Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

    1.Социогуманитарное  знание и культурология в современном  вузовском образовании 
 

    В начале 21 века в России исключительное значение приобретает задача формирования современной личности, обладающей достаточным уровнем культуры, способностью к адекватному реагированию на разнообразные проявления социокультурной среды обитания и содействующей её гуманизации. Такую личность можно подготовить только в  условиях гуманитаризации образования, в том числе и высшего. В чём особенность современного гуманитарного знания? Специалисты отмечают, что оно всё больше взаимодействует с социальными  науками. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что происходит нарастание интенсивности взаимодействия социальной и культурной сфер в мировом сообществе и в нашем отечестве, предполагающее своевременное разрешение противоречий между социальными отношениями и их культурным содержанием. Механизм разрешения данных противоречий предполагает согласование процессов социализации (включением людей в систему норм и ценностей своего общества) и инкультурации (включённости людей в культуру). И те, и другие процессы протекают на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно – в годы обучения в вузе, где молодые люди овладевают профессиональными знаниями, требующими целенаправленного усвоения концентрированной интеллектуальной информации. Одновременно будущие специалисты входят в систему норм и ценностей своего общества и той его области, где им предстоит работать. Не секрет, что  студенческие годы – это «пик» эмоциональной жизни человека, когда он особенно остро испытывает потребности в дружбе, любви и взаимопонимании, в том, что не поддаётся рациональному анализу и относится к ментальности личности.  Эти аспекты также входят в содержание вузовского социогуманитарного знания о человеке и окружающем его социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества и т.п.

    Современное социогуманитарное знание сложилось  в целостный комплекс, включающий науку о культуре - культурологию, имеющую в своём предметном поле социальную и гуманитарную составляющие. Культурология (в комплексе социогуманитарного знания) играет важную роль в становлении современной личности, гармонизирует её социальное бытие. Культурологическое знание помогает осмыслению человеком собственной культуры, своего места в культуре общества. Это придаёт личности внутреннюю устойчивость, способность внутреннего выбора ценностных ориентиров, адекватного выстраивания межличностного взаимодействия.

      Что даёт культурологическое  знание обществу? Следуя духу прагматического времени, «культурологически» просвещённая часть общества начинает осознавать, что культура как накопленная, так и становящаяся помогает социуму выживать. Культурологи доказали, что именно культура программирует деятельность и на уровне общества, и на индивидуальном уровне, выстраивает траектории поведения людей. Эти траектории могут быть либо социально полезными, либо социально вредными. Если в прошлом нейтрализация негативных траекторий достигалась стихийно (но высокой ценой) по принципу гомеостаза (стремления к равновесию в ситуации разнонаправленных изменений), то в настоящее время цена социально вредного поведения многократно повышается, но появляется возможность позитивно влиять на социокультурную динамику. Накопленные социально-гуманитарные знания могут быть использованы для применения современных способов моделирования этой динамики. Проблема состоит в том, чтобы социально-гуманитарное и культурологическое знание было актуализировано на уровне социальном – в оформлении установки терпимости, готовности к компромиссам и на уровне профессиональной деятельности (любого характера) – в понимании её социокультурного контекста. В первом случае речь идёт о создании такой системы взаимодействия людей, народов, которая обеспечивала бы высокую степень терпимости, готовности к компромиссам – задаче, имеющей судьбоносное значение для всего человечества, ибо без её последовательного решения в обозримой перспективе ему не выжить. Здесь решающая роль принадлежит культуре, реализации её регулятивной функции, способности создавать эффективные механизмы ослабления агрессии, деструктивных, разрушительных тенденций, которым необходимо научиться овладевать. Задача культурологии состоит в том, чтобы подвести человека к восприятию основной ценности – пониманию как своей, так и иных культур. Культурологически образованный человек не делит культуры на свою и чужую – он знает, что есть своя и иные культуры, они в равной степени уникальны, чем их больше, тем устойчивей культурная система (а также и общество).

    Эта важная задача культурологии стоит  и перед каждым студентом, но он –  будущий специалист, который стремится  к овладению избранной профессией. Приступая к изучению культурологии, студент должен осознать социокультурный контекст своей предстоящей профессиональной деятельности. Что это значит? – понимание того, что во всех  явлениях культуры всегда воплощена какая-нибудь ценность, ради которой эти явления созданы. Следовательно, смысл деятельности (особенно профессиональной) понимается через отнесение к ценности. Это понимание содержится только в культурологическом знании и представляет собой императив самосохранения человечества в современном виде.

    Главная цель в изучении культурологии –  постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит вуз. Только в этом случае в настоящее время можно гарантировать общество, его структуры, отдельных граждан от неприемлемых для них решений. Культурный смысл профессиональной деятельности означает введение и утверждение её нового критерия – социальной цены принятого решения, которая должна прогнозироваться и служить критерием профессионализма.

    Всё изложенное выше о социогуманитарной (в т.ч. и культурологической) подготовке специалиста в полной мере относится и к сфере юридического образования, более того, данное направление в обучении и воспитании будущих юристов в настоящее время приобретает особую актуальность, что обусловливается рядом причин. Во-первых, во всем мире и в России на протяжении XX века правовые системы находились под мощным влиянием научно-технического прогресса, вследствие чего элитарный профессиональный статус юриста-универсала трансформировался в массовый профессиональный статус «узкого» юриста. Данный переход, как признают специалисты, сопровождается определённой деформацией юридической профессии, обусловленной технократической системой выработки и принятия решений. Технократическая структура требует от юриста совершенного знания норм процедуры, с которыми он непосредственно имеет дело. Чтобы отвечать повышенным требованиям, он вынужден ограничивать свою профессиональную деятельность рамками узкой практической сферы, стать профессионалом-технологом. Этому способствует и современная система юридического образования, сориентированная, прежде всего, на юридическую прагматику.

    Во-вторых, в настоящее время в России происходит коммерциализация правовой системы, следствием которой становится уменьшение гуманитарного настроя юридической профессии. Не выдержав «соблазнов» рыночного общества, юристы «увлеклись» излишним утилитаризмом и меркантилизмом. Данная тенденция, безусловно, должна учитываться вузовскими преподавателями-гуманитариями, призванными выработать иммунитет против отмеченных выше профессиональных деформаций. Каким образом? – Собственным профессионализмом и личностными качествами.

    В-третьих, учёные, авторитетные политики «кричат» об укоренившемся в среде чиновников и управленческих структур неуважении к праву, правам человека, к его законным интересам. В этой среде царит ненаказуемая безответственность и неподконтрольность. Ныне открыто говорят с высоких научных трибун о тотальной коррумпированности чиновничьей среды, в частности, правоохранительных органов. Эти проблемы – мощный аргумент в борьбе гуманитариев с явными и скрытыми сторонниками технократизма в вузовском юридическом образовании.

    В-четвёртых, ныне Россия и другие страны, отмечают учёные-юристы, переживают цивилизационный кризис, выход их которого предполагает возрастание роли права как нормативно-регулятивной системы с ярко выраженными интегративными функциями.

    Будущим юристам важно понимать, что в  России право должно сыграть ключевую роль в упорядочении общественных отношений  и приобрести более гуманный характер, чем ныне. Для этого требуется качественно новая правовая культура нашего общества: подлинно демократическая власть, необходимая разработанность законодательства и развитое правосознание основной части граждан. Современный юрист, владеющий профессионально-правовой культурой, должен быть убеждённым интегратором, способным «сшивать» живую ткань общественных отношений, предупреждать социальные и межличностные конфликты, а при необходимости – находить мирные пути их решения.

    И в настоящее время, и в обозримом  будущем потребуются знания гуманитарных основ юридической практики, правого регулирования, основательная  культурологическая подготовка юриста. Специалист в области права без широкого гуманитарного взгляда на современную социокультурную жизнь едва ли справится со сложными проблемами, которые взвалит на его плечи наше время. И что тогда? … Сломанные человеческие судьбы. Разве в этом призвание современного юриста? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема  определения сущности культуры 

     Известно, что наука пользуется не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. Чем отличаются теоретические понятия от житейских представлений?   Понятия указывают не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии «культура» должен содержаться «в зачатке» ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом.

     Научный поиск ответа на этот  вопрос ведётся с ХУ111 века. Во  второй половине Х1Х века предпринимаются попытки сформулировать научное понятие «культура». Первую попытку определения культуры сделал классик  эволюционной теории в истории культуры Э.Б. Тайлор (1832-1917) в 1871 г. в своём фундаментальном труде «Первобытная культура». А в ХХ веке число научных определений культуры стало стремительно увеличиваться и к настоящему времени достигло весьма значительной величины. Обратимся к результатам подсчётов учёных. В своё время (середина ХХ века) американские антропологи Крёбер Альфред Луис (1876-1960) и Клакхон Клайн (1905-1960) занялись подсчётом научных определений культуры и выяснили, что в период с 1871 по 1919 гг. в науке появилось 7 определений культуры. Но уже в период с 1920 по 1950 гг. их стало уже 157. В последующие годы процесс научного осмысления феномена культуры происходил ещё более интенсивно. По подсчётам отечественного исследователя Л.Е. Кертмана только в русскоязычной литературе в 1990-х гг. использовалось 400 определений культуры. В начале ХХ1 века культурологи насчитали в отечественной литературе более 500 определений культуры, а в мировой – более 2500.

     Почему происходит столь быстрое   нарастание числа  научных  определений культуры?  Во-первых, потому, что в XIX - ХХ вв. и в начале XXIв. нарастало понимание просвещённым обществом, особенно философами и учёными значимости культуры в жизни общества и человека и необходимости  её научного исследования. Во-вторых, научный подход, предполагающий восприятие феномена культуры в целостности и системности, показал его «беспрецедентную» многозначность, многомерность, противоречивость и нарастающую изменчивость. Поэтому каждое из многочисленных определений культуры отражает  состояние той культуры, в которой жил культуролог, а также -  определённый подход исследователя, обусловленный уровнем развития культурологического знания того времени, в котором творил учёный, и его научными интересами.

     А. Крёбер и К. Клакхон также  дали первое серьёзное обобщение  определений культуры в своей работе «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций» (книга, к сожалению, до сих пор не переведена на русский язык). В ней обозначены следующие основные типы культуры.

-описательные  определения, в которых перечисляется  всё то, что охватывает понятие  культуры;

-исторические  определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции;

-нормативные  определения, подчёркивающие роль  ценностей и норм;

-психологические  определения, делающие акцент  на процессы адаптации к среде,  научения;

-структурные  определения, акцентирующие внимание  на структуре культуры;

-генетические  определения, в которых культура  определяется с позиций её  происхождения.

     Американские антропологи, проанализировав  научные определения культуры, выявили её основные признаки:    

  1. Культура – это то, что отличает человека от животных, и то, что свойственно человеку и человеческому обществу; культура – явление общественное.
  2. Культура - это то, что не передается биологически, а предполагает передачу значимой для людей информации посредством обучения. Она является формой трансляции социального опыта.
  3. Культура передаётся при помощи знаков, символических форм и систем (языка, произведений искусства, орудий труда), связана с идеями.          Люди сознательно создают и воспринимают феномены культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"