Устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:04, доклад

Описание

«Истоки российской духовности».
Устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство
Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; созда-ваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Работа состоит из  1 файл

Устное народное творчество.docx

— 2.87 Мб (Скачать документ)

Старик взбесился,

На Дарье женился,

Приданого не просил,

Его на свои деньги нашил.

Вот как закутил,

Всю деревню удивил.

Сам едва бродит,

А жену молодую нажил.

Дарья его целует,

Словно молодого милует.

Старик так и тает,

Старость забывает.

С месяц Дарья его целовала.

Во всем мужу угождала.

Потом стала беситься.

Захотела рядиться.

На мужа стала кричать.

Его всячески ругать.

Им повелевает,

А муж обновы покупает,

Жене хочет угодить,

Обновами ее прельстить.

Как обнову получает,

Жена мужа целует.

А неделя пройдет,

То опять заорет,

Давай, кричит, другую,

Шубейку шелковую.

Старик раз отказал,

За то и пострадал.

Дарья на него напала,

Всю бороду исщипала,

Кости старые потрепала,

И все ж на своем настояла.

Обнову себе купила,

Да и дружка нажила.

Старик видит, нет ласки,

Не в свои сел салазки.

Стал горевать,

Сильно тосковать,

На постель свалился,

И с светом простился.

Жена, перекрестилася,

Бежать к сундуку пустилася.

Деньги обобрала,

Дружку отдала.

Мужа похоронила,

От любви повыла.

Деревня вся удивилась.

Как она выть ухитрилась.

Шесть недель проплясала,

И собираться замуж стала.

С дружком повенчалася,

С деньгами наслаждалася.

Старого мужа поминала,

Дураком его называла.

Над ним смеялася,

Молодым мужем любовалася.

 

Старики смотрите,

Себя берегите,

С ума не сходите,

Старость не смешите.

Прежде не женились; На невест не льстились;

А теперь уж поздно,

Вам молиться должно.

 

 

 

ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой.

 

 У меня длинней иголки,

 Чем у ёлки.

 Очень прямо я расту

 В высоту.

 

Сосна

 Синий мундир,

 Жёлтая подкладка,

 В середине — сладко

Слива

 

Друг друга догоняют,

 Да друг от друга прячутся

Солнце  и месяц

 

 

ПОСЛОВИЦА, жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме

Кошке игрушки, а мышки слезки.

Волка ноги кормят.

Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.

Сколько волка не корми, он все в лес  глядит.

Лиса  и во сне кур видит.

Рука  руку моет — обе белы живут.

 

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.

А где  щи, тут и нас ищи

Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют

Амбар крепок, да углы худы

Аминь, да не ходи один   

Беда  бедой беду затыкает

Бежал от дыма и упал в огонь

Без денег  сон крепче

Без ума  голова - ногам пагуба

Поговорки тесно примыкают к  пословицам. Как и пословицы, поговорки  относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они  даже еще более кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи кстати, к случаю. Вместе с- тем поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям. Как уже отмечалось, в пословицах выражаются обобщения и заключения по самым разнообразным жизненным явлениям («Правда светлее солнца», «Каково сеется, таково и веется», «Ученье —свет, а неученье — тьма»). В пословицах выражается народная мудрость. Их заключения и выводы имеют силу неписаного закона. Об этом говорят сами пословицы: «На пословицы ни суда нет, ни расправы», «От пословицы не уйдешь». По наблюдению Н. А. Добролюбова, «пословицей оканчивается иногда важный спор, решается недоумение...». По форме пословицы всегда представляют собою вполне законченные предложения.

Значительное количество пословиц некогда непосредственно примыкали  к рассказу, от которого с течением времени отделились и начали существовать уже независимо. Процесс отделения  пословицы от рассказа может совершаться  различными путями. Обыкновенно бывает так, что сначала идет басня или  рассказ, и в конце как логическое следствие или как яркий живой  образ, облеченный в меткую звучную  форму, приводится выражение, которому суждено впоследствии стать самостоятельной пословицей или поговоркой.

Провести вполне определенную границу  между пословицей и поговоркой невозможно. Пословица связана с интересом минуты, с рядом предшествующих мыслей в разговоре, пословица на практике имеет глубокое значение как ответ на житейский вопрос, как изречение подтверждения, свидетельства, убеждения. Смысл в пословице, прежде всего, красота и складность на втором месте. Последние играют главную роль в поговорке, являющейся, таким образом, видом пословицы, в котором форма приобретает перевес над содержанием. Пословица относится всякий раз к какому-нибудь конкретному факту, применяется к житейской практике, поговорка применяется к слову, — она не столько подтверждает мысль, сколько красит, сдабривает речь, вносит в нее оживление и игривость.  Поговорка заменяет только прямую речь окольною, иногда не называет вещи, но условно, весьма явно намекает".

 

 

 

 

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его  духовном мире.

  Понятие «декоративно-прикладное  искусство» достаточно широкое  и многогранное. Это и уникальное  крестьянское искусство, уходящее  своими корнями в толщу веков;  и его современные «последователи»  — традиционные  художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

 

Резьба по дереву

Дерево всегда было наиболее доступным  материалом для изготовления художественных изделий. Легкость его обработки простым инструментом, прочность и своеобразная красота узора на дереве с древних времен привлекали к нему внимание резчиков и художников. Естественно, что деревянное крестьянское зодчество резьбы и росписи по дереву получили массовое развитие на Севере, где человека повсюду окружают леса.

 Северный крестьянин привык  украшать свою избу резными  фигурами и деревянным орнаментом. Их можно увидеть и в наши  дни. До сих пор над фронтоном  деревянного дома можно увидеть  голову коня, петуха или другой  птицы, вырезанные из дерева или корневища. По окатам крыши на фронтоне наколачивались резные доски - причалины. Обычно их украшали прорезки в виде треугольников, ромбов или квадратов, образующих гармоничную по рисунку решетку. Встречается и более сложный орнамент. Ажурной резьбой и красивыми точеными столбиками украшались балконы, наличники окон, крылечки деревянных домов.

 Резьба по дереву на Вологодской  земле была широко распространена  в украшении предметов сельского  быта. Дерево было незаменимым  материалом в изготовлении домашней  и хозяйственной утвари, рабочих  инструментов. Из него делали  ковши, черпаки, солоницы, туеса, лукошки, миски; в коробах хранили одежду и другую «мягкую рухлядь»; ни в одном хозяйстве не обходились без валька, рубеля, трепала и прялки. Все предметы делились на повседневные и праздничные. Повседневные были попроще, их бытовое назначение оказывалось приоритетным. Примером может служить бочонок - «лагунчик» для кваса из Тарногского музея. Его форма проста и состоит из цилиндрического объема, туго стянутого упругими обручами.

 Праздничные вещи более украшены, нередко им отводилась особая  роль в обрядах, что отражалось  и на их форме, и в способах  украшения. В создании деревянной  утвари и посуды народные мастера  применяли объемную, рельефную и  плоскую выемчатую резьбу, раскраску  и роспись.

 

 

 

 

Народный орнамент - это не просто украшение. Как писал известный критик В.В. Стасов, издавший в 1872 году первый альбом русского орнамента, «ряды орнаментистики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства». Когда-то в глубокой древности в каждом мотиве орнамента заключался особый смысл. Он выражал представления народа о мире, природе, людях, давал условное обозначение целым явлениям жизни. Со временем представления менялись, древние мотивы и образы забывались или обретали новое содержание. Сегодня значения одних узоров утрачены навсегда, о других можно только догадываться. Однако многократное повторение некоторых мотивов и композиций, их расположение в строго определенных местах конкретных обрядовых предметов позволяет видеть в них отголоски древнего содержания, некогда обусловленного культом солнца, плодородия земли, пожеланием счастья и благополучия молодым на свадьбе, - то есть всем тем, что определяло судьбу крестьянина в его многообразных связях с Землей и Природой. Древней символикой «Солнца красного» и его огненных лучей объясняют и особую любовь народа к красному цвету, который господствует в тканях и вышивках Русского Севера. Слово «красный» означало также «красивый». Красный цвет нитей в применении к орнаменту дополнял его былой смысл красотой исполнения узоров на полотне. В каждом виде текстильного искусства были свои выразительные средства в создании орнаментальных композиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плетение из бересты

 

В изготовлении украшений и бытовых предметов  на Севере широко использовали кору молодой  березы - бересту. Из нее делали лукошки  и туеса различных размеров и  пропорций, которые украшали тиснением, ажурной резьбой или росписью. Из бересты плели лапти, корзинки, коробочки, хлебницы, сумки - пестери. Плетение из бересты и тиснение - украшение поверхности предметов узорами, оттиснутыми штампиком, - были развиты на Севере повсеместно. «Сеченой берестой» славились Великий Устюг и деревни по реке Шемоксе, где сложились самобытные центры этого искусства.

 

Глина

 

С незапамятных времен человек научился обрабатывать глину, использовать гончарный круг, вытягивать на нем различные сосуды. Закаленные обжигом, но все же непрочные предметы служили каждому поколению людей и уходили из жизни вместе с ним. Обломки древней керамики и сегодня служат археологам надежным источником в воссоздании истории и материальной культуры многих ушедших эпох.

 Гончарному  делу свойственна глубокая преемственность  традиций. Пожалуй, ни один другой  вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления - в древности гончарства, всеобщности его природы и средств выражения. Глиняные изделия изготовляли повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшение его простейшими способами - весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства. Все существующие и поныне виды гончарной техники, как и многие современные формы сосудов, человечество знало еще в глубокой древности. Вместе с тем, подобно любому произведению народного искусства, керамика всегда современна и несет на себе печать времени создания. Такое удивительное сочетание древности и современности особенно характерно для гончарства Русского Севера. Хранитель многих традиций народной культуры, Север и в гончарном деле донес до наших дней многие его разновидности, уже давно забытые в других местностях, донес не просто как архаическую технику, но в современных произведениях художественной керамики.

 

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

Информация о работе Устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство