Перспективы развития инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.

Содержание

Глава 1. Сущность иностранных инвестиций……………………………….5
Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22

2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22

2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26

Глава 3. Роль иностранных инвестиций в современных условиях России…………………………………………………………………………….33

3.1. Особенности современного этапа экономического развития России..33

3.2. Характер использования иностранных инвестиций на наиболее важных направлениях структурной перестройки российской экономики…..39

Заключение……………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курс. инос. инвес..docx

— 107.97 Кб (Скачать документ)

     Сам факт предоставления российским  предприятиям финансовых кредитов свидетельствует о достаточном доверии к ним со стороны международных финансовых структур. Вместе с тем этот процесс содержит и определенные опасности. Во многих случаях заемщиками средств иностранных кредиторов выступают российские предприятия, в уставных капиталах которых значительная доля принадлежит государству. При этих условиях бесконтрольное заимствование при недостаточном контроле со стороны государства чревато, по сути дела, увеличением государственного долга, в особенности в тех случаях, когда займы и кредиты берутся под государственные гарантии, поэтому во всех случаях предпочтительным является использование российскими предприятиями именно прямых инвестиций.

   Таблица 1

      Динамика  прямых и прочих инвестиций в Россию

                                                                                                                 

Год Прямые     инвестиции  
    Прочие
инвестиции
 
 
млрд дол.                 %
    %
        млрд дол.
          %
1995   2020                      100
    100
          924
         100
1999   4260                      210,89
    210,89
          5269
         570,24
2000   4429                      219,26 
    219,26
          6384
         690,91
2001   3980                     197,03
    197,03
          9827       1 063,53
2002   4002                      198,12
    198,12
          15306       1 656,49
2003   6781                      335,69
    335,69   ,
          22517       2 436,95
2004   9420                     466,34
    466,34
          30756       3 328,57
2005   13072                    641,12
    641,12
          40 126       4 342,64
2006   13678                    677,13
    677,13
          38249       4 139,50
2007  27797                    1376,09 1 376,09           89950       9734,85
Источник:www.gks.ru. 
 
 

           Начиная с 2007 г. все громче звучат тревожные голоса по поводу слишком больших объемов заимствований российскими предприятиями за рубежом. В одной из статей известного экономиста Е. Ясина называется цифра этих заимствований в 300 млрд дол.1 Этот объем уже приближается к четверти российского ВВП и может поставить заемщиков, а вместе с ними и государство, владеющее частью их активов, в затруднительное положение при неожиданном резком ухудшении мировой конъюнктуры. В связи с этим требуется, во-первых, усиление государственного контроля за подобными заимствованиями, а во-вторых, осуществление мероприятий, обеспечивающих максимально эффективное использование занимаемых средств.

         Но есть и еще один экономический, чисто рыночный аспект этой проблемы. Кредиты, полученные за рубежом, при той ставке рефинансирования, которой придерживается ЦБ РФ, и при тех процентах, которые устанавливают коммерческие банки для своих заемщиков, оказываются как для банков, также выступающих в качестве заемщиков на внешних рынках, так и для предприятий дешевле и выгоднее. Поэтому очень важным фактором введения процесса внешних заимствований в разумные рамки является планомерное снижение процентных ставок на внутреннем финансовом рынке России.

   Все эти негативные последствия чрезмерного  роста прочих инвестиций в полной мере проявились в конце 2008 г. в связи с мировым финансовым кризисом. Кредиты и займы у западных банков стало невозможно получить, либо они предлагались за такие проценты, которые вполне можно назвать запретительными. В свою очередь ранее полученные кредиты и займы российским предприятиям и банкам необходимо было отдавать в условиях острого недостатка в ликвидности. Российскому государству пришлось сделать беспрецедентные по размерам вливания денежных сумм в банковскую систему и в ряд отраслей реальной экономики, чтобы восстановить их платежеспособность.

1.2. Субъекты инвестиционной деятельности

      Определение круга субъектов, на которых распространяется действие Закона № 160-ФЗ, чрезвычайно важно для установления сферы его действия и порядка его применения. При решении этой проблемы необходимо с учетом специфики тех взаимоотношений, которые возникают в сфере иностранных инвестиций, четко регламентировать следующее:

  • круг субъектов, которые могут выступать в качестве иностранных инвесторов;

      - виды инвестиций, которые они в соответствии с этим Законом могут осуществлять;

    - круг российских реципиентов этих инвестиций в начале их осуществления, также подпадающих под действие Закона;

   - возможные разновидности экономических и других субъектов, образующихся в процессе и после того, как инвестиции будут осуществлены.

       В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ, иностранными инвесторами, т.е. экономическими субъектами,  осуществляющими инвестиции на экономической территории Российской Федерации, могут быть иностранные государства, отдельные административные единицы этих государств (штаты, провинции, города и т.д.), различные международные финансовые и нефинансовые организации» отдельные иностранные как государственные, так и частные компании, а также частные лица, имеющие гражданство какой-либо страны и лица без гражданства. Практически всегда, в особенности, когда осуществляются крупные инвестиционные вложения, частные лица выступают от имени какой-либо компании. Это относится как к малым и средним предпринимателям, так и к миллиардерам — владельцам гигантских транснациональных корпораций. Но есть одна сфера в российской экономике, где в качестве иностранных инвесторов чаще всего выступают именно частные лица. Это сельское хозяйство, где в большом количестве можно наблюдать иностранцев, переселившихся в Россию, прочно осевших на российской земле, ведущих на ней фермерскую деятельность, но не утративших своего гражданства. Факты последнего времени2 свидетельствуют о том, что некоторые из этих инвесторов, привлекая значительные капиталы из-за рубежа, создают крупные, высокоприбыльные аграрные предприятия, которые в перспективе могут стать основой современного российского земледелия.

      В качестве субъектов, принимающих иностранные инвестиции, могут выступать различные государственные и муниципальные предприятия и организации, предприятия и организации негосударственных форм собственности и имеющие смешанную собственность. Закон не запрещает и предпринимателям без образования юридического лица, а также частным лицам — гражданам Российской Федерации выступать субъектами инвестиционной деятельности во взаимодействии с иностранцами. Результатом такого взаимодействия является либо создание нового совместного предприятия, либо вступление нерезидента в права собственности на часть активов уже действующего российского предприятия, которое, таким образом, также превращается в совместное предприятие. В случае прямых иностранных инвестиций нерезидент получает также право участвовать в управлении этим предприятием.

   Применительно к этим формам организации экономической  деятельности на территории Российской Федерации Закон употребляет общее понятие коммерческая организация с иностранными инвестициями, создаваемая или созданная на территории Российской Федерации. Но с какими инвестициями — только прямыми или любыми другими? Закон, был принят в 1999 г. до середины 2007 г. в него было внесено немало поправок, однако в основном «косметического» характера. Но с тех пор получил развитие ряд форм привлечения российскими коммерческими структурами зарубежных капиталов, объем которых все возрастает. Все большее число крупных российских коммерческих структур привлекает финансовые ресурсы для повышения своей капитализации через ИПО — эмиссию акций, реализуемых на зарубежных биржах. В некоторых случаях доля средств, полученных через ИПО, составляет 20% и более общей капитализации этих структур. Если при этом большая часть эмиссии сосредоточивается в руках одного зарубежного приобретателя акций, полученные финансовые средства уже можно рассматривать как прямые инвестиции, а прежний статус российской коммерческой структуры меняется на статус предусмотренной Законом формы: «коммерческая организация с иностранными инвестициями, создаваемая или созданная на территории Российской Федерации».

   Иностранному  инвестору Законом предоставлено  право создавать на экономической  территории России предприятия со 100%-ным  иностранным капиталом, а также открывать филиалы и представительства различных зарубежных корпораций. Они в свою очередь также могут быть субъектами, получающими инвестиции из-за рубежа.

   Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом  становятся экономическими субъектами, полностью подпадающими под юрисдикцию Российской Федерации, с некоторыми изъятиями (возможность свободной репатриации доходов и прибыли) и льготами, установленными Законом № 160-ФЗ, и являются самостоятельными, вполне правоспособными и дееспособными юридическими лицами.

   Между всеми структурами, создаваемыми на территории Российской Федерации коммерческими организациями-нерезидентами, могут существовать тесные производственно-кооперационные связи, когда часть производственного цикла изготовления продукции осуществляется, например, за рубежом, следующая его часть — в России, а заключительная часть — вновь за рубежом. Или наоборот. В этом случае возникает проблема трансфертного ценообразования, в правильном решении которой заинтересованы налоговые службы обеих сторон.

   Субъектами  инвестиционной деятельности могут  быть также региональные органы власти и органы местного самоуправления. Но, выступив стороной в инвестиционных соглашениях с нерезидентами, они, как правило, передают свои полномочия какой-либо коммерческой структуре с государственным, частично государственным или частным капиталом.

   Иностранный инвестор, как показал уже достаточно богатый российский опыт, более охотно предпочитает иметь дело с частными, чем с государственными коммерческими  структурами, хотя принципиальные вопросы в процессе формирования крупных совместных инвестиционных программ, как правило, решаются на федеральном либо региональном, т.е. государственном, уровне.

   В сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой нерезидентами, исключительно активную роль играет государство. Здесь имеем в виду не только Россию, но и любое другое государство. Оно стремится создать на макроэкономическом уровне максимально привлекательные для иностранных инвесторов условия приложения их капиталов, осуществляет контроль и регулирование инвестиционных потоков, выступает в ряде случаев также как гарант на стороне российских субъектов, принимающих иностранные инвестиции.

   Государство, естественно, может привлекать капиталы из-за рубежа в виде кредитов и займов, но отношения, возникающие при этом виде международного движения капиталов, находятся для условий России вне рамок Закона № 160-ФЗ. Такие отношения регламентируются отдельно и в других государствах.

   Правовой  статус субъектов инвестиционной деятельности в сфере взаимоотношений с нерезидентами имеет большое значение. Но не менее важен и их экономический статус. Представим совокупность субъектных признаков, определяющих уровень активности в сфере иностранных инвестиций, в табличной форме (табл. 2.).

   Таблица 2

   Экономические параметры, определяющие активность субъектов  в сфере иностранных  инвестиций

                                                                                                  

Экономический параметр субъектов  инвестиционный деятельность Сторона, осуществляющая иностранные  инвестиции Сторона, принимающая иностранные  инвестиции
Техническое лидерство- доля расходов на НИОКР в  объеме продаж Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж, тем  больше объем осуществляемых ПИИ, и  наоборот Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж, тем  больше объем привлекаемых ПИИ, и  наоборот
Преимущества  в квалификации рабочей силы - средний  уровень оплаты труда работников Чем выше уровень  оплаты труда, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем выше уровень  оплаты труда, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Преимущества  в рекламе – отражение накопленного опыта международного маркетинга Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем выше удельных вес затрат на рекламу в продажах, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Преимущество  в размерах предприятия – объем  активов и пассивов Чем больше размер предприятия, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем больше размер предприятия, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
 
Преимущества  в концентрации производства – уровень  концентрации
 
Чем выше уровень концентрации производства, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот
 
Чем выше уровень концентрации производства, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Количество  национальных филиалов Чем больше число  филиалов в различных странах, тем  больше объем осуществляемых ПИИ, и  наоборот Чем больше подразделений  внутри страны, тем больше объем  привлекаемых ПИИ, и наоборот
Издержки  производства Чем ниже издержки производства, тем выше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем ниже издержки производства, тем выше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Размер  внутреннего рынка Чем больше размер внутреннего рынка, тем меньше объем  осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем больше размер внутреннего рынка, тем больше объем  привлекаемых ПИИ, и наоборот
Высокие импортные барьеры для готовой  продукции Чем выше импортные  барьеры для готовой продукции  в стране-импортере, тем больше объем  осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем выше импортные  барьеры для готовой продукции  в стране-импортере, тем больше объем  осуществляемых ПИИ, и наоборот

Информация о работе Перспективы развития инвестиций в России