Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление  практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.
     Указанная цель обусловила постановку и решение  следующих задач: 
определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности; 
рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности; 
изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций; 
проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7
1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7
1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11
ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18
2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18
2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47
В качестве гарантов и поручителей все чаще стали выступать рай–, гор–и облисполкомы. При этом главной задачей такого гаранта является получение кредита, но не возврат его. Поскольку исполком — это бюджетная организация, то имущества у него под обеспечение выданной гарантии, как правило, нет. Далее следует такой механизм: кредит не возвращается, требования к гаранту оформляются через исполнительную надпись нотариуса (и никто не спорит), а затем все это попадает в хозяйственный суд для принудительного исполнения. Что остается делать судебному исполнителю? Описывать имущество исполкома, что и делается, хотя оно по сути бюджетное. Вот и получается проблемный кредит или попросту — обманный кредит. Полагаю, что здесь нужен правовой нормативный акт, позволяющий государственным органам выступать в качестве гарантов и поручителей, если для этого есть материальное обеспечение (статья расходов в местном бюджете).
Вдумаемся в слова одного из уважаемых банкиров: все кредиты, получаемые физическими лицами, возвращаются банкам без проблем. Значит кредиты, выдаваемые юридическим лицам, нередко используются с иными целями, нежели развитие экономики государства. Но в этом случае нужно говорить об ответственности, в том числе уголовной [18, c. 23].
Третье: об иностранных инвестициях. Наиболее значимым источником международных и иностранных инвестиций являются иностранные кредиты под гарантии нашего Правительства. И даже некоторые из таких кредитов стали предметом судебного разбирательства. А такая форма, как прямые инвестиционные или концессионные договоры с частным инвестором используется недостаточно.
На сегодняшний день наблюдается увеличение количества обращений субъектов предпринимательской деятельности с иностранными инвестициями в хозяйственные суды Республики Беларусь за защитой нарушенных прав и законных интересов. Для иллюстрации приведу некоторые цифры: в 2001 году хозяйственными судами было рассмотрено 703 иска, поданных субъектами с иностранными инвестициями, из них 70 процентов исков было удовлетворено. В 2002 году было разрешено уже 1487 таких дел или в два раза больше. При этом удовлетворено тех же 70 процентов исков. За первый квартал 2003 года хозяйственными судами разрешено уже 600 споров с участием иностранных инвесторов, удовлетворено тоже 70 процентов исков. Субъекты с иностранными инвестициями чаще всего выступают в хозяйственных судах истцами и значительно реже — ответчиками. Белорусским партнерам зарубежных инвесторов стоит внимательно посмотреть: что же стоит за такой стабильностью в судебной статистике.
Основным предметом споров с участием иностранных инвесторов являются расчеты за поставленную продукцию и оказанные услуги, взыскание задолженности по договорам и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; возмещение ущерба; а также обжалование действий и ненормативных актов государственных контролирующих органов и их должностных лиц.
Да, можно констатировать, что с принятием в 2001 году Инвестиционного кодекса в Беларуси появилась, наконец, достаточно эффективная правовая среда для инвестиционной деятельности.
     Однако 
судебная практика свидетельствует 
о необходимости дальнейшего 
совершенствования 
Можно согласиться с предложениями заинтересованных инвесторов, что для повышения эффективности защиты интересов инвесторов необходимо упорядочить законодательство в области контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А именно: оптимизировать количество контролирующих органов и проводимых ими проверок; сократить объем полномочий данных органов по внесудебному привлечению к ответственности, установить реальную ответственность этих органов за причиненные субъектам предпринимательской деятельности убытки, а также признать презумпцию добросовестности субъектов предпринимательской деятельности.
Субъектами хозяйствования с иностранными инвестициями в 2009 г. было подано 7152 исков, из них удовлетворено 4977.
Судебная статистика показывает, что в 2010 году хозяйственными судами рассмотрено также 247 дел о признании недействительными решений контролирующих органов по применению экономических санкций к инвесторам, из которых 30 процентов исков удовлетворены. То есть каждое третье решение контролирующих органов о применении санкций к инвесторам было незаконным [30].
Некоторые усовершенствования необходимы в области законодательства о регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В частности, следует сократить перечень оснований для их ликвидации или отказа в регистрации, упростить процедуру представления документов и сократить их количество.
