Устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:04, доклад

Описание

«Истоки российской духовности».
Устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство
Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; созда-ваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Работа состоит из  1 файл

Устное народное творчество.docx

— 2.87 Мб (Скачать документ)

   В  XI – XII  веках строятся храмы  во многих  русских княжествах. Князья, пытаясь поразить современников  красотою и величием построек, приглашают лучших русских мастеров. Таким образом, строятся храмы  в Чернигове, Новгороде, Полоцке  и других городах. Но местный  колорит накладывает на строительство  храмов свой неповторимый оттенок.  В северных княжествах храмы  строятся  в сдержанном стиле,  у них более строгие и величественные  формы. Убранство храмов менее  богато, неярких красок фрески  написаны в суровых и спокойных  тонах. Примером может служить  Софийский собор в Великом Новгороде.

  Таким  образом, переняв мастерство строительства  из камня от византийских мастеров  и многократно его приумножив, русские зодчие, вплетая славянские мотивы деревянного зодчества в каменное строительство, нашли свой неповторимый стиль. Не только каменные, но и деревянные постройки старых мастеров поражают своим величием и великолепием. Никого не оставляет равнодушным посещение Кижи, где сосредоточены одни из самых величественных построек в традициях русского деревянного зодчества. До сих пор не утеряна традиция украшения различных деревянных построек, и в наше время можно встретить дома, украшенные затейливой резьбой по дереву, которая радует глаз и оставляет чувство гордости за неповторимое славянское деревянное кружево.

К самому концу  Х века относится первая крупная  постройка - дубовая церковь Софии  «о тринадцати верхах», срубленная в 989 году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие города Древней Руси, Новгород даже в эпоху своего расцвета был городом по преимуществу деревянным. Частные и общественные здания, торговые и производственные сооружения возводились почти исключительно из дерева. Обусловленная огромными лесными массивами края дешевизна строительного материала и удобство его доставки по многочисленным водным артериям способствовали развитию плотничьего дела. Не случайно киевляне еще в 1016 году презрительно называли новгородцев плотниками "А вы плотницы суще, а приставим вы хором рубити наших". О многочисленных деревянных постройках - крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати неоднократно повествуют уже в древнейший период новгородские летописи.

С 1044 года началось строительство каменных стен Кремля, который в древнем Новгороде  обычно называли Детинцем или каменным городом. С 1045 по 1050 год по повелению  сына Ярослава - новгородского князя  Владимира в центре детинца возводится каменный собор Софии. Новгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.

К древним  памятникам русской архитектуры  относят сохранившиеся каменные культовые здания, сооруженные в XI—XVI вв. в Киевской Руси, во Владимиро-Суздальском  княжестве, в Новгороде и Пскове. Значительную художественную ценность представляют также культовые и  оборонные сооружения Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего  Новгорода и других городов, построенные  в XIV—XVII вв.

Древнейшим  памятником каменного русского зодчества  является собор Софии в Киеве  с его 13 куполами и богатым внутренним убранством (мозаичные панно). Стены  здания сложены из шганфы на известковом растворе. Оштукатурили их при восстановлении собора. Внешний вид киевского собора, построенного к 1037 г. при великом князе Ярославе Мудром с помощью византийских мастеров, теперь сильно изменен.

 

В начале XII в. стены киевского собора были укреплены  контрфорсами с восточной стороны, а в XVII в. вместо параболических (шлемовидных) куполов были поставлены купола в стиле барокко. Этот собор считают вторым каменным сооружением Киевской Руси после Десятинной церкви, построенной ранее. Важно и то, что 13-главое завершение собора Софии было сделано по образцу ранних новгородских деревянных церквей.

 

 

 

Выдающимся  архитектурным памятником является собор св. Софии в Новгороде, построенный в 1045—1052 гг.

Собор представляет собой пятизальное крестовокупольное здание, залы которого разделены продольными рядами колонн. Собор вначале завершался пятиглавием; большой цельностью и монументальностью отличается его внешний объем. Стены собора выложены из крупного камня с применением кирпича для арок сводов, обрамлений порталов и оконных проемов. Стены и своды были покрыты фресковой росписью.

 В XII в. с установлением в Новгороде вечевого управления в нем строились каменные приходские храмы, небольшие по размеру, как правило, кубовидной формы. Стеновым материалом являлся тесаный местный камень-плитняк, укладывавшийся на известковом растворе.

 

 

Киево-Печерская  лавра, в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием

 

Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

 

Ампир (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барокко  (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Русское барокко (также елизаветинское, растреллиевское) — стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская «реплика» европейского стиля барокко в полной мере сложившаяся в русском искусстве к концу первой половины XVIII века.

Этот стиль, тяготевший к созданию героизированных  образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления — Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, 1754—1762; Строгановский дворец, 1752—1754) и в Петергофе (1746—1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747—1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота — все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё искусство середины XVIII века.

В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась  плеяда замечательных русских зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др.

                               

 

Классицизм  (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство