Украинское инструментальное народное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:09, реферат

Описание

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполенения.

Работа состоит из  1 файл

Украинское инструментальное народное творчество.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                                             3                     

                                   Введение.

Важное место  в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполенения.Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна (т. наз. тройственная музыка). Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.Самобытный музыкальный инструментарий присутствует в пастушеских наигрываниях, где, как правило, используются инструменты, изготовленные самими музыкантами: сопель, флояра, дводенцивка, тилинка, цугфлейта, рог, трембита, кора, луска, кувицы (свирель), дуда, свистунцы, варган и др.Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.Во времена Запорожской Сечи в оркестрах Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие и трубы, причём литавры были среди клейнодов Запорожской Сечи, то есть были в числе символов казацкой государственности.Инструментальная музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения. 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                              4

1. Инструментальная музыка. 

    Народная  инструментальная музыка составляет отдельный  раздел фольклора. Сфера ее применения значительно уж чем вокальной  музыки.

         Простые ударные и духовые  инструменты известны издавна.  Для вхождения в быт таких  сложных инструментов, как цимбалы, бандура, скрипка нужно было не только время для их усовершенствования, но и для распространения среди народа.

         Употребляемые в народном обиходе  инструменты можно разделить  по их функциям на индивидуально-любительские  и ансамблевые. К самым известным индивидуально-любительским относятся сопилка, трембита и дрымба. Все они использовались и используются сейчас или как сигнальные (трембита), или для собственного удовольствия (Дрымба, сопилка).

         К ансамблевым в традиционном  быту относятся скрипка, бас (басоля),

    Цимбалы, бубен. На них играют только мужчины, объединившись в группы, известные  под названием «троистые музыканты». Подавляющая часть народных инструментальных наигрышей была создана для этих и на этих инструментах и главным  образом - музыка для танца.

         Кроме того скрипка может создаваться  как индивидуально-любительский  инструмент, а сопилка иногда  употребляется в ансамблевой  игре.

       Сопилка принадлежит к самым древним инструментам. Это – деревянная дудочка (в народе ее часто раньше называли – дудка) размером от 20 до 40 см., преимущественно с 6-ю отверстиями.она особенно распространена в пастушьем обиходе, где употребляется для собственного развлечения. На ней играют песенные и песенно-танцевальные мелодии, прибегая при этом к обильной орнаментике. В песнях сохранились свидетельства, что сопилка принадлежала в прошлом к интимным, наиболее лирическим народным инструментам. Влюбленные юноши вкладывали в звуки дудочки свои чувства, а также вызывали девушек на свидание.

       Скрипка , попав в Укранину еще в 15 ст., крепко вошла в обиход народа. Ко второй половине 19ст., когда началось интенсивное распространение гармонии, скрипка осталась важнейшим инструментом – как индивидуально-любителский, так и , в основном, оркестровым.В Карпатах скрипку называют гуслями (или гуслами). Скрипка имеет очень большие технические и тембральные возможности. Народные скрипачи чаще шире, чем свирельщики, прибегают к орнаментике  - форшлагам, мордентам, мелким проходящим и вспомогательным нотам, применяют гармонические фигурации, трели, глиссандо, акценты. Двойные ноты. 

                                                                                                                           5

         Дымба. Распространена у многих народов мира. Научное название варган. Это самозвучный шипковый инструмент в виде подковы с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре дымба зажимается губами, а полость рта служит резонатором. Дергая за язычек пальцем, исполнитель извлекает звук. Изменяя объем ротовой полости , можно в некоторой степен влиять на высоту звучания. В Карпатах дымбы встречаются чуть ли не в каждом доме. В последнее время наблюдается ее возраждение, повысился интерес к дымбе в быту и самодеятельности. Дымба инструмент традиционно женский,хотя на нем играют и мужчины.

        Трембита – длинная деревянная труба (до 3-ех метров) – издавна употребляется гуцульскими пастухами с сигнальной целью. Она позволяет воспроизвести натуральный звукоряд в пределах 4-ех октав. В верхней части звукоряда можно исполнять простые мелодии. Инструмент, изготовленный для игры, требует не только умения, но и немалой силы губ и легких. Звук пронзительный, густой и мощный, отголосок несется в горах за километры.

    Крое  рассмотренных сопилкм и   трембиты, употреблялась и употребляется в настоящее время волынка (в народе называют коза, дуда, мех, баран).

      Волынка  состоит из меха (воздушный резервуар из кожи козы или барана – отсюда и название – коза) и 4-ех трубок: поддувной ( Чрез нее исполнитель пополняет в мехе запас воздуха), голосовой (на ней исполняется милодия), басовой (звучит постоянно основной тон и квинтовой. Два последние обравой органный пункт в квиту.

     Самой распространенной формой ансамблевой игры является «троистая музыка»

        Название объясняется тем, что музыкантов (значит и инструментов),                которые играют вместе, чаще всего 3. Бывает такой состав: цимбалы, скрипка, барабан. Скрипка, сопилка, бубен. Скрипка, цымбалы, бас.

    Скрипка, цимбалы, бубен. Две скрипки, бас (или бубен). Три последних состав - оптимальные. Издавна цимбалы больше употреблялись на западе, а басоля в восточных областях Украины. На ряду с этим встречаются ансамбли из двух или четырех музыкантов – и тоже, по народной традиции, их называют «троисти музыки». В наше время чрезвычайно распространен дуэт: гармонь и бубен (или баян и бубен). Ис перечня состава «троисти музыки» следует что скирка, басоля  (бас), цимбалы и бкубен ( или барабан) являюстя  основными ансамблевыми инструментами. Рассомотрим их оркестровые функции и некоторые особенности игры на них. В ансамблях бывает 2 или 1 скрипка. Неочень умеющие музыканты играют на скрипках в унисон (с некоторыми не существенными расхождениями в приемах орнаментики). Более одаренные скрипачи стремятся к разделению функций. Первая скрипка играет мелодию, применяя все средства народного исполнительства.  

                                                                                                                              6

     Динамический диапозон преимущественно держится нюанса форте,  так как основы репертуара и цель ансамблевой игры составляет танцевальная музыка ( сопровождение к танцу). Первый скрипач владеет высокой техникой, знает репертуар, и поэтому управляет ансамблем. Второй скрипач должен иметь хороший гармонический слух и уметь «аккордировать» (брать нужные аккорды в определенном ритме). Часто тот кто аккордирует, держит скрипку, упирая ее боком в грудь, смычком же играет приемом деташе (на каждый аккорд направление смычка изменяется).

    Басоля (бас, басок) – народная разновидность виолончели. Бывает трех и четырех струнная. Играют смычком. Народные исполнители держат смычок в кулаке, сильно и резко проводят им по струнам. Басолю исполнитель зажимает между коленями. Образцы партии басоли, записанные  И.Чабаном. Басоля – чрезвычайно важный инструмент, который обеспечивает ритмичное единство ансамбля, передает звучанию плотность и насышенность.

      Цимбалы -  трапециевидный  плоский ящик, над которым натянуты струны  - группами по три, настроенными в унисон. Более длинные из них делятся  порожком. По струнам бьют двумя молоточками. Народные музыканты держат цимбалы на ремне через плечо или на коленях. В последнее время их ставят на ножки. Основной прием игры -  стаккато. Тремоло народные исполнители употребляют очень редко. Цимбалы имеют очень большие технические возможности для исполнения форшлагов, арпеджио, глиссандо, что существенно обогащает динамику и тембральную палитру народного музыкального ансамбля.

    Бубен (решето, решитко, тамборок) -  это деревянный обруч (решето), обтянутый с одной стороны кожей. В стенах решета прорезано 6 отверстий, в котрые встравлены металлические погремушки. Держат бубен либо за веревки, натянутые на перекрест с противоположной от кожи стороны, либо (реже) за ручку, приделанную к решету, либо за саму основу (за решето). Бубен – незаменимый ансамблевый инструмент. Технические приемы, к которым прибегает сам бубенщик, нескончаемы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                        7 
 

                                             Заключение. 

    В инструментальной культуре встречаются закономерности, содержащиеся в ритмике, и в различных  элементах местных музыкальных  инструментах. С точки зрения ритмики  выделяются две группы: козачковые и колоыйковые формы. В плане местных традиций существует  большое количество конкретных мелодий. Они не редко имеют своеобразные собственные названия. При этом все они квадратной формы и быстрого темпа. Собственные названия многих танцев насыщены юмором и отображают местные обычаи.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                          2

                                            Содержание. 
 

    Введение………………………………………………………………3 

  1. Инструментальная  музыка………………………………….……4
 

    Заключение……………………………………………………………7 

    Список  используемой литературы…………………………………..8 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                             8

              Список используемой литературы. 

1. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 270.

2 См.: Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян. М., 1971. С. 14, 

3 Украинская  муз. Литература. 

4. Сведения из интернета. 

Информация о работе Украинское инструментальное народное творчество