Традиции театрального искусства в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:59, реферат

Описание

История открытия в Китае театральных подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие же этапы развития, как и все театры мира. К примеру, в Англии, в 16 веке, были два вида сооружений: театр под открытым небом и камерные залы. Первые назывались "общественными", вторые – «частными». В Китае такими театрами были "Гоу-Дан" и "Чхан-Хуэй".

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. История развития китайского театра …………………....5
1.1. История становления театрального искусства…………5
1.2. Четыре периода развития китайского таетра………......8
ГЛАВА 2. Типы китайского театрального искусства………….......12
2.1. Традиционный китайский театр…………………….....12
2.2. Пекинская опера………………………………………...16
2.3. Китайский кукольный театр…………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….29

Работа состоит из  1 файл

реферат традиции театрального искусства в Китае.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. История  развития китайского театра …………………....5

    1. История становления театрального искусства…………5
    2. Четыре периода развития китайского таетра………......8

ГЛАВА 2. Типы китайского театрального искусства………….......12

      2.1.    Традиционный китайский театр…………………….....12

      2.2.    Пекинская опера………………………………………...16

      2.3.    Китайский кукольный театр…………………………....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    История открытия в Китае театральных  подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие же этапы  развития, как и все театры мира. К примеру, в Англии, в 16 веке, были два вида сооружений: театр под  открытым небом и камерные залы. Первые назывались "общественными", вторые – «частными». В Китае такими театрами были "Гоу-Дан" и "Чхан-Хуэй".

    Хотя  театральные представления и  места для них во всем мире и  строились по общим законам, однако, из-за различий в культурном и экономическом  развитии имели свои национальные особенности. В Европе, в Эпоху Возрождения шло непрерывное развитие театрального искусства. Родилось множество театральных и цирковых жанров, образовались различные стили. Опера и балет, реализм и символизм - это все дети той эпохи. Китайские театральные актеры в это время в театрах под открытым небом, усердно и с огромной самоотдачей закаляли свое мастерство. И лишь в конце прошлого века начали испытывать влияние европейской театральной школы. Так был создан "Столичный классический театр" профессора Джоу Хуаву. Он сказал однажды: "Как раз тогда, когда Китайские актеры самоотверженно и усердно пели, танцевали и декламировали под открытым небом, и образовалась особенная, непохожая на другие Восточная система игры".

    Актуальность  работы состоит в том, что китайский театр очень своеобразен и многолик, в особенности Пекинская опера. Многие люди, путешествуя по Китаю, посещают Великую стену, Терракотовую армию, и, обязательно, китайский театр.

    Цель данной курсовой работы изучить историю возникновения и особенности китайского театра. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    • Выделить основные этапы истории развития китайского театра;
    • Определить особенности традиционного китайского театра;
    • Рассмотреть виды китайского театрального искусства

Объект работы – различные виды театрального искусства.        
Предметом изучения в данной работе является китайский театр , как важная часть культурного наследия Китая.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История  развития китайского театра.

    1. История становления театрального искусства в Китае.
 

    Становление театрального искусства Китая принято  относить к началу XII века, однако в  исторических источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» (772—481 годы до н. э.) артистов, умевших петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей).

        Из представлений этих актеров  позже рождается новая форма представлений байси (сто представлений) или цзя одиси (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в большие праздники. В них входили разнообразные цирковые номера — акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе, танцы с гигантскими макетами фигур животных.

        Дальнейшее развитие песенно-танцевальных  форм представлений происходит  в Танскую эпоху (VII—IX века  н. э.). Большой популярностью пользуются  театрализованные танцевальные  представления на исторические  сюжеты — «Танец с мечами», который исполняется и в современном театре сицюй. В представления включаются и пьески-диалоги комического характера. Здесь впервые появляются устойчивые амплуа — находчивого остряка цань-цзюня и цаньгу. Танские представления носили импровизированный характер. Актеры пользовались яркими масками, специальными костюмами, реквизитом. При дворе императора Сюань-цзуна были созданы первые специальные учебные заведения «Грушевый сад», «Двор весны», где из детей опальных сановников и чиновников готовили музыкантов, певцов и танцоров для придворных представлений.

        В XII—XIV веках появляется новый  вид представлений — цзацзюй.  В комических импровизационных  сценках появляются новые герои,  оформляются новые амплуа. Одновременно  и на юге страны ставятся большие народные драмы наньси. Известны названия этих драм — «О женщине по имени Чжао», «Чжан Се, сдавший столичные экзамены первым» и др. Представления таких драм давались в балаганах — это были огороженные, крытые навесом площадки. Зрители сидели на скамьях, сцена находилась на одном уровне со зрительным залом и отделялась от него перилами. Балаган назывался ланцзы.

        К XIII—XIV векам относится расцвет  драмы цзацзюй. Своеобразие театрального  искусства Китая строилось на  сочетании речевых и вокальных  партий, музыки, танца, акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных китайских мелодий — они переходили из одного спектакля в другой. Драматург же давал советы по трактовке пьес. Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном ритме, с многочисленными мелкими подробностями. Спектакли представлялись на пустой сцене, что давало возможность свободного перемещения действующих лиц как во времени, так и в пространстве. Об этих переменах актер устно извещал зрителей.

        Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы, сцена которых находилась в центре здания и напоминала цирковую арену, и прихрамовые сцены, приподнятые над землей. Зрители располагались на прилегающей к сцене площадке. Сцены часто украшались вышитыми плакатами — афишами, в них сообщалось название труппы, имена главных актеров. Спектакли были платными, существовал также обычай одаривать актеров во время представления. В труппу входили, как правило, члены семей, редко принимались 1—2 актера со стороны. Ведущее место в них занимали женщины, которые исполняли и мужские роли. Но существовала длительное время и практика исполнения женских ролей мужчинами.

       Другой крупной формой театра была драма чуаньци, которая следовала во многом традиции южной драмы. Спектакли, как правило, были очень большими, шли по несколько дней подряд. Дальнейшее развитие китайского театра относится к XIV— XVII векам. В этот период возникают два крупнейших направления китайского театра — иянское и куньшаньское.

        Иянский театр зародился в провинции Цзянси — для него характерно обращение к народной тематике, народным мелодиям. Вначале представления этого театра состояли из коротеньких пьес на сюжеты из жизни ремесленников и кустарей. В дальнейшем актеры иянского театра стали ставить пьесы на сюжеты популярных романов — «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заводи» Ши Най-яня, «Путешествие на Запад» У Чэн-эня, а также хроник — «Генералы из семьи Ян», «Биография Юе Фэя» и др. Спектакли-циклы шли по нескольку дней подряд, и каждый из них обрывался на острой ситуации, чтобы обеспечить присутствие зрителей и денежный сбор на следующий день. Изображение больших исторических событий потребовало введения в спектакль массовых батальных сцен.

        Другое крупное театральное направление  этого периода — куньшаньский театр — возник в месте Куньшань (провинция Цзянси). Это было излюбленное место отдыха и развлечения китайской аристократии. Сюда в поисках заработка съезжались актеры, музыканты, драматурги, поэты. Постепенно на базе местных представлений сложился театр. Этот театр был придворным. Спектакли разыгрывались обычно в гостиных или в дворцовом зале (поэтому куньшаньский театр называли еще «театром на ковре»). На искусство этого театра оказали большое влияние аристократическая литература и изобразительное искусство XV—XVII веков. Это проявилось в высокой технике актерской игры и в вокальном мастерстве актеров. В отличие от иянского театра, музыка которого строилась на разнообразных ритмических рисунках, для куньшаньского театра характерно большое мелодическое разнообразие. Музыка к спектаклям создавалась композиторами. Пережив громкую славу, оказав влияние на ряд местных театров, куньшаньский театр к концу XVIII — середине XIX века постепенно теряет свою популярность и почти совсем исчезает.

        В XVII—XIX веках театральными центрами становятся крупные города Китая, в том числе город Янчжоу, через который проходит путь императора, совершающего поездки по стране, а позднее — Пекин. Сюда съезжались труппы местных театров. Наибольший успех имели труппы, получившие название хуабу (популярные). Постепенно в столице Китая - Пекине формируется театр, известный как столичный театр  (цзинси), были достаточно известны и аньхойские труппы — «Саньцин», «Сыси», «Чуньтай» и другие. Пекинскому (столичному) театру принадлежала инициатива создания нового типа спектакля, построенного на основе наиболее ярких отрывков из различных пьес. Большую известность приобретали пьесы жанра уси, изобилующие батальными сценами, построенные на акробатике и манипуляции бутафорским оружием. В искусстве театра цзинси нашли выражение основные черты традиционного китайского театра.  

    1. Четыре периода развития китайского театра.
 

    История развития театральных форм в Китае насчитывает почти столько же, сколько и история политических форм государства, первые сведения о прототипах театра найдены в древнейших канонических книгах задолго до нашей эры.

    Один исследователь китайского театра, японец Цудзи Такцо, в течение многих лет состоявший редактором театрального отдела Пекинской газеты «Шунь-тян ши-бао», в своей книге «Китайский театр» делит всю историю китайского театра на пять периодов: 
• Древнейший (от глубокой древности до эпохи удельных войн включительно V век до н.э.).

• Древний (от владычества Цинь – III век до н.э. до эпохи шести династий – VI века н.э., охватывая весь период первой империи и Средние Века).

• Средний (период второй империи от конца VI в. до XI в.) 
• Новый (от монголов XII в. до первой половины XIX в.) 
• Новейший (вторая половина XIX в. до китайской революции 1911г. 
        Однако с точки зрения самих театральных форм, гораздо вернее разбить историю китайского театра на 4 периода, захватывающие и послереволюционные года.

    Первый период от глубокой древности до эпохи монголов характеризуется смутным зарождением форм и придворным характером. 
         Второй период – Монгольская эпоха, характерная сдвигом театра, его оформлением и привлечением народных элементов. 
         Третий период охватывает XIV-XIX вв., с кристаллизацией формы, апогеем в XVIII в. и упадочной стабилизацией к началу ХХ века. 
         Четвертый – ренессанс китайского искусства, исчисляется всего десятками лет, но весьма значителен параллельным созданием нового реалистического театра.

    Рассматривая в таком порядке историю китайского театра, возникает вопрос о его происхождении.

    Момент возникновения, начала театра неоднократно толковались китайскими исследователями, которые сходятся на объяснении происхождения его из культа предков, этого основного института в патриархальном строе общества, выраженного в Древнем Китае.  
Однако можно предположить, что зародыши театральных действий существовали ранее создания культа предков, восходя вероятно к шаманским обрядам и пляскам. Вместе с тем, не существует достаточных филологических данных, позволивших бы более обстоятельно осветить этот вопрос.

        Те письменные памятники, которыми располагает синология, дают сравнительно достаточные сведения о возникновении театра именно из этих религиозных церемоний, связанных с культом предков. Связь культовой музыки и пения с ритмичными движениями, танцами, послужившая зачатками развития этих элементов в комбинированную форму - зарождение прототипа театра отмечается без исключения всеми китайскими исследователями. Эта связь, установившаяся в древнейший период китайской истории, традиционно сохранилась и до наших дней: классический театр в Китае характеризуется как опера, написанная большей частью стихами, с вводными эпизодическими монологами и диалогами. 
Европеизация Китая, о которой говорилось выше, коснулась и классического театра, по-прежнему первенствующего; в первую очередь это отразилось на внешнем оборудовании; приемы игры, язык, грим, репертуар – остались почти нетронутыми. 
        С огромным культурным багажом разработанного до деталей жанра, классический китайский театр вступил в новую эпоху, несущую борьбу нового реалистичного театра с театром классическим, основанным на символике и конфуцианской культуре.                            История традиционной музыкальной драмы. Как говорилось выше, еще в III веке до н.э. существовали профессиональные артисты, исполнявшие различные роли и простые сценки. Этих исполнителей называли «юлин», и их представления считаются началом китайской музыкальной драмы. Но только в период династии Южная Сунн (XII век) на юге Китая (провинция Чжэнцзян) появилась первая по-настоящему сформировавшаяся китайская музыкальная драма. В народе ее называли «наньси», то есть «южная драма».  
        В XIII веке Северный Китай находился под властью династии Цзинь, а затем династия Юань объединила весь Китай. С появлением в то время на Севере жанра «цзацзюй» начался рассвет китайской музыкальной драмы. В настоящее время известны около 120 драматургов династии Юань и около 150 полностью сохранившихся пьес. Одной из таких пьес можно назвать «Меловой круг». В числе драматургов и произведений – Гуань Ханьцин и его «Обида Доу Э», Бо Пу – «дождь в платанах» и другие.

Информация о работе Традиции театрального искусства в Китае