Традиции театрального искусства в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:59, реферат

Описание

История открытия в Китае театральных подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие же этапы развития, как и все театры мира. К примеру, в Англии, в 16 веке, были два вида сооружений: театр под открытым небом и камерные залы. Первые назывались "общественными", вторые – «частными». В Китае такими театрами были "Гоу-Дан" и "Чхан-Хуэй".

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. История развития китайского театра …………………....5
1.1. История становления театрального искусства…………5
1.2. Четыре периода развития китайского таетра………......8
ГЛАВА 2. Типы китайского театрального искусства………….......12
2.1. Традиционный китайский театр…………………….....12
2.2. Пекинская опера………………………………………...16
2.3. Китайский кукольный театр…………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….29

Работа состоит из  1 файл

реферат традиции театрального искусства в Китае.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

    Перевоплощение - одна из форм проявления "Гун-фу". Оно сопровождается пением, декламированием и жестикуляцией. Эти четыре элемента являются основными в искусстве мастера. Они красной нитью проходят от начала до конца представления. Актерское мастерство так же имеет различные формы. "Высокое мастерство" показывает сильные, волевые характеры; "приближенное к жизни" - слабые, несовершенные. Еще есть мастерство "рифмованного стиля" - исполнение относительно строгих, подтянутых движений в сочетании с ритмичной музыкой, и мастерство "прозаического стиля" - исполнение свободных движений под "расхлябанную" музыку.

    В "рифмованном стиле" наиболее важным элементом является танец. Мастерство танца тоже можно разделить на два вида.

    Первый  вид это песня и танец. Артисты одновременно песней и танцем создают перед нами картины и декорации. Например, если сцена описывает ночной лес, занесенный снегом, и путника ищущего приют, то артист, через арию персонажа и, одновременно через соответствующий ей танец рисует перед нами этот пейзаж и состояние персонажа (в "П.О." декораций нет).

    Второй  вид это чисто танец. Артисты  используют только танцевальные движения для передачи настроения и создания целостной картины происходящего. На протяжении всей истории развития театра в Китае инсценировались народные танцы. Во времена династии Мин (1368-1644) нередко на основе мотивов народных танцев создавались и разыгрывались маленькие спектакли-новеллы.

    Жестикуляция - это элементы акробатики используемые во время представления. В "Пекинской Опере" есть такие персонажи, которых можно представить, только применяя акробатическое искусство. Это, так называемые амплуа "военного героя", "военной героини" и "женщины-воительницы". Все сцены жестокой войны в спектаклях составлены из акробатических трюков, есть даже специальные "военные пьесы". Играя "старца" не обойтись без акробатических приемов потому - что "старцу" иногда тоже нужно "помахать кулаками". Искусство жестикуляции является "Гун-фу" которым должен обладать каждый персонаж и, соответственно актер.

    В каждой части представления артист применяет особые способы игры: "игру руками", "игру глазами", "игру телом" и "шаги". Это и есть "четыре умения", о которых уже говорилось выше.

    Игра  руками. Актеры говорят: "По одному движению руки можно определить мастера", следовательно "игра руками" является очень важным элементом театрального представления. Она включает в себя форму рук, их положение и жесты. Форма рук - это  собственно, форма ладоней. Существуют женские и мужские формы. Женские имеют, к примеру, такие названия: "Лотосовые пальцы", "старушечья ладонь", "лотосовый кулак" и др. Мужские - "вытянутая ладонь", "пальцы-мечи"," сжатый кулак". Так же положения рук имеют очень интересные названия: "Подножие одинокой горы", "две поддерживающие ладони", "поддерживающие и встречающие ладони" .Названия жестов тоже передают характер игры :"Облачные руки", "мелькающие руки", "трепещущие руки", "поднимающиеся руки", "раскладывающиеся руки", "толкающие руки" и т.д.

    Игра  глазами. Люди часто называют глаза  окнами души. Есть такая театральная пословица: "Тело заключается в лице, лицо заключается в глазах." И еще одна : "Если в глазах нет духа - человек умер внутри своего храма. "Если во время игры глаза актера ничего не выражают, значит, потеряна жизненная сила. Для того чтобы глаза были живыми, мастера театра уделяют большое внимание своему внутреннему состоянию. Это помогает им почувствовать разницу таких понятий, как "взглянуть", "посмотреть", "прицелиться", "присматриваться", "рассматривать" и т.д. Для этого артист должен уйти от всех суетных мыслей, видеть перед собой, как художник, только натуру своего персонажа: "Увидел гору - стал горой, увидел воду-потек как вода".

    Игра  туловищем - это различные положения  шеи, плеч, груди, спины, поясницы и ягодиц. Незначительным изменением положения туловища можно передать внутреннее состояние персонажа. Это хотя и сложный, но очень важный театральный язык. Чтобы владеть им в должной мере, двигаться непринужденно и точно артист должен соблюдать определенные законы положения тела. Такие как: шея прямая плечи ровные; поясница прямая грудь вперед; живот подобран, ягодицы зажаты. Когда при движении поясница служит центром всего тела, тогда можно говорить о том, что все тело работает согласованно. Пословица говорит об этом: " Одно движение или сто - начало в пояснице".

    Шаги. Под "шагами" подразумеваются  театральные позы и передвижения по сцене. В " Пекинской Опере " есть несколько основных поз и  способов шагов. Позы: прямая; буквой "Т"; " ма-бу" (ноги расставлены в стороны, вес распределен равномерно на обе ноги); " гун-бу" ( вес тела перенесен на одну ногу); поза наездника; расслабленная стойка; "пустые ноги". Способы шагов: " облачный", "дробленый", "круговой", "карликовый", "быстрый", "ползающий", "расстилающийся" и "семенящий" (тот , кто знаком с ушу найдет в названиях шагов и позиций театральной школы много общего с терминологией принятой в Китайском воинском искусстве). Актеры считают, что шаги и позы на сцене являются фундаментом спектакля, выполняют роль базовых движений несущих в себе возможность бесконечных изменений, которые, в свою очередь используются мастером для передачи своих чувств зрителю. На этих восьми китах - "четырех способах игры" и "четырех видах мастерства" стоит " Пекинская Опера".  

    1. Китайский кукольный театр.
 

     Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно, является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол. При этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.

     В источниках VI в. есть сообщение о том, что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу «лысый Го». Представления кукол, и в частности кукол-марионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается традиционный кукольный театр, который получает название «малый цзацзюи».

     Театр теней. Считается, что теневой театр целиком заимствовал форму традиционного театра живого актера. Другие же считают теневой театр родоначальником. В любом случае взаимосвязь очевидна.

     Существует  мнение, что его рождение относится  к эпохе Тан, то есть к седьмому-девятому векам, или же несколько позже, к периоду пяти династий, а окончательное становление – к одиннадцатому веку.

     Своим происхождением театр теней, по легенде, обязан императорскому горю. В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.

     К концу властвования династии Цин (1644–1911 гг.) театр теней уже развивался по нескольким направлениям. Только в одной провинции Хэбэй имелись два главных направления. Это западная школа, которая была популярна в местности вокруг Пекина и ее называли пекинским театром теней, и восточная школа, которую называют таншаньским театром теней, так как она популярна в местности Таншань (Провинция Хэбэй). Можно сказать, что таншаньский театр теней самый известный и влиятельный в стране. В этой местности, даже в таком небольшом окружностью менее 100 ли (1 ли = 0,5 км) уезде как Лэтин находились более 30 театральных трупп.

     Для представления использует большой  полупрозрачный белый экран и  плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Название Театр теней не совсем правильно – по ту сторону матерчатого или бумажного экрана плоские фигуры освещаются лампой, и зритель видит не тени, цветные фигуры марионеток.

     Кукла сначала вырезается из бумаги. Бумага тонкая, потому кукла получается хрупкой  и ей необходимо придать прочность. Для этого из дубленой бараньей, лошадиной или ослиной кожи вырезается точно такая же фигурка, которую скрепляют с первой, бумажной. Поскольку материалом для большинства кукол служит ослиная кожа, в народе театр теней так и называют – «театр кукол из ослиной кожи». Техника вырезания фигур позаимствована из искусства народной бумажной вырезки. Фигурки получаются словно живые. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые. Фигурки подвижные в сочленении плеч, локтей, запястий, бедер и колен. Управляется она тремя железными спицами. Основная спица прикреплена к шее, и получается так, что кукла как бы висит на ней. Две другие прикреплены к запястьям. Спицы вставлены в тонкие тростниковые палочки.

     Основы  сюжетов спектаклей театра теней берутся обычно из популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые интересны и понятны простым китайским зрителям, особенно крестьянам.

     В наши дни с появлением новых видов  развлечений театру теней, как и  многим другим видам традиционного народного искусства угрожает исчезновение. В Китае уже говорят о необходимости внести заявку на включение театра теней в Реестр объектов мирового наследия ЮНЕСКО во избежание исчезновения этого вида восточного искусства.

     К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за зрителя, в Китае продолжает оставаться внушительная группа китайских народных художников, которые ежегодно высаживают на сцене театра теней новые цветы творчества, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и новым. 

Кукла на палке. Объемная кукла на палке получила широкое распространение в Китае. Особенно это было популярно на юге. Самая разработанная форма сложилась в провинции Гуандун. Более всего известны две традиции этого театра: северная (пекинская) и южная (кантонская).

     Представления маленьких кукол сохранились в виде уличного театра одного актера. Этот театр предназначался большей частью для уличных представлений, в отличие от театра теней, который играл в частных домах по специальному приглашению.

     Стилистические  особенности северных уличных кукол  на палке:

  • Маленький размер (тот же размер, что и у перчаточных кукол, головы даже меньше);
  • Длинная палка управления головой и корпусом (ограничивает подвижность куклы);
  • Условное изображение кисти руки – и рукава выступает спиралью закрученная проволока.

Значительно больше известно о южных представлениях куклы на палке, особенно о знаменитых представлениях провинции Гуандун. Местные кукольники относят его  появление в эпохе Тан. Существует легенда о происхождении этого  вида кукольного театра. В ней говорится, что при дворе императора, правившего в 712-756 гг., играли спектакли, в которых участвовали сам император и его приближенные. Один их министров государя был родом из Гуандун. Оставив службу и вернувшись к себе на родину, он решил устроить представления наподобие столичных. Однако он никого не мог привлечь для участия. И тогда он приказал сделать куклы для танцев, управляемых палками. От них пошел обычай показывать кукольные представления.

     Считается, что изначально куклы на палке  танцевали и показывали короткие сценки без пения. Копировать репертуар музыкальных драм стали позднее. Со временем в южнокитайскую традицию исполнения стала проникать пекинская драма. В современных кукольных театрах заимствования из пекинской и кантонской оперы тесно переплетаются, в разных труппах лишь преобладает то или иное влияние. Репертуар гуандунских кукольников мало отличается от репертуара традиционной музыкальной драмы. Каждая кукла состоит из нескольких деталей, которые собираются перед представлением и разбираются после.

     Главный элемент куклы – голова. Вырезается она из дерева вместе с палкой-рукояткой. Головы крупные, бывают до 20 см в высоту. Сверху выдалбливается сердцевина, потом  она закрывается волосами. Части  лица могут быть подвижными: куклы  могут вращать глазами, закрывать веки, открывать рты, шевелить носом.

В комплекте  труппы бывает от 35 до 60 голов. Они различаются  формой и раскраской. Существует восемь типов голов:

  • тип молодой героини;
  • тип молодого ученого;
  • тип мужчины зрелого возраста с более резкими чертами лица;
  • тип молодого воина с почти квадратным лицом;
  • тип клоуна – большой нос, который может шевелиться, смеющийся рот, глаза подвижны, язык высовывается;
  • тип сводницы (комический женский персонаж) – шаржированные черты лица;
  • тип зрелого мужчины с еще более резкими чертами лица;
  • тип мятежных и варварских царей – похож на предыдущих, но с предельно резкими чертами лица;

Информация о работе Традиции театрального искусства в Китае