Изучение практики хозяйственных судов по защите коммерческих организаций с иностранными инвестициями показывает, что в настоящее время в производстве хозяйственных судов республики не имеется споров о реализации гарантий, предоставляемых статьей 79 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь [13].
Одновременно обобщения судебной практики показывают, что зачастую коммерческие организации при осуществлении хозяйственной деятельности не исполняют требований действующего законодательства Республики Беларусь и за это обоснованно привлекаются к ответственности.
Четвертое: о правовом регулировании и деятельности свободных экономических зон (далее — СЭЗ).
     Специалисты 
отмечают, что Беларусь имеет объективную 
привлекательность для притока 
иностранного капитала, в том числе 
посредством СЭЗ. Она выражается 
в выгодном географическом положении, 
наличии недорогой 
     Высший 
Хозяйственный Суд в свое время 
анализировал проблемы применения законодательства, 
регулирующего положение 
Судебная практика показывает, что инвесторы зачастую сами признают свою несостоятельность по выполнению взятых на себя обязательств и добровольно обращаются к администрации СЭЗ за лишением их статуса резидентов. Однако законодательством данный вопрос не урегулирован. Необходимо нормативно предусмотреть процедуру лишения статуса резидента СЭЗпо решению администрации в случае, когда об этом имеется просьба самого резидента, то есть по соглашению сторон.
На запросы Высшего Хозяйственного Суда администрациями СЭЗ высказан ряд проблем, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности СЭЗ.
Изучив проблемы инвесторов в СЭЗ, Высший Хозяйственный Суд внес предложения, высказанные Администрациями зон, на рассмотрение Совета Министров и Министерства экономики Республики Беларусь.
     В 
нынешних экономических условиях для 
стабильности и уверенности предпринимателей 
целесообразно распространить страхование 
рисков предпринимательской 
Актуальным является заключение соглашения между государствами СНГ и другими о порядке рассмотрения дел, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством), которое позволит обеспечить интересы иностранного инвестора в наших государствах, защищая его от недобросовестного использования института банкротства с целью нарушения законных прав инвесторов. Соглашение должно содержать коллизионные нормы, которые определят подсудность споров, применимое право при банкротстве крупных трансграничных организаций.
С учетом того факта, что границы Евросоюза приближаются к границам Республики Беларусь, необходимо крайне взвешенно относиться к вопросам развития инвестиционного законодательства, учитывать опыт и создаваемые условия по привлечению иностранных инвестиций в других странах. Необходимо не констатировать вообще, а проанализировать условия инвестирования в соседних государствах и создать условия инвестирования в Беларуси по приоритетным направлениям (в разрезе государства, конкретных регионов и предприятий) более выгодные по сравнению со странами–соседями.
     Нужно 
помнить также, что решение этого 
вопроса требует ювелирной 
     Создание 
максимально благоприятных 
     Таким 
образом, к числу важнейших условий 
притока иностранных инвестиций 
в страну относится предоставление 
государством иностранным инвесторам 
гарантий прав собственности на иностранную 
валюту, причитающуюся им в результате 
распределения доходов, и ее беспрепятственного 
вывоза за рубеж, а также возврата инвестиционного 
вклада в этой валюте в случае ликвидации 
объекта инвестиционной деятельности. 
Таможенные льготы на ввозимое из-за границы 
имущество, предназначенное для внесения 
в уставной фонд, также способствует росту 
объема прямых иностранных инвестиций.  
 
ГЛАВА 3
     ГАРАНТИИ 
ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В 
ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ 
ИНВЕСТИЦИЙ 
Основной показатель отношения конкретного государства к возможности допущения иностранных инвестиций в экономику – это правовой режим, который определяет:
Принято различать два вида правовых режимов:
Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) [24] изменил правовое регулирование инвестиционной деятельности, превратив заключение инвестиционных договоров с Республикой Беларусь из единичных, эксклюзивных случаев в обычную практику указанной деятельности через индивидуальное взаимодействие с государственными органами, которая начинает конкурировать с обычной инвестиционной деятельностью в рамках действующих для всех правил и разрешений. Причем не только с иностранными инвесторами, но и резидентами Республики Беларусь и без ограничения суммы инвестиций в отличие от ранее действовавшего в соответствующем постановлении правительства минимального предела в 5 млн. долларов.
Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций