Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является выявление практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7

1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7

1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11

ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18

2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18

2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

     В качестве гарантов и поручителей  все чаще стали выступать рай–, гор–и облисполкомы. При этом главной  задачей такого гаранта является получение кредита, но не возврат его. Поскольку исполком — это бюджетная организация, то имущества у него под обеспечение выданной гарантии, как правило, нет. Далее следует такой механизм: кредит не возвращается, требования к гаранту оформляются через исполнительную надпись нотариуса (и никто не спорит), а затем все это попадает в хозяйственный суд для принудительного исполнения. Что остается делать судебному исполнителю? Описывать имущество исполкома, что и делается, хотя оно по сути бюджетное. Вот и получается проблемный кредит или попросту — обманный кредит. Полагаю, что здесь нужен правовой нормативный акт, позволяющий государственным органам выступать в качестве гарантов и поручителей, если для этого есть материальное обеспечение (статья расходов в местном бюджете).

     Вдумаемся в слова одного из уважаемых банкиров: все кредиты, получаемые физическими лицами, возвращаются банкам без проблем. Значит кредиты, выдаваемые юридическим лицам, нередко используются с иными целями, нежели развитие экономики государства. Но в этом случае нужно говорить об ответственности, в том числе уголовной [18, c. 23].

     Третье: об иностранных инвестициях. Наиболее значимым источником международных и иностранных инвестиций являются иностранные кредиты под гарантии нашего Правительства. И даже некоторые из таких кредитов стали предметом судебного разбирательства. А такая форма, как прямые инвестиционные или концессионные договоры с частным инвестором используется недостаточно.

     На  сегодняшний день наблюдается увеличение количества обращений субъектов  предпринимательской деятельности с иностранными инвестициями в хозяйственные суды Республики Беларусь за защитой нарушенных прав и законных интересов. Для иллюстрации приведу некоторые цифры: в 2001 году хозяйственными судами было рассмотрено 703 иска, поданных субъектами с иностранными инвестициями, из них 70 процентов исков было удовлетворено. В 2002 году было разрешено уже 1487 таких дел или в два раза больше. При этом удовлетворено тех же 70 процентов исков. За первый квартал 2003 года хозяйственными судами разрешено уже 600 споров с участием иностранных инвесторов, удовлетворено тоже 70 процентов исков. Субъекты с иностранными инвестициями чаще всего выступают в хозяйственных судах истцами и значительно реже — ответчиками. Белорусским партнерам зарубежных инвесторов стоит внимательно посмотреть: что же стоит за такой стабильностью в судебной статистике.

     Основным  предметом споров с участием иностранных  инвесторов являются расчеты за поставленную продукцию и оказанные услуги, взыскание задолженности по договорам  и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; возмещение ущерба; а также обжалование действий и ненормативных актов государственных контролирующих органов и их должностных лиц.

     Да, можно констатировать, что с принятием в 2001 году Инвестиционного кодекса в Беларуси появилась, наконец, достаточно эффективная правовая среда для инвестиционной деятельности.

     Однако  судебная практика свидетельствует  о необходимости дальнейшего  совершенствования инвестиционного  законодательства.

     Можно согласиться с предложениями  заинтересованных инвесторов, что для  повышения эффективности защиты интересов инвесторов необходимо упорядочить  законодательство в области контроля за деятельностью юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. А именно: оптимизировать количество контролирующих органов и проводимых ими проверок; сократить объем полномочий данных органов по внесудебному привлечению к ответственности, установить реальную ответственность этих органов за причиненные субъектам предпринимательской деятельности убытки, а также признать презумпцию добросовестности субъектов предпринимательской деятельности.

     Субъектами хозяйствования с иностранными инвестициями в 2009 г. было подано 7152 исков, из них удовлетворено 4977.

     Судебная  статистика показывает, что в 2010 году хозяйственными судами рассмотрено также 247 дел о признании недействительными решений контролирующих органов по применению экономических санкций к инвесторам, из которых 30 процентов исков удовлетворены. То есть каждое третье решение контролирующих органов о применении санкций к инвесторам было незаконным [30].

     Некоторые усовершенствования необходимы в области  законодательства о регистрации  субъектов предпринимательской  деятельности. В частности, следует  сократить перечень оснований для их ликвидации или отказа в регистрации, упростить процедуру представления документов и сократить их количество.

     Изучение  практики хозяйственных судов по защите коммерческих организаций с  иностранными инвестициями показывает, что в настоящее время в производстве хозяйственных судов республики не имеется споров о реализации гарантий, предоставляемых статьей 79 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь [13].

     Одновременно  обобщения судебной практики показывают, что зачастую коммерческие организации при осуществлении хозяйственной деятельности не исполняют требований действующего законодательства Республики Беларусь и за это обоснованно привлекаются к ответственности.

     Четвертое: о правовом регулировании и деятельности свободных экономических зон (далее — СЭЗ).

     Специалисты отмечают, что Беларусь имеет объективную  привлекательность для притока  иностранного капитала, в том числе  посредством СЭЗ. Она выражается в выгодном географическом положении, наличии недорогой квалифицированной  рабочей силы, достаточно развитых производственной инфраструктуре и научном потенциале, незначительной внешней задолженности.

     Высший  Хозяйственный Суд в свое время  анализировал проблемы применения законодательства, регулирующего положение иностранных  инвесторов в свободных экономических зонах. К примеру, в большинстве случаев основаниями для предъявления администрацией СЭЗ «Брест» исков о лишении статуса резидента СЭЗ и ликвидации являлись: не представление форм государственной статистической отчетности, не перечисление в фонд развития СЭЗ «Брест» добровольного ежеквартального взноса, не соблюдение сроков инвестиционного проекта в соответствии с бизнес–планом. Учредители — иностранные инвесторы, как правило, даже не въезжали на территорию Республики Беларусь, нанимали работников, однако какой либо деятельности не осуществляли.

     Судебная  практика показывает, что инвесторы  зачастую сами признают свою несостоятельность  по выполнению взятых на себя обязательств и добровольно обращаются к администрации  СЭЗ за лишением их статуса резидентов. Однако законодательством данный вопрос не урегулирован. Необходимо нормативно предусмотреть процедуру лишения статуса резидента СЭЗпо решению администрации в случае, когда об этом имеется просьба самого резидента, то есть по соглашению сторон.

     На  запросы Высшего Хозяйственного Суда администрациями СЭЗ высказан ряд проблем, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности СЭЗ.

     Изучив  проблемы инвесторов в СЭЗ, Высший Хозяйственный  Суд внес предложения, высказанные  Администрациями зон, на рассмотрение Совета Министров и Министерства экономики Республики Беларусь.

     В нынешних экономических условиях для  стабильности и уверенности предпринимателей целесообразно распространить страхование  рисков предпринимательской деятельности.

     Актуальным  является заключение соглашения между государствами СНГ и другими о порядке рассмотрения дел, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством), которое позволит обеспечить интересы иностранного инвестора в наших государствах, защищая его от недобросовестного использования института банкротства с целью нарушения законных прав инвесторов. Соглашение должно содержать коллизионные нормы, которые определят подсудность споров, применимое право при банкротстве крупных трансграничных организаций.

     С учетом того факта, что границы Евросоюза приближаются к границам Республики Беларусь, необходимо крайне взвешенно относиться к вопросам развития инвестиционного законодательства, учитывать опыт и создаваемые условия по привлечению иностранных инвестиций в других странах. Необходимо не констатировать вообще, а проанализировать условия инвестирования в соседних государствах и создать условия инвестирования в Беларуси по приоритетным направлениям (в разрезе государства, конкретных регионов и предприятий) более выгодные по сравнению со странами–соседями.

     Нужно помнить также, что решение этого  вопроса требует ювелирной точности. Известно, что введение необдуманных чрезмерных льгот иностранному инвестору  может повлечь дискриминацию  отечественного производителя и  торможение процессов развития национальной экономики. По опыту некоторых соседних государств необходимо не допустить такой дискриминации. Изменение государственного курса на противоположный не может не повлиять на инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат любого государства.

     Создание  максимально благоприятных условий  для стимулирования притока национальных и иностранных инвестиций в экономику  Республики Беларусь с обеспечением гарантий защиты их прав и законных интересов, то есть сочетание интересов государства и инвесторов является взаимно интересным и взаимовыгодным.

     Таким образом, к числу важнейших условий  притока иностранных инвестиций в страну относится предоставление государством иностранным инвесторам гарантий прав собственности на иностранную валюту, причитающуюся им в результате распределения доходов, и ее беспрепятственного вывоза за рубеж, а также возврата инвестиционного вклада в этой валюте в случае ликвидации объекта инвестиционной деятельности. Таможенные льготы на ввозимое из-за границы имущество, предназначенное для внесения в уставной фонд, также способствует росту объема прямых иностранных инвестиций.  

 

      ГЛАВА 3

     ГАРАНТИИ  ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В  ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ 

     Основной  показатель отношения конкретного  государства к возможности допущения иностранных инвестиций в экономику – это правовой режим, который определяет:

  • порядок и сферу помещения иностранного капитала;
  • порядок налогообложения;
  • условия перевода за пределы страны-реципиента прибыли (дохода) и иного капитала;
  • гарантии прав и льготы иностранным инвесторам;
  • ограничения, связанные с капиталовложениями в ряд отраслей экономики;
  • порядок разрешения инвестиционных споров. Установление того или иного режима влечет за собой довольно важные последствия.

    Принято различать два вида правовых режимов:

  • обыкновенный (национальный). Он закреплен в ст. 79 ИК, в соответствии с которой правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев ограничительного или стимулирующего характера, определенных ИК;
  • привилегированный (режим наибольшего благоприятствования) предусматривает дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы (привилегии) при вложении инвестиций в определенные отрасли экономики или на определенных территориях [13].

     Декрет  Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) [24]  изменил правовое регулирование инвестиционной деятельности, превратив заключение инвестиционных договоров с Республикой Беларусь из единичных, эксклюзивных случаев в обычную практику указанной деятельности через индивидуальное взаимодействие с государственными органами, которая начинает конкурировать с обычной инвестиционной деятельностью в рамках действующих для всех правил и разрешений. Причем не только с иностранными инвесторами, но и резидентами Республики Беларусь и без ограничения суммы инвестиций в отличие от ранее действовавшего в соответствующем постановлении правительства минимального предела в 5 млн. долларов.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций