Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

      Американские учёные обозначили некоторые сущностные характеристики культуры, значительно продвинув культурологическую мысль ХХ века. Важно отметить, что Крёбер (в отличие, например, от Г.Спенсера) характеризуя человеческое общество и культуру, подчёркивает независимость социокультурных феноменов от феноменов других, низших, «дочеловеческих» уровней и описывает зарождение социального как чрезвычайный (крайний) уровень развития. Однако сама необходимость возникновения этого уровня развития в ходе биологической эволюции Крёбером никак не мотивируется. Следовательно, его концепция не объясняет сущность культуры как целостного феномена.    

         Данную проблему решает Л.Э.  Уайт (1900-1975), рассматривая культуру  как средство достижения определённым  видом живых существ (Homo sapiens) цели вполне биологического характера - поддержания жизни данного вида (его выживания и воспроизводства как такового). При этом сама культура имеет внебиологическую природу (и транслируется также посредством небиологического механизма). В своей книге The Science of Culture (1949) Уайт отмечает: «С точки зрения зоологии культура – лишь средство поддержания жизни определённого биологического вида, Homo sapiens…» и подчёркивает, что возможность передавать культуру небиологическими средствами является одним из её наиболее существенных свойств». В этой и других работах американский культурантрополог заложил основания для общего целостно-системного понимания культуры.

         Представителем следующего поколения  культурологов был Гирц. В своих трудах (в т.ч. в книге  The Interpretation of Cultures, 1973) он видит в культуре важнейшее условие человеческого существования. Подчёркивая «тотальную зависимость» человека от процессов присвоения зафиксированного в культуре совокупного опыта его видового существования, Гирц утверждает, что именно идеи, ценности, действия и даже эмоции – продукты культуры, произведённые на основе тех возможностей и склонностей, с которыми мы родились.

       Американский антрополог Дж. Мёрдок (в кн. Culture and Society, 1965) раскрывает «универсальные характеристики культуры» как целостно-интегративного феномена.

        Таким  образом, с начала  второй половины ХХ века усилиями  американских культурантропологов стали формироваться основания целостно-интегративного феноменологического понимания культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Культурно-биологическая  специфика человека 

        Опираясь на  культурологическое  наследие, современный отечественный  философ Ю.В. Осокин даёт научное  определение культуры, в соответствии с которым раскрывает культурно-биологическую специфику человека, что позволит нам сделать первый шаг на пути познания сущности культуры.

        Культура (лат. – возделывание, обработка,  воспитание, образование, развитие, почитание) – сложная суперсистема внебиологической природы, содержащая совокупный опыт видового существования человека и обеспечивающая накопление, воспроизводство, развитие и использование этого опыта, что происходит параллельно с воспроизводством видовых признаков самого человека. Культура относится к классу квазиживых адаптивных систем. Данное определение ориентирует на понимание  культуры как на целостное, системное образование применительно и к обществу, и к человеку.

        Первым шагом на пути к такому  восприятию культуры может быть осмысление культурно-биологической специфики человека как вида, его принципиальное отличие от других видов биологических существ, живущих только в природе. В чём состоит культурно-биологичес4кая специфика Homo sapiens?

        Во-первых, Человек как представитель своего вида появляется на свет «естественным», биологическим образом, но фактически становится таковым внебиологическим путём – путём привития ему соответствующих культурных навыков посредством обучения и воспитания. Они необходимы младенцу для обретения «окультуренных» способов поддержания своего физиологического состояния (например, приёма пищи). Его нужно научить говорить, думать, чувствовать. Важно отметить, что носитель одного и того же генотипа (системной совокупности всех его генов, представляющих собой единицы наследственного материала) вида Homo sapiens могут являться представители самых разных культур, с существенными различиями в образе жизни и т.д. «Культурно», (т.е. внегенетически) формируется не только «видовой облик» человека  на уровне отдельного индивида, но и способ существования человека в обществе.

        Во-вторых, культурно-биологическую  специфику человека определяет  то, что его генотип обеспечивает  ему лишь возможность ориентации  во внешней среде (для обеспечения, прежде всего, собственного выживания), но не содержит самой программы («инструкции») этой ориентации. В отличие от иных видов живых организмов эволюционное формирование вида Homo sapiens (продолжавшегося по современным оценкам 1,5-2 млн. лет) привело к фактической ликвидации  жёсткой взаимосвязи  его генотипа с характеристиками определённой экологической ниши. Таковой для человека стал мир в целом.

        Третье принципиальное отличие  человека от других живых существ  (прежде всего высокоорганизованных), существующих только в мире природы. Оно заключается в том, что сама фиксация (а также модификация и трансформация) опыта существования Homo sapiens, реализуется внебиологическими средствами  через его «опредмечивание» в культурных объектах и реалиях (об опредмечивании и распредмечивании см. в следующем разделе данной темы). Присвоение этого опыта происходит также внебиологическими средствами - через формирование системы представлений (ощущений) об окружающем  мире, месте человека в нём. Эти представления (ощущения) корректируются в соответствии с реальными условиями жизнедеятельности людей и определяют адекватные способы, модели их поведения и деятельности в этом мире. В процессе внебиологической трансляции культурной информации  новые поколений людей обеспечиваются  адаптивно- ориентационным  опытом, необходимым для их выживания. Это значит, что культура в своей сущности социальна, поскольку элементы личного опыта поведения и деятельности оказываются отобранными и включёнными в совокупный культурный опыт (о механизме трансляции этого опыта см. в восьмом разделе данной темы).

        Четвёртое отличие Homo sapiens от других видов биологических существ заключается в том, что он для своего видового выживания использует сразу два принципиально разных инструмента ориентаций в мире – своё сознание и свои эмоции. Их работа осуществляется в сложных процессах взаимодействия коры полушарий головного мозга, в результате чего у человека вырабатываются  сразу два типа культурно-ориентационного опыта, получаемого посредством формирования либо рационально-логического системного анализа,   либо эмоционально-чувственного отношения к этой  реальности и её составляющим.

        Таким образом, названные выше  четыре «культурно-биологические  особенности человека позволяют утверждать (вслед за Гирцем),  что без  людей не было бы культуры, но (сейчас всем это надо знать) без культуры не было бы людей. Человек, благодаря культуре стал человеком, и сохранить свой человеческий облик он может, оставаясь в двух мирах: в мире природы и в мире культуры, сохраняя первый и гуманизируя второй.  
 
 
 
 
 

4.Культура  как мир человеческой деятельности  и её результатов 
 

    Что собой представляет человеческая  деятельность? Это определённый  тип отношений человека и мира, обусловленный исторически и социально. Данный тип отношений выражает ориентированность человека как на приспособление к условиям жизни, так и на изменение самих этих условий в соответствии с целями и стремлениями человека (возможно и приспособление к среде обитания через её изменение). Её формы и виды многообразны. В ней можно выделить разные уровни проявления: на одном полюсе - жёстко фиксированные поступки «по правилам», на другом - творческий взлёт, энтузиазм, преодоление общепринятых рамок. Рациональный расчёт и внерациональные интуитивные прозрения, всеобщность и привязанность к конкретно-историческим реалиям – всё это присутствует в человеческой деятельности.

     В ДТК выделяют два направления.  Первое характеризует культуру  как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, З.И. Файнбург, Э.С. Маркарян и др.). В этом отношении культура представляет собой способ человеческой деятельности, состоящий из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически. С её помощью осуществляется активность людей в обществе, её стимулирование и программирование. В этом качестве деятельность рассматривается в трёх аспектах. Во-первых, с точки зрения субъекта - того, кто действует. Во-вторых, с точки зрения объекта - тех, на кого или на что направлена человеческая деятельность. В-третьих,  способа деятельности того,  как осуществляется человеческая деятельность и как образуется её совокупный эффект, т.е. результат.

     Второе направление ДТК (Э.А.  Баллер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.) кладёт в основу анализа культуры личностное становление человека. Критерием развития индивидуальной культуры выступает то, в какой мере человек развит как личность.

     ДТК, на наш взгляд, может быть  представлена тремя сущностными характеристиками культуры: культура как мир человеческой деятельности и её результатов; субъект, объект, содержание и виды культурной деятельности; культура как «вторая» природа. В этом разделе рассмотрим первую характеристику.

     Прежде всего, надо подчеркнуть, что человеческая деятельность – это деятельность культурная, потому что она порождается не биологическими механизмами (хотя в её основе может быть природное субстратное начало). Эта деятельность направлена на создание того, чего нет в природе, что не может возникнуть по её собственным законам. Субъектом человеческой  деятельности является социальное существо, относящееся к тому или иному историческому типу личности.

     В каждом историческом типе  культуры в разных соотношениях  сочетаются две тенденции: рутинная деятельность, воспроизводящая достигнутый уровень культуры, и творческая, продуктивная деятельность, обуславливающая и сам факт бытия культуры, и культурный прогресс. Поэтому первой особенностью человеческой деятельности можно назвать творчество, которое представляет собой в данном случае социокультурный механизм переработки и создания новых смыслов.

     Однако культурное творчество  невозможно вне свободы. Поэтому  второй особенностью культурной деятельности следует назвать свободу. Если в живой природе все процессы подчинены слепой жесткой необходимости, то деятельность людей, хотя и испытывает на себе влияние природно-географического фактора, но является относительно свободной. Свобода культурной деятельности всегда имеет конкретно-исторические формы, в рамках их объективных возможностей.

     Человеческая деятельность –  это свободно ориентированный,  целенаправленный процесс. Он предполагает сознательную постановку целей, в том числе долгосрочных. Постановка долгосрочных целей присуща исключительно человеку, потому что они выходят за пределы биологических потребностей и не обусловлены только существующей в данный момент ситуацией (на которую рефлекторно реагируют животные).

     Человек, в отличие  от животных, сам создаёт и совершенствует средства деятельности, важнейшими из которых являются орудия труда. Средства человеческой деятельности обуславливают «двухфазное» поведение людей. Что оно означает? Первая фаза – подготовительная, когда ставится промежуточная цель – создание средств для достижения конечной цели; вторая фаза – использование созданных человеком, например, орудий труда для достижения конечной цели.

     Культурологи (А.С. Кармин, Е.С. Новикова, Е.А. Гусева) «двухфазную деятельность» вполне обоснованно считают основой человеческого бытия. Почему? Потому что в фундаменте социокультурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в её цели и наоборот: целей – в средства. Чем более эффективны средства деятельности, тем легче и быстрей достигается цель, но при этом могут меняться способы деятельности, а достижение многих целей становится невозможным без соответствующих средств.

     Отечественные культурологи выделяют  ещё одну особенность человеческой деятельности: она предметна по своей сути, т.е. направлена на создание предметов. Одни предметы культуры имеют природные основания, другие его лишены и поэтому обладают только духовной сущностью. В первом случае они представляют собой материальное образование, т.е. вещи. Но главная их составляющая – духовное содержание, состоящее из идей, замыслов, ценностей, а материальная основа органично связана с идеальной сущностью и предназначена для её выражения. Не имея материальной оболочки, духовное начало не может быть реализовано. Существуют разные способы материализации духа: физически-телесный, вещественно-технический, социально-организационный, знаково-информационный и др. Они позволяют ему сохраниться и «существовать» вне породившей его душевно-духовной жизни индивида. И лишь таким путём духовное творчество отдельного человека может выйти за его временные и пространственные пределы, стать достоянием культуры других людей, общества, живущего, как известно, в историческом времени, прибрести общечеловеческую значимость.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"