Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

     Но, чтобы это произошло, необходимо  единство двух важнейших компонентов человеческой деятельности: опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – это овеществление, объективация идей в процессе культурной деятельности, когда субъективный мир человека переходит в реальное существование в виде слова, предмета, поступка. Культура и есть опредмеченная сущность человека, ценностей, идеалов и идей. Распредмечивание – процесс, противоположный опредмечиванию и направлен на постижение, освоение, раскрытие предметного мира культуры и перевод его во внутренний субъективный мир человека. Диалектика опредмечивания и распредмечивания помогает понять жизнь человека и общества в культуре.

     Создавая культуру как средство  выживания и спасения от природных опасностей и стихий, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную» среду обитания – «культурное поле». Человечество, в отличие от природных популяций, живёт в двух мирах: в мире природы и в мире культуры. Первый с течением времени всё больше вытесняется вторым, если под ним иметь в виду мир вещей, сделанных людьми. Этот процесс объективный, но до каких пределов он возможен?  Данный вопрос, несомненно, наведёт пытливого студента на серьёзные «экологические» размышления. Чем представлен мир культуры? -  «Сотворёнными» человеком предметами и явлениями, называемыми артефактами. В отличие от натурофактов (предметов природы), артефактами являются вещи, мысли, средства и способы действий, отношения, созданные человеком в соответствии с его собственными потребностями, т.е. всё то неприродное, что находится вне него и в нём самом.

     Итак, первой характеристикой культуры, раскрывающей её сущность, является определение культуры как мира человеческой деятельности и её результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Культура  как мир смыслов 

     Обратимся к первой сущностной характеристике в рамках информационно-семиотической  теории. Для её раскрытия необходимо выявить разницу между предметами культуры (артефактами) и объектами природы (натурофактами). Автор теории А.С. Кармин утверждает: если натурофакты обладают только объективной определённостью (объективными свойствами, т.е. свойствами, не зависящими от человека), то артефакты обладают двойственной определённостью. Это значит, что наряду с объективной определённостью, «унаследованной» от природы, они имеют и субъективную определённость, т.к. в них воплощён смысл, значение, чего нет и быть не может в натурофактах. В артефактах человек опредмечивает свои цели, желания, мечты. В них  «отражается» сам человек со своими человеческими потребностями. Смысл выражается, прежде всего, в предназначении предмета, созданного человеком, в его функциях. Например, функция бани, построенной мастером на своем садовом участке, - удовлетворять его бытовые потребности.

     Люди наделяют смыслом не только  вещи, но и слова, своё поведение,  отношения с другими людьми, всю свою жизнь. Таким образом, культура – это мир смыслов, которые вкладывает человек в свои действия и их результаты человек. Человек живёт в духовном мире смыслов. Как это понимать? Смыслы воплощаются в представлениях, понятиях и превращаются в самостоятельные объекты мышления, формирующие сферу духовной культуры. Мир смыслов (продуктов человеческой мысли) постоянно расширяется благодаря усилиям всего человечества. Обогащая его, люди развивают и самих себя.

     Как образуются смыслы? Люди в  соответствии со своими потребностями  осуществляют определённые виды  интеллектуальной деятельности: познают,  оценивают и регулируют происходящие вокруг них и в них самих явления и процессы. В ходе этой «работы» и возникают в головах людей смыслы, которые можно подразделить на виды в соответствии с видами интеллектуальной деятельности людей.

     К основным видам смыслов культурологи относят знания, ценности и регулятивы (нормы).

      Знание (т.е. когнитивный смысл)  – это усвоенная посредством  изучения информация о свойствах объекта (натурофакта, артефакта, человека, социальной группы). Главную роль в культуре играют достоверные (т.е. точные и подтверждаемые экспериментально) знания. Генератором их служит наука, а транслятором в культуру – образование.

     Ценность (т.е. аксиологический смысл) - это то, что устанавливается  с помощью оценки, характеристика отношения человека к объекту, свойство объекта удовлетворять человеческую потребность. Всё, что воспринимает человек в мире культуры, – ценности. Однако в каждой культуре есть также антиценности - то, что противостоит ценностям. Есть ли феномены в культуре, не фиксируемые в ценностном плане?   Об этом  читателю предлагается подумать.

     Регулятив (т.е. регулятивный смысл) - это правило (или требование), в соответствии с которым люди строят своё поведение, осуществляют свою деятельность. Регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения. Они указывают, какие способы решения задач и пути достижения целей допустимы и желательны, а какие – нет.

      Определённые нормы, которые регулируют  действия людей – это специфическая черта человеческого образа жизни, вырабатываемая и закрепляемая в культуре.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Культура  как мир знаков 

     Что такое знак? Это объект, выступающий  в качестве носителя информации о других объектах. Человек эффективно использует знаки – с их помощью он приобретает, фиксирует, хранит, перерабатывает, передает и применяет информацию на практике. Именно способность «разглядеть» в объекте знак (в отличие от его утилитарного использования) позволяет осознать его «духовно-культурную» функцию. Так, каменный топор в процессе его прямого применения имеет смысл с точки зрения его физических и механических свойств и эргономических характеристик, но, найденный археологом, он воспринимается как носитель социальной (культурной) информации об образе жизни, культуре его далёких «пользователей». Носитель знака есть чувственно воспринимаемый предмет, а тот смысл, культурная информация, которую он несёт – это продукт духовной деятельности людей. Артефакт выступает «материальной оболочкой» мыслей, чувств, желаний людей. Может ли натурофакт (т.е. предмет природы) быть знаком? Об этом также пусть подумает пытливый читатель.

     Роль знаков и знаковых систем  в культуре трудно переоценить.  Исследованием знаков и знаковых систем занимается специальная наука - семиотика. Что относится к знаковым системам?  Необычайно широкий круг объектов. Из них можно выделить разговорные языки, искусственные языки наук (например, математики, физики, химии), машинные языки, системы сигнализации, языки искусств, правила этикета, религиозные символы, ритуалы.

     Итак, знаки, знаковые системы, в мире которых мы живём,  - это тоже необходимая  сущностная характеристика феномена культуры, знание которой позволяет нам «продвинуться» в понимании его сути.

     Чтобы продукты духовной деятельности  сохранились в культуре, передавались и воспринимались новыми поколениями людей, они (артефакты) должны быть закодированы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    7.Культура  как особый информационный процесс 

     Культура – это надбиологическая, сверхприродная субстанция. В ряду  её отличий от природы можно выделить информационный аспект. В чём он проявляется? Если в природе информация кодируется в генах, то в культуре – в знаковых системах. Если в природе действует генетический механизм наследования, то в культуре человека и общества – специфически человеческий. Конечно, у людей, как и у животных, есть генетический код, который закрепляет и передаёт биологическую информацию новым поколениям. Но у человека существует ещё один код – культурный, посредством которого передаётся от человека к человеку и от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта, относящегося к культуре общества, без которой        отдельный человек существовать не может (как, впрочем и общество и «его» культура невозможны без человека, имеющего собственную культуру).

Особенность культурного (т.е. неприродного) информационного процесса состоит в том, что мысли, представления как бы отделяются от человека и приобретают  внеличностное (относительно самостоятельное) существование. Они становятся социальной информацией. Её носителем оказывается общество (а не отдельный индивид), и она уже является частью общественной культуры. Это позволяет говорить об историческом аспекте социально-информационного процесса, который действует в течение всей истории общества. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в жизни отдельного индивида, – историческое накопление социальной (культурной) информации и трансляция её будущим поколениям. Что включает в себя социально-информационный процесс?  Языки (знаковые системы), социальную память, хранящую духовные достижения человечества, программы человеческого поведения. Всё это требуется для адаптации  нового поколения людей к условиям своего социального бытия, далее происходит «приращение» культурного наследия новым социальным опытом и передача его следующим поколениям. Эта «цепочка» позволяет разным поколениям людей жить в историческом времени.

           
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика, черты и периодизация европейской культуры Нового времени 
 

     Европейская культура Нового времени  охватывает три столетия: XVII, XVIII, XIX века. В эту эпоху происходит формирование единой культуры Земли, представленной Западной культурой и культурой Востока.

     В Западной культуре определяющей  стала системно-логическая доминанта (СЛД), в Восточной – образно-интуитивная доминанта (она означает восприятие мира преимущественно посредством художественных образов и интуиции). В культуре западного человека  СЛД  проявляется в характере его мировоззрения, основанном на философско-научном системно-логическом восприятии мира. В структуре культуры Западного общества в качестве самостоятельной и быстроразвивающейся сферы культуры выступают философия и наука. Возникает феномен светской культуры с присущими ей чертами: интеллектуализацией, секуляризацией (обмирщением) и индивидуализмом. Специфика каждого периода в истории культуры Нового времени проявляется в нарастании степени и полноты выраженности СЛД. Этим и определяются названия каждого периода: XVII век – век Рационализма, XVIII век – эпоха Просвещения, XIX век – век Науки и техники, классической культуры Нового времени.

     Художественная культура Нового  времени, с одной стороны, отражает  СЛД посредством новой художественной  системы классицизма, с другой  – способствует целостному познанию европейцами мира, ощущению ими полноты (полнокровности) бытия. Эту функцию выполняет искусство барокко. Именно в нём образность и художественность приобретают концентрированное выражение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика и периодизация культуры Древнего Рима 

     Если древнегреческая культура  оценивается специалистами, как  правило, очень высоко, то древнеримская  – иначе. Известные философы  О. Шпенглер и А. Тойнби не  воспринимали культуру Др. Рима  в качестве самостоятельной и  самобытной и относили её к завершающему, кризисному этапу античности. Но большинство учёных признают римскую культуру самобытной и оригинальной, в которой отразились черты культур, покорённых римлянами народов. Античный характер древнеримская культура приобрела под влиянием культуры Древней Греции, но при этом сохранила свои особенности. В чём они проявились в древнеримском   искусстве?

     - в его идеологичности (в идее  могущества, непобедимости, превосходства  Рима; искусстве она выражается  в величественности, торжественности, помпезной красоте);

     - в его историчности (искусство  отражает, увековечивает значительные  исторические события Рима);

     - в его индивидуализации (неповторимость  образов в портретах, внутреннего  мира, характера изображенной личности);

     - в его утилитаризме, практицизме  (постройки целевого светского  назначения: акведуки, термы, мосты,  дороги…).

     В отличие от греков римляне  были весьма воинственными, символами  военных побед Рима выступали  триумфальные арки.

     Решающее воздействие на античную цивилизацию Рим оказал в сфере политической, государственной и общественной жизни, что в корне изменило самоощущение античного человека.

     В отличие от греческой культуры  римская культура являлась более  рациональной, заземлённой, направленной на практическую пользу и целесообразность.

     Периоды в истории культуры  Древнего Рима: 1 – доримский (II-I тыс.), 2 – эпоха царей (753-509 гг. до н.э.), 3 – период республики (509-27 гг. до н.э.), 4 – период империи (27 г. до н.э. – 476 г.).

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"