Декоративно-прикладное искусство тульских мастеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание

Краеведческий музей был основан 18 мая 1919 г. В его состав вошли собрания бывшей Палаты Древностей, произведения искусства из национализированных помещичьих усадеб. В фондах хранятся ценные коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, этнографии, а также по природе, истории, экономике и культуре края. В собраниях музея имеются интересные документы и вещи, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей тульской земли, революционным движением, событиями гражданской и Великой Отечественной войн, образцы продукции тульских предприятий, подарки тулякам от зарубежных стран и др. материалы. Краеведческий музей ведет большую научно-исследовательскую и просветительскую работу, организует выставки, в т.ч. и выездные, является научно-методическим центром краеведческой работы в области.

Содержание

Введение
Основная часть
1. История формирования художественной обработки металла.
2. Развитие металлургической промышленности.
3. Кованые изделия.
4. Художественное литьё.
5. Декоративное оформление.
6. Изготовление изделий из листового металла.
7. Виды обработки листового металла.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

последний.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский государственный университет» 

Кафедра истории  и культурологи 

Контрольно-курсовая работа

по курсу  «Культурное наследие Тульского  края»

на тему: «Декоративно-прикладное искусство тульских мастеров» 

Выполнил:

студент гр. 161582с

Гузеев А. А. 

Научный руководитель:

канд. ист. наук., доц. каф. И. и К.

Вепренцева  Т. А. 
 
 
 

Тула 2011г 

    ПЛАН

         Введение

         Основная часть

  1. История формирования художественной обработки металла.
  2. Развитие металлургической промышленности.
  3. Кованые изделия.
  4. Художественное литьё.
  5. Декоративное оформление.
  6. Изготовление изделий из листового металла.
  7. Виды обработки листового металла.

    Список литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  

                                            

2.       

                                                          Введение

    Краеведческий музей был основан 18 мая 1919 г. В его состав вошли собрания бывшей Палаты Древностей, произведения искусства из национализированных помещичьих усадеб. В фондах хранятся ценные коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, этнографии, а также по природе, истории, экономике и культуре края. В собраниях музея имеются интересные документы и вещи, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей тульской земли, революционным движением, событиями гражданской и Великой Отечественной войн, образцы продукции тульских предприятий, подарки тулякам от зарубежных стран и др. материалы. Краеведческий музей ведет большую научно-исследовательскую и просветительскую работу, организует выставки, в т.ч. и выездные, является научно-методическим центром краеведческой работы в области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.                                                                                                                               

    1.История  формирования художественной  обработки металла.

    Россия  всегда славилась мастерством художественной обработки металлов, оружейном и  в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка открыть ещё  одну страницу книги о русских умельцах - это, значит, осветить непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими, композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделяется тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла художественных местных традиций, а также народного искусства. Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки, флюгера), по существу не знает аналогов.

    Металл  является одним из наиболее древних  материалов, который человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо.              

    Знания  и опыт в области обработки  железных руд стали мерилом богатства  и военной мощи.

                                                                                                                           

    4.                                                                                                                                                  

    В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э. Русская  земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь                                                                                                                                            издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда, украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого явления в культуре и искусстве.

    Формирование особенностей художественного металла, как составной части русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах. Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков знати.

    Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения  которых трудились над созданием  высокохудожественных и монументальных декоративных произведений, упорно добивались органичного сочетания и

                                                                                                                    5.

    связи металлических украшений с архитектурным  образом, органического слияния  металла с камнем и деревом. Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного архитектурного облика города оружейников.

    Живописная  застройка, впечатляющая многообразием  применения художественного металла  и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках. И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.

    В современной архитектуре, в формировании архитектурно - градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные примеры применения художественного  металла. В этом прослеживается определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно - прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе он влияет на формирование облика города.

    Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в последние  годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.

                                                                                                                                                             

                                                                                                                           6.

      С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.

      В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение произведений и изделий из художественного металла представляется не только важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.

    2.Развитие  металлургической  промышленности.

    Первые  изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные относят к VI - IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище, которое относится к IV - XII вв. нашей эры и принадлежало одному из восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.

    Примерно  в XI веке у вятичей появляются крупные  поселения и города, среди которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы - вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.

              

           7.

    На  первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы. Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия, когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла. Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы, строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.

    В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных» приводах работали и металлообрабатывающие станки.

    На  военные цели требовалось всё  больше и больше металла. В 1702 году Пётр передаёт казённый Невьяновский завод  Демидову, интересы которого с этого  времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок Демидовыми пущено около двадцати металлургических заводов. Демидовское железо «русский соболь» высоко ценилось в Европе. Примеру Демидова последовали оружейники Иван Данилов, Иван Баташов, Мосоловы, Василий Ливенцев, Красильниковы, которые сначала на тульской земле, а потом и далеко за её пределами построили несколько домен и железоделательных заводов, способствуя развитию отечественной металлургии. Так тульский край становится главным металлургическим центром России.

          

    8.

    Кузнечное ремесло и сопровождавшее его железное производство в Туле и округе существовали задолго до того как возникла государственная потребность в металле и вооружении. В конце VI века появляются зачатки оружейного производства. Началом же освоения казённого оружейного дела можно считать 1595 год, когда «самопальные» кузнецы были освобождены от податей, земских повинностей и, согласно царскому указу, обязывалось изготовлять казённое оружие. Тридцать мастеров поселилось на дарованной им земле за рекой Упой, и образовали Кузнецкую казённую слободу, которая на долгое время стала родовым гнездом многих талантливых мастеров. Всем знающим кузнечное дело и желающим разрешалось записываться в оружейники и обосновываться в слободе. И уже в 1640 году там насчитывалось около ста мастеров, а к концу века оружейным делом занимались до 300 человек. К этому времени многие из них обладали высокой техникой и создавали высококачественные изделия.

    Начинает  внедряться пооперационное производство. Увеличивается выпуск продукции. В  начале XVIII века оружейники делали 5-7 тысяч фузей ежегодно. К этому времени производство перешло под начало оружейной палаты. 

    В 1705 году для упорядочения работы кузнецов, с целью централизации и полного  подчинения производства государственному контролю Пётр I распоряжается построить в Туле Оружейный двор с 50 горнами для заварки стволов.

Информация о работе Декоративно-прикладное искусство тульских мастеров