Перспективы развития инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.

Содержание

Глава 1. Сущность иностранных инвестиций……………………………….5
Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22

2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22

2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26

Глава 3. Роль иностранных инвестиций в современных условиях России…………………………………………………………………………….33

3.1. Особенности современного этапа экономического развития России..33

3.2. Характер использования иностранных инвестиций на наиболее важных направлениях структурной перестройки российской экономики…..39

Заключение……………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курс. инос. инвес..docx

— 107.97 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность иностранных  инвестиций……………………………….5

    1. Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
    2. Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
    3. Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22

     2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22

  2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26

Глава 3. Роль иностранных  инвестиций в современных  условиях России…………………………………………………………………………….33

     3.1. Особенности современного этапа  экономического развития России..33

     3.2. Характер использования иностранных  инвестиций на наиболее важных  направлениях структурной перестройки  российской экономики…..39

Заключение……………………………………………………………………...45

Список  использованной литературы………………………………………..47 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.

   В большинстве работ, посвященных  этой проблеме, признается та позитивная роль, которую играют в развитии экономики каждой страны привлекаемые ею иностранные инвестиции. Достаточно здесь лишь сослаться на опыт Китая, которому удалось в исторически короткие сроки, за счет массированных вложений зарубежных инвесторов буквально с нуля создать во многих отраслях экономики современные высокотехнологичные, наукоемкие производства (электронику, автомобилестроение, авиастроение и т.д.), выйти с продукцией этих производств в огромных масштабах на мировой рынок и завоевать на нем в ряде случаев ведущие позиции. На этой основе Китай имеет возможность теперь решать и сложные социальные проблемы своего полуторамиллиардного населения.

   Весьма  различно влияние разных форм иностранных  инвестиций на национальную экономику, что наглядно показал начавшийся в конце 2008г. кризис, охвативший вначале  финансовый, а затем и реальные сектора экономики практически  всех стран мира.

   Опыт  всех лет, прошедших с момента  начала радикальной рыночной трансформации  российской экономики в 1992г., показал, что Россия крайне нуждается в иностранных инвестициях, необходимых для создания более совершенной технической и технологической базы производства, внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда до уровня экономически развитых стран, организации выпуска качественной конкурентоспособной продукции. Опыт этих лет показал также, что имеется немало примеров высокоэффективных инвестиций в российскую экономику, обеспечивших, например, производство современных легковых автомобилей, компьютерной техники, многих потребительских товаров и продуктов питания, обновления технической и технологической базы торговли, некоторых химических производств, нефтедобычи, банков и т.д.

   Целью данной курсовой работы является раскрытие  сущности иностранных инвестиций, определить круг экономических субъектов, показать систему правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования  иностранных инвестиций в России, определить роль иностранных инвестиций в России, оценить уровень инвестиционного климата в современной России и направления его развития. 
 
 
 

   

Глава 1. Сущность иностранных  инвестиций 

    1. Понятие иностранных инвестиций и их классификация
 

     Основополагающим  правовым актом, регулирующим иностранные  инвестиции в России является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В качестве иностранных инвестиций этим Законом рассматриваются вложения в отечественную экономику, осуществляемые нерезидентами, т.е. такими экономическими субъектами, происхождение и правоспособность которых, а применительно к гражданам и дееспособность, не находится в юрисдикции России. В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ иностранная инвестиция — это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации».

     Исторически сложившееся разнообразие видов  таких инвестиций как в мировой, так и в российской практике сейчас сводится к трем видам: прямые, портфельные и прочие инвестиции. Экономическая роль каждого из этих видов весьма различна, что определяет и разное отношение к ним со стороны органов их регулирования и в странах-инвесторах, и в странах-реципиентах.

        Для прямых инвестиций (ПИИ) характерны разные формы осуществления, но все они могут быть сведены к двум формам: реальные ПИИ и финансовые ПИИ. Реальные ПИИ находят свое выражение в создании в стране-реципиенте различных производств с полностью иностранным или смешанным капиталом, в поставке в виде вклада в уставной капитал местных структур оборудования, технической документации, в предоставлении основных средств на началах лизинга, в передаче лицензий на выпуск соответствующей продукции, прав аренды имущества в стране инвестора, прав на использование товарных знаков фирм-инвесторов. Реальные ПИИ могут одновременно включать все эти названные элементы. При этом различаются, как принято говорить, grееnfield FDI -«инвестиции на зеленом лугу», когда производственная деятельность на основе ПИИ в стране-реципиенте начинается с нуля, с создания новых предприятий и производств, и brownfield FDI«инвестиции на поле под паром», когда ПИИ вливаются в активы уже существующих и действующих объектов.

   И в том и в другом случаях  обычно не возникает трудностей идентифицировать реальные ПИИ среди других видов экономической деятельности. Если же ПИИ предоставляются как финансовые, выделить их среди других форм иностранных инвестиций оказалось не так легко. Как финансовые ПИИ могут осуществляться, очевидно, только в виде  brownfield FDI при приобретении иностранным капиталом целиком всего предприятия или части его активов.

   В пятом издании Руководства по платежному балансу МВФ 1993 г. прямые инвестиции определяются как «категория инвестиционной деятельности, выражающая стремление хозяйственной единицы — нерезидента одной страны приобрести устойчивое влияние (lasting interest) на деятельность предприятия, расположенного в другой стране. Приобретение устойчивого влияния предусматривает установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и указанным предприятием, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием-реципиентом — предприятием прямого инвестирования». Таким образом, ПИИ отличают три признака: устойчивое влияние, которое должен получить инвестор, вкладывающий финансовые средства в предприятие страны-реципиента, необходимые в связи с этим долгосрочный характер вложений и возможность участия в управлении этим предприятием и контроля за его деятельностью.

        Практика показала, что для получения «устойчивого влияния» инвестору совсем не обязательно приобретать все активы объекта его вложений или даже их контрольный пакет. По российскому законодательству (ст. 2 Закона № 160-ФЗ) в качестве финансовой ПИИ признается «приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

      Страны — реципиенты ПИИ считают бесспорным достоинством прямых иностранных инвестиций, в особенности первого их подвида - прямых вложений иностранного капитала в производственные фонды на их территории, — то, что после того как они произведены, их достаточно сложно в одностороннем порядке изъять из объекта их вложения и вывезти за пределы экономической территории этих стран. То есть для инвестора они имеют пониженную ликвидность, что, безусловно, в интересах страны, их принимающей, и обеспечивает для нее некоторую стабильность инвестиционного процесса. В особенности это относится к недвижимости: зданиям, различным сооружениям, коммуникациям и т.д. Иностранный инвестор физически не может вывезти созданные с его участием эти основные фонды, если не найдет покупателя, готового дать за них соответствующую цену, и не продаст их этому покупателю. Но в то же время, например, в условиях России, Закон № 160-ФЗ в ст. 12 гарантирует право иностранного инвестора «на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции». То есть иностранный инвестор может вывезти как лицензионные материалы, техническую документацию, в соответствии с которыми было организовано в России некоторое производство, так, строго говоря, и станки, оборудование, инструмент и т.д., представляющие техническую основу созданного в России производства, если это производство почему-то прекращает свою деятельность.

    К портфельным  инвестициям относятся следующие:

   - приобретение иностранцами российских государственных ценных бумаг;

   - приобретение такой части активов российских предприятий, которая позволяет иностранному капиталу извлекать доход, но не дает права контролировать деятельность предприятия.

   По  своей природе портфельные инвестиции не являются вложениями капитала в какой-либо другой форме, кроме денежной. Они представляют собой такое размещение денежного капитала на иностранной территории, которое ограничивает интерес его владельца только стремлением получить доход на этот капитал. Портфельные инвестиции для инвестора являются более ликвидным вложением его капитала, а для страны, куда они приходят, связаны с определенным риском. Если экономические условия в этой стране ухудшаются, иностранные инвесторы пытаются быстро вывести свои капиталы, размещенные в виде таких инвестиций. Это может иметь серьезные негативные последствия, (примером чего может служить российский финансовый кризис 1998 г.).

   В современных российских условиях, однако, способы формирования портфельных инвестиций существенно меняются. Отечественные хозяйственные структуры уже не ограничиваются чисто пассивной ролью допуска нерезидентов в свой уставной капитал. Многие из них сами выходят на фондовые биржи, прежде всего на зарубежные, осуществляя дополнительную эмиссию акций и предлагая их в форме ИПО (IPO- initial public offering). Приобретение этих акций нерезидентами обеспечивает рост капитализации российских эмитентов и формирует для них значительный объем средств, необходимых для модернизации и развития. Очевидно, если при этом в руках каких-либо нерезидентов сосредоточится сумма акций эмиссии ИПО, составляющая свыше 10% всего возросшего в результате, ИПО уставного капитала российского предприятия то такое вложение иностранного капитала следует рассматривать уже как прямые инвестиции со всеми возникающими при этом последствиями, т.е. появлением у нерезидентов возможностей контроля деятельности российского предприятия и участия в управлении им. Но по желанию эмитента проспект эмиссии может включать ограничения на объем акций, которые могут сосредоточиваться в руках одного приобретателя. В этом случае будем иметь дело только с портфельными инвестициями в российское предприятие.

    К прочим инвестициям относятся следующие:

  • торговые кредиты;
  • прочие кредиты, используемые отдельными российскими не 
    финансовыми и финансовыми структурами;
  • получение различных трансфертов из-за границы.

       Займы и кредиты, естественно,  представляют собой возмездные  финансовые источники иностранных инвестиций для предприятий и организаций. В процессе развития глобализации дальнейшая интеграция российской экономики не только в мировой товарный рынок, но и в международную финансовую систему неизбежна, поэтому данная форма инвестиций и дальше будет развиваться. Характерно, что, если с 1995 по 2003 гг. рост прямых инвестиций составил чуть более 330%, то прочие инвестиции выросли за тот же период более чем в 20 раз (табл. 1.).

Информация о работе Перспективы развития инвестиций в России