Перспективы развития инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.

Содержание

Глава 1. Сущность иностранных инвестиций……………………………….5
Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22

2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22

2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26

Глава 3. Роль иностранных инвестиций в современных условиях России…………………………………………………………………………….33

3.1. Особенности современного этапа экономического развития России..33

3.2. Характер использования иностранных инвестиций на наиболее важных направлениях структурной перестройки российской экономики…..39

Заключение……………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курс. инос. инвес..docx

— 107.97 Кб (Скачать документ)
 

     Из  таблицы 2, таким образом, следует, что  как экспортер ПИИ, так и их импортер должны представлять собой  соответствующие современному постиндустриальному уровню хозяйственные структуры, органически приверженные поиску способов дальнейшего развития и совершенствования своей деятельности. Именно соответствие этим требованиям способствует акселерации ПИИ и делает их неотъемлемым элементом экономического прогресса подобных структур. Это не значит, что в сферу ПИИ не могут попасть другие, «менее солидные», субъекты. Но, как правило, в таких случаях выявляется высокорисковый, спекулятивный характер их деятельности, отсутствие долговременной стратегической перспективы, приверженность сиюминутным интересам. Естественно, такая их деятельность не способствует экономическому прогрессу стран, и осуществляющих, и принимающих ПИИ.

1.3.Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

   С переходом России к открытой экономике  началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

        Инвестиционные контракты с нерезидентами, заключаются либо в валюте их стран, либо в международных резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Некоторые особые формы иностранных  инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений полезных ископаемых на началах раздела продукции, передача нерезидентами российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных актов.

     В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных инвестиций на протяжении всего периода с начала российских экономических реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и т.д.

   Характеристика  большей части правовых актов, которые  в той или иной степени определяют механизм регулирования иностранных инвестиций, в хронологическом порядке дана в табл. 3.

                                                                                                             Таблица 3

       Перечень российских законодательных и подзаконных актов,

содержащих  нормы правового  регулирования иностранных  инвестиций 

Дата Наименование  документа Характер  нормативного регулирования  иностранных инвестиций
15.11.91 Указ президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» Отмена монополии  внешней торговли и предоставление права российским предпринимательским  структурам свободно привлекать иностранные  инвестиции
09.10.92 Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» При достаточно жестких ограничениях на валютные операции резидентов, вызванные кризисным  состоянием экономики, переход к  рыночным методам формирования валютного  курса, определяющим условия инвестиционной деятельности нерезидентов
21.02.92 Закон РФ № 2395-1 «О недрах» Определяет  условия, при которых нерезиденты  допускаются к российским недрам
21.05.93 Закон РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе» Определяет  порядок формирования и уплаты таможенных тарифов, в том числе и при  ввозе нерезидентами на территории РФ и вывозе с нее различного имущества
26.01.96 Гражданский кодекс РФ Совокупность  основополагающих норм, регулирующих гражданский оборот в том числе  в сфере внешнеэкономической  инвестиционной деятельности. Статья 1194 ч.3 ГК РФ провозглашает непосредственно  имеющий отношение к нерезидентам принцип реторсии, т.е. возможности Российского государства установления для нерезидентов ответных ограничений  в отношении их имущественных и личных неимущественных прав в ответ на аналогичные ограничения, установленные соответствующими государствами для российских граждан юридических лиц
28.05.2003 Таможенный  кодекс РФ Регулирование порядка взимания таможенных пошлин при осуществлении инвестиционной деятельности нерезидентами
22.04.96 Закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Регулирование российского рынка ценных бумаг  и деятельности на нем нерезидентов
21.07.97 Закон № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества  и об основах приватизации муниципального имущества Создает возможность  для нерезидентов участвовать в  приватизации того государственного имущества, для которого законодательно не приняты  меры ограничительного характера
14.04.98 Закон № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов  РФ при осуществлении внешней  торговли товарами» Определение рамок  деятельности нерезидентов, не нарушающих законные интересы Российской Федерации
29.10.98 Закон № 164-ФЗ «О лизинге» Установление  основных норм, регулирующих деятельность в сфере лизинга, в том числе  международного
09.07.99 Закон № 160-ФЗ «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации» Основной нормативный  документ, регламентирующий инвестиционную деятельность нерезидентов в РФ
10.12.2003 Закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Регламент правил осуществления валютных операций, существенно  либерализующих их режим по сравнению  с ранее существовавшим порядком. Создание возможностей для резидентов инвестировать средства за рубежом

         

  Как видно из табл. 3, набор уже существующих законодательных норм, в той или иной степени затрагивающих процесс иностранных инвестиций, достаточно обширен. В настоящий момент речь идет уже не о формировании правовых основ этого процесса, но о развитии и совершенствовании правового механизма, обеспечивающего защиту интересов как сторон, участвующих в процессе инвестирования, так и государства.

     Приведенный в таблице перечень законов и  подзаконных актов общероссийского  уровня не исчерпывает всей системы  правовых норм, регулирующих иностранные  инвестиции. Параллельно с федеральным  уровнем регламентация деятельности в этой сфере осуществляется и  в регионах страны. Российские регионы  достаточно самостоятельны в выборе способов и форм привлечения иностранных инвестиций на свою территорию и определении инвестиционного климата для них. В соответствии со ст. 17 Закона № 160-ФЗ субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления «могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств». Таким образом, совокупность нормативных актов в табл. 3. создает обязательные условия и ограничения, в рамках которых предоставляется широкая инициатива регионального нормотворчества, способствующего развитию иностранных инвестиций в Российской Федерации. 
 
 

                                   
 
 
 
 
 

  

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие  

2.1. Экономико-правовые  формы осуществления  иностранных инвестиций  в Российской экономике  в современный  период 

     Проблема экономико-правовых форм осуществления иностранных инвестиций в России должна быть рассмотрена в нескольких аспектах: во-первых, в аспекте оценки того правового режима деятельности иностранных инвесторов, который им предоставляется в России, во-вторых, в аспекте оценки свободы выбора формы предпринимательских структур, которые возникают в России в результате иностранных инвестиций. В-третьих, необходимо дать оценку тех гарантий, которые российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам. По всем этим вопросам мы находим ясный ответ в Законе № 160-ФЗ и в ряде других законодательных актов.

       Относительно режима деятельности иностранных инвесторов ст. 4 этого Закона предусматривает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами». Таким образом, не принимая режима наибольшего благоприятствования, Россия предоставляет иностранным инвесторам равные с российскими экономическими субъектами возможности деятельности. Предоставление иностранцам равных возможностей является средством привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Некоторые ограничения, которые существуют в этой сфере, вытекают из необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации, или, как говорится в п. 2 той же статьи, «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Так, например, иностранцам предоставлено равное право приобретения земли, в том числе, хотя и ограниченно, земель сельскохозяйственного назначения (что не допускается законодательством ряда европейских государств). Полный запрет на подобные приобретения установлен только для приграничных территорий страны.

      Относительно свободы выбора формы предпринимательских структур, возникающих в России в результате иностранных инвестиций, можно отметить прежде всего факт постепенного отказа от различных ограничений, которые существовали для этого выбора в предшествующий и начальный периоды российских экономических реформ.

     До появления российского законодательства об иностранных инвестициях создаваемые в результате этих инвестиций совместные предприятия имели особый статус по сравнению с российскими предприятиями. Существовало ограничение на долю иностранного инвестора в активах совместного предприятия (не более 50% уставного капитала). Не допускалось также предоставление иностранцам права руководить предприятием в лице генерального директора. Имелись определенные ограничения на вывоз доли прибыли, возникающей при деятельности совместного предприятия и причитающейся иностранному инвестору. В настоящий момент все эти ограничения российским законодательством сняты, и статус предприятия с участием иностранного капитала, а также полностью принадлежащего иностранцам, равен статусу российских предприятий.

     Вместе с тем российское законодательство предусматривает ряд разумных ограничений по характеру деятельности некоторых структур, создаваемых с участием иностранного капитала, и статусу их дочерних и зависимых обществ. Так, для филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации в соответствии с Законом № 160-ФЗ разрешено выполнение всех или части функций создавших их юридических лиц (головных организаций), если сами эти организации имеют коммерческий характер и несут непосредственную имущественную ответственность в связи с выполнением филиалами этих функций. Для дочерних и зависимых обществ, создаваемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, Закон отказывает в предоставлении правовой защиты, гарантий и льгот, которыми эти коммерческие организации пользуются.

         Совокупность гарантий, предоставляемых иностранному инвестору посвящено достаточно много статей (с 5-й по 17-ю) в Законе № 160-ФЗ. Именно эти гарантии и являются основными факторами, формирующими инвестиционный климат в стране и определяющими его суть: может ли он быть охарактеризован как благоприятный для привлечения инвестиций в страну или же, наоборот, он сдерживает приток этих инвестиций.

      Перечень гарантий и льгот, дает основание сделать вывод, что в некоторых случаях иностранный инвестор имеет даже более благоприятный правовой режим, чем российские коммерческие структуры. Так, только лишь в последнее время для российских предприятий была предоставлена возможность вывоза средств для вложений в зарубежные активы. Для иностранных же инвесторов эта возможность была законодательно закреплена изначально. При приобретении российским предприятием инвестиционных товаров за рубежом существует обязанность уплаты ввозных пошлин по многим из этих товаров. Иностранный же инвестор, ввозящий имущество на территорию России для взноса его в уставный капитал организуемого совместного предприятия или предприятия с активами, целиком принадлежащими ему, освобождается от уплаты этих пошлин в случае осуществления приоритетных инвестиционных проектов.

     Таковыми  Закон считает инвестиционные проекты  с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. или проекты, в которых минимальная доля иностранного участника в уставном капитале создаваемой коммерческой организации с иностранным участием составляет не менее 100 млн руб. при исчислении в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ. Эти проекты получают действительный статус приоритетных при включении их в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Для приоритетных инвестиционных проектов Закон предусматривает постоянство налоговой нагрузки в случаях неблагоприятного изменения национального законодательства на весь период окупаемости этих проектов, но не свыше семи лет.

Информация о работе Перспективы развития инвестиций в России