $34 млн., в связь – $200 млн., в торговлю и общественное питание – $309 млн., в материально-техническое снабжение – $30 млн., в ЖКХ – $17 млн., в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – $18 млн. Как видно из этих цифр, наибольший объем накопленных иностранных инвестиций сосредоточен в трех отраслях экономики – промышленности, торговле и общественном питании и сфере связи. На их долю приходится 83,2% общего объема иностранных инвестиций. Основными инвесторами в Беларуси являются Россия, Германия, Великобритания [30]. 

     2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь 

     Одним из важнейших направлений государственной  инвестиционной политики, определенной Президентом Республики Беларусь, является привлечение национального и иностранного капитала для развития экономики. Поставлена задача последовательного улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, основу которой должны составлять взвешенная макроэкономическая политика, стабильное законодательство, а также эффективная правовая защита инвесторов на территории Беларуси. Правительству, другим государственным органам поручено осуществлять мероприятия по более широкому разъяснению проводимой в стране инвестиционной политики.

     Известно, что правовое регулирование инвестиционной деятельности и судебная практика относятся  к числу факторов, реально влияющих на оценку инвестиционного климата.

     Основными путями и средствами привлечения инвестиций в национальную экономику, как считают специалисты, являются: собственные средства юридических лиц, государственные инвестиции (республиканский и местный бюджеты), кредитно–инвестиционная деятельность банков, иностранные инвестиции, развитие свободно–экономических зон (далее — СЭЗ), разгосударствление и приватизация государственной собственности, развитие фондового рынка, средства населения и другие.

     Посмотрим на отдельные из них через призму судебной практики хозяйственных судов  нашей страны.

     Первое: выполнение договорных обязательств юридическими лицами между собой, в части пополнения собственных средств, и во взаимоотношениях с государством.

     Общеизвестно, что собственные средства юридических  лиц являются важнейшим источником инвестиций. В нашем государстве он составляет более 50 процентов в общем объеме инвестиций. Еще 15 процентов — это прямые инвестиции, финансируемые из государственного бюджета.

     Все мы привыкли вспоминать, как строились  эти отношения между купцами: договорились устно, ударили по рукам, приступили к исполнению. Какова эта же цепочка во многих случаях сейчас? Протокол о намерениях заключить договор, заключение самого договора, напоминание об исполнении договора, обращение в хозяйственный суд за защитой своих интересов, решение суда, принудительное его исполнение с многочисленными ходатайствами об отсрочках, рассрочках, отложениях и т.п. Более 80 процентов от общего количества дел, ежегодно рассматриваемых хозяйственными судами, составляют дела о неисполнении договорных обязательств, в т.ч. неплатежи. Так и напрашивается закрепление на нормативном, научном, идеологическом, психологическом и других уровнях золотого правила: долг платежом красен.

     Судебная  практика показывает также, что привлечение  инвестиций напрямую зависит от эффективности проводимой в государстве налоговой политики.

     Ежегодно  хозяйственными судами с нарастающим  итогом рассматриваются тысячи дел  о взыскании налогов и других обязательных платежей (кроме того, что взыскивается в бесспорном порядке). Это свидетельствует как о ненадлежащей финансовой дисциплине со стороны субъектов предпринимательской деятельности, так и о несовершенстве налогового законодательства.

     В настоящее время в Республике Беларусь приняты общая и особенная части Налогового кодекса Республики Беларусь.

     Необходимость создания общего рынка товаров и  услуг с Российской Федерацией, другими  странами СНГ требует проведения политики унификации налогового законодательства.

     В этой связи по примеру Российской Федерации целесообразно рассмотреть  вопрос о подготовке государственной программы на ближайшие пять–десять лет с разработкой мер по снижению налогового бремени для субъектов предпринимательской деятельности, независимо от национальной принадлежности и формы собственности.

     Оптимизация (а по существу — снижение) налоговой нагрузки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наряду с сокращением льгот по налоговым платежам, применение всего комплекса мер по взысканию (урегулированию) задолженности перед бюджетом и другими кредиторами, в т.ч. процедуры банкротства — тот путь, который нужен сейчас для оздоровления экономики.

     Второе: кредитно–инвестиционная деятельность банков.

     Этот  важный источник инвестиций мог бы использоваться в Республике Беларусь более активно при условии  минимизации влияния ряда отрицательных факторов.

     Остановимся только на одном из них: кредитный риск. В нашем банковском секторе кредитный риск, связанный с несвоевременным возвратом заемщиками предоставленных банками кредитов, характеризуется высоким уровнем проблемных кредитов (он примерно в три раза выше международных стандартов).

     В настоящее время в хозяйственных  судах на исполнении находится более  двух тысяч исполнительных производств  о взыскании свыше 100 миллионов  долларов (в эквиваленте) невозвращенных кредитов. По многим из этих дел складывается впечатление, что, заключая кредитный договор, стороны думают не об инвестициях, а совсем о чем–то другом. Иначе как объяснить, что в качестве залога указывается неопределенный предмет (например, урожай будущего года) или неликвидное имущество, от которого банки сами же отказываются в случае нереализации его на торгах.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций