Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Концепция К. Ясперса 

     В ХХ веке немецкий философ-экзистенциалист  предложил концепцию, позволяющую  целостно представить мировую  культуру, её своеобразие у разных  народов и на различных этапах исторического развития. Он искал «ось» мировой истории во всех трёх культурных центрах: в Китае, Индии и на Западе. Центром истории для него было т.н. осевое время культуры (между VIII и II вв. до н.э.). До этого развитие челове6ческого общества шло в основном локальным образом. После осевого времени открылась возможность единого (универсального) развития человечества. В Новое время благодаря науке и технике создались эмпирические условия для такой реализации. Однако реальное единство развития человечества, считал Ясперс, будет зависеть от самих людей, их возможностей и  воли последовательно бороться с теми проблемами, которые «сопровождают» научно-технический прогресс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Восточный и западный типы культуры 

     Современные исторические типологические представления о культуре предполагают обращение к антитезе «Восток-Запад», так как они представляют собой культурные «полюса», две во многом противоположные культурные традиции, два «крупных» типа культуры.

     Впервые эти понятия были использованы в строгой теоретической форме Г.В.Ф. Гегелем (1770-1831). Восток выступает у Гегеля в виде трёх культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Запад, в его представлении, объединяет античный (греко-римский) мир и возникшую уже в христианскую эпоху западноевропейскую цивилизацию.  М. Вебер (1864-1920) обратился к этой антитезе и наполнил её новым содержанием. Он подчеркнул принципиальную специфику западной культурной традиции (её «выпадение»)  из общей  цивилизационной нормы. Ныне эти два типа культуры представляют собой две различные «системы координат», два миропонимания. Эти культурные традиции проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом.

     Какой методологический принцип  позволяет научно различать эти  два основных современных типа культур? Отечественные авторы (А.Н. Ерыгин и В.К. Королёв) таковым считают принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания. Именно они, утверждают культурологи, диктуют организацию опыта, нормы, идеалы, идеи, доминирующие в данном обществе. Принципиальные отличия двух обозначенных выше культур одновременно являются и их типологическими чертами.

     В чём они состоят? Рассмотрим  их по некоторым основным  позициям.

     1. В отношении к миру. (западная  культура – «а», восточ. куль-ра  – «б).

а) главное  внимание направлено на поиск субстанции (основы бытия). Доминируют представления о несовершенстве мира, поэтому необходимо творчество для его разумного переустройства. Это удел Бога и человека;

б) в  восточной культуре главное внимание обращено на познание структуры мира, выявление роли его частей. А творчество рассматривается исключительно как удел неба и богов. Мир изначально гармоничен и совершенен и переустройства не требуется.

     2. В отношении к природе.

а) «западный  человек» повелевает природой в соответствии со своими потребностями. Единство человека и природы возможно, только через её изменение («подстраивание» к человеку);

б) «восточные люди» считают, что человек и  природа нерасторжимы. Их единство основано на приспособлении человека к природе (т.е. к естественному ходу вещей) через самосовершенствование души и тела.

     3. В отношении к государству, власти, закону.

а) на Западе закон выше власти, она требует  своего обоснования. Лидер доказывает своё право на лидерство. Человек подчинён государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности в обществе определяют её умения и способности;

б) власть выше закона и не нуждается в обосновании. Человек служит государству и телом, и душой. Положение человека обусловлено его социальным статусом в жёсткой общественной иерархии.

     Таким образом, всё изложенное  выше свидетельствует о многообразии подходов к проблеме типологии культуры, о том, что главной проблемой является выбор критериев типологизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 5. Функции культуры 

     Культура представляет собой  многофункциональную систему и  поэтому обеспечивает жизнедеятельность  и общества, и человека. Что   понимают под функциями культурологи? Первая группа – задачи, стоящие перед культурой, вторая – предназначение культуры, третья –  совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Мы считаем, что вышеназванные ответы, не противореча, но, дополняя друг друга, отражают реальное проявление культуры как системы. Необходимо отметить, что все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют (соотносят) многие формы индивидуальной активности человека в его отношениях с социальным окружением.

     Функции культуры различны и  многообразны. Они различаются и  по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода  культура «через свои функции»  выступает как средство выделения  общества из природы, на уровне социальной группы она объединяет людей, «обеспечивает» их становление и жизнедеятельность, на уровне индивида культура позволяет развиваться личности определённого исторического типа.

     1. Как многофункциональная система  культура подчинена принципу  строгой иерархии. На наш взгляд, синтезирующая функция культуры, в которой находят своё выражение все остальные функции, это функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Без освоения культуры того общества, в котором  оказался новорождённый, он  не может стать человеком.

         Подтверждение тому, истории о  детях-маугли, которые воспитывались в стае зверей. Потом такой ребенок оказывался потерянным для общества: он не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает  всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки. Культура при этом выступает в виде «способа социального наследования».

     2. Преобразовательная функция означает, что по мере социального становления человека он создаёт свой мир артефактов, приобретает необходимые навыки и технологии для успешного преобразования природы, общества и самого себя.

     3. Культура способна накапливать  разнообразные знания, сведения, информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Так действует функция трансляции социального опыта. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

     4. Не менее важной является регулятивная  или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего, через систему норм, правил морали.

     5. С  уже названной тесно переплетается   коммуникативная функция. Она осуществляется с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком. Как мы уже выяснили,  все области культуры  - наука, искусство, техника, обладают своими специфическими языками, без знания которых невозможно постижение культуры в целом.

     5. Еще одна – ценностная или  аксиологическая функция. Она  способствует формированию у человека  ценностных представлений, позволяет различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких оценок выступают, прежде всего, нравственные и этические ценности.

     6. Особого выделения заслуживает  творческая функция культуры, которая находит выражение в созидании новых ценностей и знаний, норм и правил. Это функция обновления уже существующей культуры.

     7. Наконец, большое значение имеет компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и психических сил человека.

     Все названные функции культуры тесно  связаны между собой и могут  быть сведены к двум моментам: накопление, передача опыта и осуществление творчества, совершенствование общества и человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ценности  культуры 

     Мир ценностей культуры очень  сложен, бесконечно разнообразен  и трудно поддаётся описанию  и систематизации.  Но ценности  нужно знать, потому что именно они определяют смысл и качество нашей жизни. Этим, наверное, и объясняется создание и развитие науки о ценностях – аксиологии, которая и разрабатывает различные подходы к структурированию, т.е. упорядочиванию ценностей. Сейчас нам надо выяснить, что такое ценности культуры.

     В современных публикациях категорию  «ценность» определяют как зафиксированную  в сознании человека характеристику  его отношения к объекту (к  таковому можно отнести натурофакт, артефакт, человека, социальную группу, общество). Здесь требуется небольшое пояснение – объект имеет ценность, если человек видит в нём средство удовлетворения какой-либо своей потребности (прежде всего материальной или духовной). При этом нам важно понять, что ценностью выступает не сам объект, а его свойство, способность объекта удовлетворять человеческую потребность. Сам объект только носитель ценности (привести пример с пасхальными яйцами фирмы Фаберже, подчеркнуть необходимость надлежащих условий для восприятия нужных свойств объекта).

     Выделяют два уровня ценностных представлений (парадигм, образцов). Первый определят ценностные парадигмы (образцы), функционирующие на уровне обыденного сознания (А.П.- что характерно для «массового человека»). Это ценности, к которым стремятся люди в своей повседневной жизни.

     Второй – парадигмы социальных  ценностей и идеалов. Они определяют  задачи и цели, на реализацию  которых должно быть направлено  развитие общества.

     Рассмотрим ценности повседневной  жизни. Что такое повседневность?  Это область житейских «малых дел» преимущественно «массового человека» (т.е. обычного, невыдающегося, в т.ч. и «человека толпы») в двух сферах: в сфере труда и в сфере отдыха. Авторы культурологических работ утверждают, что культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей. Речь в данном случае не идёт об утилитарных вещах, необходимых для удовлетворения материальных потребностях человека – стиральной машины, холодильника и т.д. Это «тяготение»  выражается в стремлении к обладанию вещами – носителями ценностей (преимущественно духовных, эстетических). Получается так, что обладание  вещью, т.е. материальной субстанцией воспринимается человеком как обладание (духовной) ценностью. Отсюда рождается культ приобретательства. В чём вред подмены ценностей их вещественными носителями? Эта подмена может привести к равнодушному, пренебрежительному отношению к высшим духовным ценностям (и идеалам человеческого бытия). Перестаёт быть ценностью и человек (личность человека). Он рассматривается лишь как объект для манипуляций.

     Чтобы обыденная суета, проза  повседневной жизни не подавляли  и не «измельчали» личность, не  превращали человека в существо, озабоченное лишь собственным  (материальным) жизнеобеспечением,  жизнь его должна иметь смысл. 

     Перед каждым человеком стоит  проблема смысла его жизни.  Чтобы её решить надо осознать  то, что индивидуальная жизнь  есть часть общей жизни,

т.е. жизни  семьи, коллектива, народа и всего  человечества. Эта общая жизнь  – дар (величайшая ценность), которым  люди владеют совместно. Но сохранение этого дара предполагает личную ответственность каждого человека. Каждый участник совместной жизни (подчеркните в своих конспектах) должен заботиться и о себе, и о других.  И эта, казалось бы , всем известная «простая» мысль отражает главное условие существования человеческого рода. Благодаря заботам людей друг о друге возможна жизнь общества, которое существует (в отличие от человека) в историческом времени (исчисляемом тысячами лет).

     Человек сам наполняет свою  жизнь смыслом. Но это возможно при условии, если он поднимается до высот духовных ценностей (таких как гуманизм, совесть, благородство, справедливость, сострадание, честь и др.) В этом случае человек выходит за рамки обыденного сознания, становится личностью, способной осмыслить парадигмы (образцы) социальных ценностей. К ним относятся, например, социальное равенство, демократия, свобода, социальная справедливость, гражданское общество, государство, закон, просвещение и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"