Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является выявление практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7

1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7

1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11

ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18

2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18

2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

     1.2 Формы инвестиционной деятельности 

     Классификация инвестиций, а, следовательно, и инвестиционной деятельности, может быть произведена по различным основаниям.

     В зависимости от формы собственности  инвестиции подразделяются на: частные; государственные.

     С точки зрения национальной принадлежности субъекта, осуществляющего инвестиции, они делятся на: внутренние; иностранные. Со стороны объекта, в который осуществляются инвестиции, выделяют:

  • инвестиции в недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
  • инвестиции в ценные бумаги;
  • инвестиции в интеллектуальную собственность. В зависимости от приобретенных в результате вложения инвестиций прав, различаются:
  • инвестиции, направленные на приобретение вещных прав;
  • инвестиции, направленные на приобретение обязательственных прав [1, c. 216].

     В зависимости от наличия или отсутствия контроля за использованием вложенного капитала, инвестиции подразделяются на: прямые; портфельные.

     Легальное определение указанных разновидностей инвестиций дается в валютном законодательстве, в частности, в Правилах проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденных Постановлением Правления Национального банка от 28 апреля 2001 г. № 100. В соответствии с подл. 1.1 и 1.2 указанных Правил прямые инвестиции – приобретение резидентом доли, пая (в том числе в форме приобретения акций при их первичном размещении) в уставном фонде нерезидента, а портфельные инвестиции – приобретение резидентами у нерезидентов ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их первичном размещении [29].

     Портфельные инвестиции представляют собой вложение капитала в ценные бумаги с целью получения или увеличения дохода, но они не предоставляют возможности контроля за использованием вложенного капитала. В этом случае инвестор полагается в сфере управления активами субъекта предпринимательской деятельности на других.

     Отличительной чертой прямых инвестиций является их: производственное назначение; долгосрочность; способность обеспечить инвестору управленческий контроль за субъектом предпринимательской деятельности.

     Инвестиционная деятельность представляет собой действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) либо их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст. 2 ИК).

     Исходя  из цели инвестиционной деятельности возникает вопрос о ее соотношении  с предпринимательской деятельностью. Другими словами, является ли инвестиционная деятельность предпринимательской? Положительный ответ на этот вопрос означает, что любое лицо, вкладывающее средства в ценные бумаги, осуществляет предпринимательскую деятельность и, следовательно, обязано получить статус предпринимателя посредством государственной регистрации. Для квалификации инвестиционной деятельности в качестве предпринимательской она должна обладать всеми признаками последней. Лицо, вложившее средства в ценные бумаги (инвестор) получает часть прибыли лица, эмитировавшего эти ценные бумаги, т. е. предпринимательскую деятельность осуществляет эмитент, а не инвестор. Таким образом, инвестиционная деятельность может не всегда иметь статус предпринимательской.

     В соответствии со ст. 5 ИК она может  осуществляться в следующих формах:

  • создание юридического лица;
  • приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
  • доли в уставном фонде юридического лица;
  • недвижимости;
  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования;
  • других основных средств [13].

     Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, под которыми понимаются юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, осуществляющие инвестиционную деятельность в формах, определенных ст. 5 ИК.

     В зависимости от национальной принадлежности и в целях определения особенностей регулирования деятельности инвесторы  подразделяются на национальных и иностранных.

     Иностранными  инвесторами в соответствии с  ч. 4 ст. 3 ИК в Республике Беларусь признаются:

  • иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица;
  • иностранные граждане;
  • физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь [13].

     Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть собственные, заемные  и привлеченные средства. Инвестор имеет права, несет обязанности  и риски, связанные с вложением инвестиций (ч. 2 ст. 3 ИК).

     ИК  предоставляет инвесторам следующие  гарантии:

     права собственности и иных вещных прав, а также имущественных прав, приобретенных  законным способом, и защиты этих прав;

     равенства прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;

     равной, без всякой дискриминации, защиты прав и законных интересов инвесторов.

     стабильности  прав инвестора, установленных ИК, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

     защиты  инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь в соответствии со ст. 13 ИК инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены  меры, равные указанным по последствиям. Реквизиция и национализация – это случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости этого имущества. В соответствии со ст. 234 ГК реквизиция допускается только при обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т. д.), и может производиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных органов. Национализация – это принудительное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц (ст. 245 ГК) [10]. Она допускается лишь на основании принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализации имущества и со своевременной и полной компенсацией собственнику не только стоимости этого имущества, но и всех причиненных убытков. ИК предусматривает возможность национализации и реквизиции инвестиций лишь при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. При этом компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Компенсация должна также включать процент, исчисленный согласно курсу соответствующей валюты, а именно установленный Национальным банком Республики Беларусь – для национального инвестора и на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) – для иностранного инвестора, за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации.

     Компенсация стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества национальному инвестору  выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь, иностранному инвестору – в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции (ст. 12 ИК);

     от  незаконных действий (бездействий) государственных  органов и их должностных лиц. В соответствии со ст. 13 ИК действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд.

     Вред, в том числе убытки, причиненные  в результате указанных в ст. 13 ИК действий (бездействия) государственных  органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц либо в результате принятия актов государственными органами Республики Беларусь или органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда. В гражданском праве понятия «вред» и «убытки» не совпадают. «Вред» - более широкое понятие, обозначающее умаление, уничтожение личного или имущественного блага, т. е. вред может быть неимущественным и имущественным. Денежную оценку имущественного вреда называют убытками, которые в соответствии со ст. 14 ГК включают реальный ущерб и упущенную выгоду. Исходя из буквального толкования ст. 13 ИК при указанных в ней обстоятельствах возмещению подлежит как имущественный, причем в полном объеме, так и неимущественный вред. Порядок его возмещения в соответствии с ч. 3 ст. 13 ИК определяется актами законодательства Республики Беларусь.

     Обязанности субъектов инвестиционной деятельности в ИК отдельно не конкретизированы и зависят от специфики формы  этой деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов является соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности [33, c. 198].

     В качестве объектов инвестиционной деятельности, т. е. материальных и нематериальных благ, в которые может быть осуществлено инвестирование, выступают:

  • недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
  • ценные бумаги,
  • интеллектуальная собственность (ст. 4 ИК). Представленный в ст. 4 ИК перечень объектов является закрытым. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 ИК нахождение определенных объектов, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только в собственности Республики Беларусь не исключает вложения инвестиций в эти объекты. Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь. Таким актом является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» [19]. Согласно ч. 3 ст. 3 этого Закона, юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства, что исключает возможность осуществления в отношении таких объектов инвестиционной деятельности в некоторых формах, предусмотренных ст. 5 ИК. Не случайно, ч. 5 ст. 3 этого же Закона устанавливает, что объекты, находящиеся только в собственности государства, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь, могут являться объектами концессий. Поскольку данный Закон принят в развитие положений ч. 6 ст. 13 Конституции и в силу этого является программным Законом, его нормы имеют приоритет над нормами ИК [13].

     Таким образом, инвестиции выступают одним из основных факторов, воздействующих на рост валового национального продукта. Вместе с тем следует отметить, что действие этого фактора не подчиняется какому-то строгому регламенту. Инвестиции очень изменчивы, причем эта изменчивость гораздо подвижнее, чем изменчивость валового национального продукта. 

 

      ГЛАВА 2

     ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ  ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 

     2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности 

     В сфере инвестиционной деятельности государство выступает как инвестор и как носитель властных полномочий, что обусловливает формы и методы государственного регулирования этой деятельности.

     Целями  государственного регулирования инвестиционной деятельности являются:

  • стимулирование деятельности инвесторов;
  • привлечение в республику иностранных инвестиций;
  • защита прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в соответствии со ст. 8 ИК осуществляется в формах:
  • прямого участия государства в инвестиционной деятельности;
  • создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

     Первая форма реализуется посредством.

  • принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
  • предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Они предусматриваются в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, и предоставляются на основе платности, срочности и возвратности;
  • предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов. Под гарантией Правительства Республики Беларусь понимается обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, нести ответственность перед кредитором за исполнение обязательств заемщика (инвестора).

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций