Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

     В отечественной культурологической  литературе можно выделить два основных подхода к пониманию законов развития культуры и общества. Одни авторы (А.С. Ахиезер) вводят понятие единого социокультурного закона, которое фиксирует связь между культурой (её существованием и воспроизводством) и её носителем (т.е. обществом). Эти авторы считают, что носитель культуры (т.е. само общество) способно разрешать, снимать противоречия между социальными отношениями и своей культурой. Не отрицая эту способность общества, подумаем, а тождественны ли законы развития общества и культуры в принципе? Обратимся к другому подходу (М.С. Каган). В соответствии с ним культура и общество (т.е. среда её функционирования и развития) живут по внеприродным, но разным  законам.

Общество  – преимущественно по закону смены  одного исторического типа другим, культура – по законам накопления и изменения ценностей, сочетания традиций и новаций и др. Мы разделяем вторую точку зрения и, опираясь на выводы авторитетных учёных, выделяем основные законы развития культуры: закон единства и разнообразия культуры; закон преемственности в развитии культуры; закон прерывности и непрерывности развития культуры; закон взаимодействия различных культур.

     Закон единства и разнообразия  культуры.  Он означает, что многообразие  и единство культур народов,  населяющих планету, является объективной реальностью. Это значит, что культура воспринимается как совокупное коллективное достояние всего человечества; культура воплощает в себе родовые свойства и человека, и всего человечества; культуры всех народов внутренне едины и вместе с тем самобытны. Каждый народ собственной культурой вносит свой вклад в сокровищницу культурных достижений человечества.

     Закон преемственности в развитии  культуры. Преемственность – основа  развития культуры и также  составляет её важнейшую объективную закономерность. В соответствии с ней культура представляет собой, прежде всего, как исторически унаследованный опыт поколений, позволяющий каждому новому поколению усваивая опыт предков, обогащать его новациями и тем самым отвечать на вызовы «своего времени», выживать и «давать жить» будущим поколениям.

     Закон прерывности и непрерывности  развития культуры также носит  объективный характер. Знание данного  закона позволяет понять историческое  развитие культуры, которое одновременно  и прерывное, и непрерывное. Известно, что каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры. Но эпохи (формации, цивилизации) не вечны, неизбежная смена эпох  приводит к возникновению и утверждению нового типа культуры.  Историческое развитие культуры «непрерывно» продолжается, а наступление нового типа культуры означает её прерывность.

     Закон взаимодействия и сотрудничества  культур. Взаимосвязь, сотрудничество  различных культур – признаётся  объективной закономерностью, изучаемой  культурологией.

     «Крепнущее» с течением исторического времени   единство всемирно-исторического процесса обеспечивается постоянно возрастающими мировыми культурными контактами. Ныне страны, оказавшиеся в силу тех или причин в состоянии изоляции,  неизбежно «задерживаются» в своём социокультурном развитии, обрекая свои народы на материальную и духовную «нищету», создавая проблемы для других народов (наркомания, терроризм и пр.).

     Каждая культура при всех своих  особенностях, как правило, способствует  общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  и цивилизация 
 

     Понятия «культура» и «цивилизация»  тесно связаны между собой.  У  них есть и нечто общее,  и существенные отличия. Обратимся  к истории  понятия «цивилизация»  (от лат. сivilis – гражданский, государственный), содержание которого  на всём её протяжении претерпевало серьёзные изменения. Оно было введено французскими просветителями для обозначения общества, основанного на началах Разума, Справедливости, Закона. С конца ХVlll века термин «цивилизация» уже выступает как синоним культуры. С этого времени цивилизация воплощает единство всех наиболее развитых культур, противостоящих варварству и знаменующих прогресс человечества. Но в это же время зарождаются и иные представления о цивилизации – она рассматривается как материальная культура, как сфера вещей и услуг, а содержание собственно культуры сводится к духовному творчеству. В дальнейшем тенденция «разделения» этих  понятий усиливается и на рубеже ХlХ – ХХ веков приводит к их противопоставлению. Так,  О.Шпенглер считает, что цивилизация – это этап упадка культуры, её старения. Ещё более категоричен Н. Бердяев, характеризующий цивилизацию как антигуманное вырождение культуры, обусловленное господством техники, урбанизации, материальных потребностей, приводящим к упадку нравственности и духовности. Своё отношение к цивилизации определили и марксисты, которые рассматривали её как ступень  истории общества и культуры, следующей за варварством. Её характер определяется материальным развитием, состоянием способа производства.

     В настоящее время на соотношение культуры и цивилизации существует немало точек зрения, но всё их многообразие можно свести к трём позициям:       1) эти понятия выступают как синонимы (существенные отличия между ними отрицаются);

2) между  культурой и цивилизацией признаётся и сходство, и различие (цивилизация, считает Ф. Бродель, - база культуры);

3) культура  и цивилизация противопоставляются.

     Цивилизации возникли после исторически  первого типа культуры (к которой,  как известно, относится архаическая  культура первобытного общества). Первыми цивилизациями были древневосточные (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия и Древний Китай). Они имели все необходимые признаки цивилизации (письменность, государственность, письменное право, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов и городской культуры) и положили начало истории цивилизаций. Основным её стадиями являются: аграрно-традиционная цивилизация (охватывающая рабовладельческое и феодальное общества), индустриальная цивилизация (капиталистическое общество) и постиндустриальная (информационная) цивилизация, которая существует с 50 – 70 гг. ХХ века по настоящее время.

     Цивилизации также выделяют в  «горизонтальной плоскости»: глобальную, континентальные (например, европейскую) и национальные (например, российскую, германскую и т.д.).

     В настоящее время понятие  «культура» акцентирует меру  развития человека, его внутреннего  мира и духовных сил. Понятие  «цивилизация» отражает организацию  общественной жизни, характеризует «внешнее», социальное бытие культуры, создаёт те или иные условия для её развития.

     Цивилизациями также называют  уникальные исторические образования,  ограниченные пространственно-временными  рамками. Они имеют особую значимость  в мировой истории, в формировании  основ современной цивилизации и культуры, т.к. отличаются характером своего отношения к миру природы, обществу, самому человеку.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статика и динамика культуры 

     Культура представляет собой  противоречивое единство сохранения, воспроизводства, обновления и  развития  своих элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, относительной неизменности культуры выражается понятием «статика».  Развёрнутое изложение этого понятия даёт культурологический словарь. «Статика культуры – состояние культуры в покое, в некотором историческом стоянии. К культурной статике относится внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов или черт и форм культуры, конфигурации, характерные сочетания таких элементов». Однако культура не может существовать без изменений, которые происходят в ней и во взаимодействии различных культур, что выражается понятием «динамика». Под динамикой культуры в справочной литературе «видят»  изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

     Статическая сторона общественного  организма и его культуры стала  привлекать внимание мыслителей в период становления и зрелости индустриального общества, когда культурологическая мысль поднимается до теоретического уровня. В это время объектом исследования становится структура общества, взаимодействие и взаимовлияние его элементов, что предполагает изучение внутреннего строения его культуры, её черт и форм. На этом этапе исторического развития философы также уделяют большое внимание проблемам социокультурной изменчивости и развития изучения развития (И.Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс).

     В период заката индустриального общества, нарастающего

ускорения социокультурного развития акцент в  культурологических исследованиях перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, социальных катаклизмов, их преодоления.

     В настоящее время, когда происходит глобализация культуры и в течение жизни одного поколения  сменяется несколько культурных эпох, главное место в культурологии начинает занимать теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения  кризисов и путей выхода из них.

     Таким образом, существование  культуры включает в себя как  устойчивые, так и изменчивые  моменты.  Устойчивость в культуре  – это, прежде всего, традиция. Традиции, в самом кратком изложении  – это элементы культурного наследия. К ним относят идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д. Традиции сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции существуют в разных формах культуры : науке, религии, морали, искусстве и т.д.

     Система традиций отражает устойчивость, статику общественного организма. Однако жизнедеятельность культуры невозможна без  обновления, предполагающего реализацию творческого начала культуры. Способом обновления культуры является новация (инновация). Инновации в культуре – это нововведения, изобретения, нормы и ценности, появляющиеся в определённой культуре. Носителями и проводниками инновации становятся личности или группы – элиты, не принимающие устоявшихся форм и норм социальной и духовной жизни. Различают два процесса культурной инновации: внутренний (когда нововведения осуществляются внутри  этнической культуры)  и внешний, когда происходит воздействие в двух формах инновации – заимствование и стимулирование культурной трансформации. Культурные инновации внедряются в культуру этноса, проходя три этапа. Первый – этап отбора, в процессе которого лишь часть инноваций принимается данной культурой (и заимствование также проходит выборочно); второй – этап модификации – адаптации инновации к специфике культуры данного этноса; третий – этап интеграции, когда культурные инновации уже не воспринимаются как нечто новое и становятся традицией в культуре этноса.

     Творение культурных ценностей  всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзыв и признание людей. Всякая инновация в культуре проверяется историческим временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей и лишь принятая им, становится элементом его культуры.

     Итак, единство традиции и обновления  – универсальная характеристика  любой культуры. Но эти две  её стороны находятся в разном  соотношении, что даёт основание  для классификации обществ на  традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новацией и творчеством. Культурные образцы, созданные предками, лишь воспроизводятся их потомками в неизменном виде. Отступления от нормы, установленной в глубокой древности, как правило, не одобряются, осуждаются, жестко пресекаются.

     В современном цивилизованном  обществе обновление и новаторство  являются общепринятой ценностью. Всякая новация (научная, художественная, технологическая) имеет индивидуального автора и высоко оценивается обществом, особенно в научно-технической сфере. В литературе приводится такой факт: опытная наука за 300 лет своего существования в наиболее развитых странах Запада дала возможность повысить уровень жизни в 15-20 раз. Но эта безудержная гонка в потреблении материальных благ ведет к социальной дестабилизации, порождает кризисные явления.     Поэтому стабилизация и устойчивое развитие актуальны для современного общества.

     Ценности и установки, которые господствуют в семье,  в сфере обыденной жизни обладают статусом психологической привычки, социального стандарта и обусловливают   соответствующие модели поведения. В условиях высокой политической культуры населения и уважительного отношения власти к общественному мнению, они становятся важным фактором общественной стабильности, эффективной работы социокультурных институтов.

     Общество в современной России  пока трудно назвать стабильным  и главную причину его нестабильности культурологи (А.Я. Флиер) видят в отсутствии условий и культурных навыков для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и капитала. Это приводит к обесцениванию культурных норм, затрудняет устойчивое развитие страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"