Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  тенденции в европейском обществе и культуре XIX века: достижения и потери 

     В XIX веке европейская культура вступила в полосу зрелости. Её образцы приобретают классические формы, а культура в целом – ярко выраженный буржуазный характер. Складывается капиталистическая система хозяйствования. Быстрорастущее крупное  машинное  производство нуждалось в людях с новой системой ценностей. Это – инженеры, специалисты, рабочие, подготовка которых привела к глубоким изменениям в структуре культуры европейского общества.

     1. Наиболее интенсивно развивается  сфера образования, приобретающая  новые черты: рост числа учебных  заведения сделал их доступными  для населения, демократизировался  контингент студентов университетов  и технических вузов, увеличился общеобразовательный уровень масс, грамотность превратилась в культурную норму общества.

     2. Утверждение капиталистической  системы хозяйствования приводит  к интенсификации развития науки  и техники, их масштабного соединения, возникновения феномена научно-технического прогресса (НТП).

     3. НТП обусловил новую структуру  экономики, её ведущими отраслями  становятся топливно-сырьевая, металлургия,  станкостроение, а к концу Х1Х  века – электротехническая промышленность, её работники в целом уже  могли быть отнесены  к среднему классу.

     4. Порождённые НТП металлоконструкции  и новые материалы (цемент и  бетон) позволили развернуть широкое  городское строительство, Города  в Х1Х веке превращаются в  мегаполисы – центры экономической,  политической и культурной жизни.

     5. Другим следствием НТП было  возникновение фотографии, фонографа,  телеграфа, кинематографа, радиосвязи. Развивается полиграфическое дело. Всё это вместе с появлением  новых средств транспорта и  коммуникаций ускоряет динамику  социокультурной жизни.

     6. Создаются принципиально новые  – синтетические виды искусства  (художественная фотография, кино) соединившие  науку, технику и собственно  искусство. В ХХ веке кино  становится одним из видов  массовой культуры.

     7. Наука в XIX веке выступает как классическая система научных знаний. Если научные знания отвечали требованиям точности и проверяемости, то их признавали истинными.

     8. В общественном сознании под  воздействием философии и науки  складывается убеждение, что картина  мира уже установлена в общих чертах. С середины XIX века европеец считал, что мир материален и в нём нет ничего, что выходит за его рамки.

     9. Формирование новой картины  мира повлияло на динамику  художественных стилей: к середине  XIX столетия романтизм уступает место реализму. Художники-реалисты видели свою задачу в погружении в реальную материальную действительность, её исследовании, чтобы на основе его данный найти пути решения проблем общества и человека.

     10. Однако уже в середине XIX века появляются признаки надвигающегося кризиса новоевропейской культуры: появляются философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим настроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Бог вытесняется человеком-преобразователем окружающей действительности в собственных интересах. Ориентиром культуры становятся польза, достаток, комфорт. Безудержное стремление к капиталу, открывающему путь к комфортной жизни и власти в «безбожном» обществе ведёт к духовному и нравственному оскудению людей.

Периодизация, истоки, основные факторы развития средневековой европейской культуры 

   Европейское средневековье –  эпоха, расположенная между   греко-римской античностью и Возрождением  и подразделяется на три периода:

   - раннее средневековье (5-10 вв.);

   - зрелое средневековье (11-13вв.);

   - позднее средневековье (14-15 вв.).

     В это тысячелетие произошли  грандиозные события: сформировались  языки, народы и государства  Европы, сложилась самобытная христианская  культура.

     Что лежит в основе с/в европейской  культуры? -  античная греко-римская культура и культура варварских европейских племён, главной из которых учёные в последние годы считают культуру варварских племён.  Именно она в новую эпоху закономерно переходила в средневековую стадию развития, а ценности античного мира были чужды коренным жителям европейского континента.

     На процесс становления и развития  средневековой культуры заметное  влияние оказали следующие факторы:  культурный взаимообмен «варварских»  племен, их культурное взаимовлияние  с античной цивилизацией, христианизация и культурное воздействие мусульманского мира.

     С образованием на территории  Западной Европы национальных  государств, в них сформировались  три сословия, в рамках которых  формировались культуры: духовная, дворянская и народная.

     Средневековой культуре присущи следующие черты: теоцентризм, символизм и аллегоричность научного и художественного творчества, анонимность произведений искусства, иерархизм, дуализм. В основе своей культура была религиозной.

  

      

Полисная  демократия и расцвет греческой культуры 
 

     Древняя Греция представляет  собой сосуществование самостоятельных,  суверенных в политическом и  экономическом отношении городов-государств  – полисов. Они сложились в  VII веке до н.э. и в большинстве из них утвердилась демократическая форма управления.

     Демократический характер древнегреческих  полисов проявляется в трёх  моментах:

  1. равенство людей перед законом;
  2. свобода слова;
  3. демократия.
 

     В чём проявлялась связь между  демократическим характером полисов  и развитием культуры в древней  Греции?

     - полисная демократия давала  грекам дух свободы, что явилось  стимулом в развитии культуры;

     - развитая государственная жизнь  требовала личностей, овладевшей теоретической рефлексией;

     - публичная политическая жизнь  стимулировала развитие ораторского  искусства;

     - свободные и полноправные граждане  Древней Греции ценили свою  жизнь «в культуре и искусстве». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Религия и мифология в Древней Греции 
 

     Исключительное своеобразие древние  греки проявили в религии.

Чем это  обусловлено? – Главным принципом  жизни эллина был космологизм: космос – упорядоченный хаос. Он абсолютен  и определяет законы бытия. Поэтому бессмертные боги не  были всемогущими, они также подчинялись космосу. Это сближает богов и людей, боги в представлениях греков были антропоморфными, т.е. по внешнему виду не отличались от людей. Боги воспринимались греками как одна семья, «возглавляемая» Зевсом -  «отцом богов и людей». У него были жена (Гера), дети (Арес, Афина), братья и сёстры (Посейдон, Аид, Деметра, Гестия). Боги были прекрасны, но их красота считалась вполне достижимой и для людей. Посредниками между людьми и богами выступали герои, которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов. Греки поклонялись своим богам, но у эллинов не было религиозного фанатизма, они также не обожествляли своих правителей.

     Своеобразие греческой мифологии  проявляется в том, что она  была «заселена» не только богами, но героями, а также людьми, которые нередко являлись главными действующими лицами  в событиях. В мифологии практически отсутствует мистика, главное её достоинство проявляется в художественной образности, поэтичности, игровом начале. Поэтому греческая мифология ближе к искусству, чем к религии и может рассматриваться как его фундамент.

     Греческая мифология способствовала  прославлению человека, который  впервые в истории начинает  осознавать свои силы и возможности, что существенно повлияло на процесс становления личности европейца – преобразователя окружающего мира.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Средневековье как эпоха в истории мировой  культуры 
 

     Термин «средневековье» обозначает  период в истории человечества, следующий за историей древнего мира. Это – эпоха господства религиозного мировоззрения, прежде всего в рамках мировых религий: буддизма (шестой век до н.э.), христианства (первый век н.э.), ислама (седьмой век н.э.).  В эпоху средневековья  лучшие умы были озабочены поисками духовных основ земной жизни; здесь формируется новая модель мира и человека – теоцентрическая: в центре мироздания люди Запада и Востока  видели Бога. Именно эта типологическая черта позволяет говорить о мировом единстве культур западных и восточных стран в период средневековья. Однако не все восточные страны имели в своей истории ярко выраженный период средневековья.  Средневековый тип культуры сложился, например, в таких восточных странах, как Византия, арабо-мусульманские страны, Россия, Япония…   Однако в важнейших сферах жизнедеятельности многих народов Востока  особое значение имела традиция, которая обеспечивала эволюционную преемственность в их социокультурном развитии и не позволила жёстко разделить эпохи древности и средневековья.  Это относится к истории индо-буддийской и китайско-конфуцианской культур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философские и политические идеи эпохи Просвещения 

     Просвещение – это идейное  (и общественное) движение эпохи  перехода от феодализма к капитализму  в странах Европы, Северной Америки и России. Просвещение стало идеологической платформой буржуазных революций.

     Исторические рамки Просвещения  – 1689-1789 гг. (1689 г. – это год,  следующий за годом 1688, когда  совершилась революция в Англии, а в 1789 г. начинается Французская революция, воплотившая в своих лозунгах идеи Просвещения).

     Просветители опирались на теорию  «естественного права» (естественная  свобода, равенство людей, их  право на частную собственность).

     Цели и идеалы Просвещения:

- свобода,

- благосостояние и счастье всех людей,

- мир,  ненасилие, веротерпимость,

- вольнодумство,  критическое отношение к авторитетам  всякого рода, неприятие догм.

     Просвещения началось в Англии, было связано с именем Дж. Локка  (1632-1704), провозгласившего три неотчуждаемых права человека: на жизнь,  свободу и собственность. Но как мощное идейное течение Просвещение формируется во Франции с 40-х годов XVIII века. Оно было направлено против феодализма и абсолютизма и состояло из трёх различных по политической , философской и религиозной радикальности учений.

     Ш. Монтескьё, Ф. Вольтер тяготели  к постепенному реформированию  феодального общества в буржуазное  по образцу конституционно-монархической  Англии, придерживались идеи деизма.

     Дидро, Гельвеций и Гольбах  отрицали феодальную собственность и  отвергали деспотическую власть, отвергали философский идеализм и религию.

     Идеологом народных низов был  Жан Мель, Он выступал против  всякой частной собственности  и защищал коммунистический идеал.

     Особую позицию занимал Ж.Ж. Руссо, требовавший передачи власти от немногих всем, отстаивал эгалитаризм (равное распределение частной собственности среди граждан), утверждал идею народоправия, боролся за улучшение жизни народа.

     Ведущим просветителем Германии  был И.Ф. Гете, боровшегося за духовное и культурное объединение немецкого народа против феодальной отсталости. 
 
 
 
 
 

Законы  развития культуры 
 

     Культурология – это наука.  Она изучает законы возникновения,  функционирования и развития  культуры. Законы развития культуры – это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой (культурной) сфере общества. Речь в данном случае идёт о законах развития культуры общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"