Перспективы развития инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.

Содержание

Глава 1. Сущность иностранных инвестиций……………………………….5
Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22

2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22

2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26

Глава 3. Роль иностранных инвестиций в современных условиях России…………………………………………………………………………….33

3.1. Особенности современного этапа экономического развития России..33

3.2. Характер использования иностранных инвестиций на наиболее важных направлениях структурной перестройки российской экономики…..39

Заключение……………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курс. инос. инвес..docx

— 107.97 Кб (Скачать документ)

      Ряд льгот предоставляется иностранным инвесторам и в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации. Так, Налоговым кодексом РФ в п. 7 ст. 150 предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость «технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». Иностранный инвестор, оснащая оборудованием создаваемое в России предприятие с полностью иностранным капиталом или ввозя это оборудование в качестве вклада в капитал совместного с российской стороной предприятия, не уплачивает НДС. Это способствует существенному сокращению его первоначальных затрат в процессе ПИИ.

           Проблема создания инвестиционного климата, благоприятного для развития инвестиционной деятельности нерезидентов в стране, принимающей их инвестиции, шире, чем проблема гарантий для них. Применительно к гарантиям следует оценить, прежде всего, их действенность. И здесь один из главных, можно сказать, решающих моментов — это уровень защиты прав собственности иностранных инвесторов. Российский опыт не только 90-х гг. прошлого века — времени первоначального накопления, но и первого десятилетия XXI в. — периода постепенного перехода к цивилизованным формам бизнеса — говорит о том, что уровень корпоративного российского права еще крайне низок. Вся совокупность правовых норм, относящихся к созданию, деятельности, формам управления и методам принятия решений, недостаточно защищает корпоративных собственников от недружественных поглощений, получивших во всем мире название рейдерства.

   Это относится и к прямым зарубежным инвесторам, которые становятся сособственниками российских предприятий.

    

2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития 

      Современный период экономического развития России характеризуется интенсивным нарастанием объемов привлечения иностранных инвестиций во всех их видах. Как показал Санкт-Петербургский экономический форум, состоявшийся в июне 2007 г., в условиях устойчивого роста Россия становится привлекательной для масштабных перспективных проектов, осуществляемых крупнейшими транснациональными корпорациями. На форуме было заключено множество инвестиционных контрактов на несколько миллиардов долларов. Это значит, что иностранный капитал считает инвестиционный климат в России способствующим его намерениям прийти на российский рынок. Вместе с тем по всем вышеперечисленным факторам инвестиционный климат России требует дальнейшего совершенствования. Относительно иностранных инвесторов, как, впрочем, и отечественных не существует «одного окна». Иностранному инвестору приходится иметь дело с большим количеством административных структур принимающих решения несогласованно и подчас в своих интересах. В статье 24 Закона № 160-ФЗ было записано, что «Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». В соответствии с этим постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1419 было принято решение: «возложить на Министерство экономики Российской Федерации ответственность:

  - за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

     - за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц». 
Тем самым требование Закона о координации ПИИ в экономику Российской Федерации данным подзаконным актом было соответствующим образом исполнено. Впоследствии, когда в результате ряда административных преобразований Министерство экономики РФ было ликвидировано, на его месте было создано Минэкономразвития России. В положении о нем, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443, сказано, что министерство «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию» во многих областях экономики и социальной жизни, и в том числе в сфере инвестиционной деятельности.

   Российское  законодательство относительно иностранных инвесторов и предприятий, создаваемых совместно с российской стороной и полностью с иностранным капиталом, проводит принцип равных прав и обязанностей. «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам», — сказано в ст. 4 Закона № 160-ФЗ. В соответствии с этим на них распространяется и налоговый режим, устанавливаемый для приоритетных инвестиционных проектов, защищенных от случаев неблагоприятного изменения налогового законодательства.

   Иностранным инвесторам предоставляется и ряд  налоговых льгот при наличии межгосударственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Эти льготы затрагивают как порядок взимания налогов, так и их размеры. Так, подп. 2 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ устанавливается, что налог на дивиденды иностранного инвестора определяется в размере 15%. Но при наличии соглашения об устранении двойного налогообложения этот налог может взиматься, в соответствии с условиями такого соглашения, в пониженных размерах, как правило, в размере 5%.

      Государственные гарантии для иностранных инвестиций, представлены в Федеральном законе № 160-ФЗ ст. 5—17.  К их числу можно отнести ст. 5 о правовой защите деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; ст. 6, гарантирующую право инвесторам осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации; ст. 7, прямо вытекающую из норм Гражданского кодекса РФ и гарантирующую переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; ст. 8 о компенсациях при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора; ст. 10 об обеспечении надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации; ст. 12, гарантирующую право иностранному инвестору приобретать ценные бумаги. Все эти гарантии вытекают из рыночной природы российской экономики, куда приходит иностранный инвестор, и каких-либо комментариев не требуют. При отсутствии этих гарантий инвестиционный климат страны следует оценить как однозначно неблагоприятный.

       Важным шагом в создании благоприятного инвестиционного климата и развитии инвестиционной активности, в том числе с участием иностранного капитала, стало издание в июле 2005 г. двух Федеральных законов: от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Целью первого Закона является обеспечение притока инвестиций в сферы инфраструктуры и социальной жизни для объектов с большими первоначальными затратами и длительными сроками окупаемости. Согласно ст. 2 этого Закона, «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. По прямому содержанию этой статьи — в чем и заключается главный экономический смысл концессионного соглашения -концессионер, т.е. практически инвестор, освобождается от необходимости инвестировать средства, нести первоначальные затраты, связанные с приобретением объекта этого соглашения. Теперь все его средства могут быть направлены на развитие, совершенствование, повышение доходности объекта соглашения, что позволяет ему покрыть устанавливаемую соглашением плату за использование объекта (концессионную плату) и получать прибыль.

        В качестве концедентов в соглашениях выступает Российская Федерация в лице Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Законом в ст. 4 определен круг объектов, которые могут быть объектами концессионных соглашений. Всего их перечислено 14, но все это количество может быть сведено к шести группам:

  1. дороги со всей их инфраструктурой;
  2. объекты всех видов транспорта, включая городской метрополитен, с их инфраструктурой;
  3. гидротехнические сооружения;
  4. объекты по производству и передаче электрической и тепловой энергии;
  5. системы коммунальной инфраструктуры;
  6. объекты, используемые в целях здравоохранения, образования, 
    культуры и спорта, и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

   Это именно те объекты, которые уже созданы, принадлежат государству, создание их заново связано с весьма значительными первоначальными затратами и поэтому либо невыгодно, либо непосильно для частного капитала.

       Концессионером по Закону может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо физические лица, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества. Все они могут выступать в одном соглашении, как в индивидуальном порядке, так и совместно. Таким образом, что Закон признает в качестве будущих концессионеров только представителей частного капитала как отечественного, так и иностранного.

    Другой  важный Закон, — «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ОЭЗ). В России существует недопустимый разрыв между потенциалом фундаментальных научных разработок и их воплощением в инновационные технологии производства и быта, в технику и потребительские товары. Этот разрыв порождается слабостью всех последующих стадий развития научно-технического прогресса, отсутствием должной мотивации российских предпринимателей к освоению технологических новшеств в условиях низкого уровня оплаты живого труда, монополизма и недостаточного уровня развития конкуренции. Немалую роль играют здесь и негативные исторические традиции развития страны. В этих условиях структурная перестройка никак не может получить должного размаха в отраслях с высокой долей добавленной стоимости, в частности в машиностроении. Недопустимо низкой оказывается и доля интеллектуальной продукции в ВВП страны. Все это чревато утратой в перспективе Россией статуса крупной державы в мировой экономике и крайне замедляет решение насущных социальных вопросов количественного роста и качественного совершенствования жизненного уровня населения. Проблема становится особо актуальной в свете поставленной стратегической цели перевода России на инновационный путь развития.

        Предусмотрено два типа таких  зон: промышленно-производственные, предельный размер территории которых не должен превышать более 20 кв. км, и технико-внедренческие, создаваемые не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 кв. км.

    Резидентами ОЭЗ обоих типов могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Следовательно, по общему правилу резидентами ОЭЗ могут быть и иностранцы как совладельцы или полные владельцы этих коммерческих организаций. Для ОЭЗ технико-внедренческого типа в качестве резидентов признаются Законом также индивидуальные предприниматели.

   По  мере укрепления российского бизнеса  и увеличения экономической мощи Российского государства в целом возникает и получает все большее развитие система государственно-частного партнерства, которая может сыграть важную стимулирующую роль в повышении уровня инвестиционного климата и привлечении в страну ПИИ. При этой форме экономического взаимодействия государство, будучи заинтересованным в создании в России крупных современных производств в ряде отраслей, осуществляет своими силами и с привлечением бюджетных средств мероприятия по инфраструктурному обеспечению этих производств. В число таких мероприятий может входить поиск подходящей территории для намечаемого производства, полная инженерная подготовка этой территории, обеспечение ее всеми видами коммуникаций, т.е. именно создание надлежащей инфраструктуры. Затем, в зависимости от выбранной организационно-экономической формы предприятия, оборудованная территория может быть либо передана в собственность иностранному инвестору или совместному предприятию с его участием, либо предоставлена в долгосрочную аренду. Тем самым государство может существенно усилить активность иностранных инвесторов, поскольку для них состояние инфраструктуры во многих случаях является определяющим для принятия решения об инвестициях. 
 

Глава 3. Роль иностранных  инвестиций в современных  условиях России

3.1. Особенности современного  этапа экономического  развития России 

        Политика любого государства в сфере как краткосрочных, так и перспективных задач структурной иностранных инвестиций заключается, прежде всего в привлечении их для решения перестройки экономики, повышения ее эффективности и конкурентоспособности на основе решений инновационного характера, получение которых силами отечественной науки и бизнеса затруднено, а подчас в обозримые сроки и невозможно. В каждый данный момент развитие экономики порождает свой специфический комплекс проблем, требующих решения с привлечением иностранного капитала и, следовательно, по-иностранному  определяет желаемую структуру и объемы этого капитала. В результате завершения  первого этапа  реформ, Россия превратилась в страну с рыночной экономикой, хотя при этом многие детали развитого рыночного механизма еще не отлажены.

   Уже в течение нескольких лет, практически восемь лет, Россия находится в фазе устойчивого экономического роста. Правда, в 2001—2005 гг. значительная часть источников роста возникла в результате финансового кризиса августа 1998 г. и к настоящему моменту практически исчерпана. Другую часть источников роста следует отнести к благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, обеспечившей стране поступление большой массы резервной валюты. Но сейчас, с началом осуществления ряда национальных проектов, становятся все более значимыми внутренние источники экономического роста, придающие ему именно устойчивый характер. В этих условиях вполне своевременно и обоснованно была поставлена действительно стратегическая задача придания экономике России инновационного характера и вывода ее к 2020 г. на пятое место в мире.

Информация о работе Перспективы развития инвестиций в России