Экономический механизм менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование применяемых форм и методов менеджмента на предприятиях, выявление наиболее высокоэффективных тенденций в использовании экономического механизма менеджмента и разработка практических рекомендаций по их применению.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
– исследовать специфику менеджмента и возможности его использования на современном предприятии;
– рассмотреть сущность категории "экономический механизм" и определить его особенности, применительно к менеджменту;
– исследовать и обосновать методические аспекты экономического механизма менеджмента;
– провести анализ работы конкретной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение менеджмента в современных условиях………….…………5
1.1. Понятие менеджмента……………………………………………………...5
1.2. Функции менеджмента…………………………………………………...11
1.3. Методические аспекты экономического механизма менеджмента……18
Глава 2 Анализ экономического механизма менеджмента ОАО «Балтика - Челябинск»……………………………………………………………………….25
2.1. Анализ внутренней среды ОАО «Балтика - Челябинск»……………….25
2.2. Анализ внешней среды ОАО «Балтика-Челябинск»…………………….33
2.3. SWOT- анализ ОАО «Балтика-Челябинск»…………………………….38
Глава 3 Пути совершенствования экономических механизмов менеджмента ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………………………42
3.1. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности в ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………42
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий………45
Заключение………………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………………...51

Работа состоит из  1 файл

Экономический механизм менеджмента ОАО Балктика-Челябинск ЧГАУ.doc

— 518.00 Кб (Скачать документ)

В таблице 4 приведена динамика финансовых результатов деятельности компании.

Таблица 4

Динамика финансовых результатов деятельности компании

 Показатель

2009

2010

Абсолютный прирост

Темп роста

Выручка млн. руб.

91857

77733

-14124

84,62

Себестоимость млн. руб.

39971

33126

-6845

82,88

Валовый доход млн. руб.

51886

44607

-7279

85,97

Коммерческие расходы млн. руб.

8014

8488

474

105,91

Управленческие расходы млн. руб.

12250

12224

-26

99,79

Прибыль от продаж млн. руб.

31622

23895

-7727

75,56

Убыток от прочей деятельности млн. руб.

-2400

-2153

247

89,71

Прибыль до налогообложения млн. руб.

29222

21742

-7480

74,40

Чистая прибыль млн. руб.

23444

17558

-5886

74,89

Рентабельность продаж %

34,43

30,74

-3,69

89,29

Рентабельность основной деятельности %

79,11

72,13

-6,98

91,18

Рентабельность предприятия %

25,52

22,59

-2,93

88,50

 

За анализируемый период выручка от продаж снизилась на 14124 млн. руб. и в 2010 году составила 77733 млн. руб. темп снижения выручки – 15,38%. Себестоимость продаж в 2010 году составляет 33126 млн. руб., что на 6845 млн. руб. меньше прошлого года. Темп снижения себестоимости составил 17,12%. Коммерческие расходы выросли на 474 млн. руб. и составили в 2010 году 8488 млн. руб. Управленческие расходы снизились на 26 млн. руб. Прибыль от продаж снизилась на 7727 млн. руб., темп снижения составил 24,46%. Чистая прибыль снизилась на 5886 млн. руб. и в 2010 году составила 17558 млн. руб. Так де произошло и снижение показателей рентабельности.

 

2.2. Анализ внешней среды ОАО «Балтика-Челябинск»

 

Внешняя среда включает в себя все факторы, которые находятся за пределами предприятия и могут на него воздействовать. Внешняя среда предприятия пребывает в непрерывном движении и изменении: меняются вкусы потребителей, изменяется законодательная система, новые технологии способствуют совершенствованию процессов производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность предприятия адекватно реагировать и преодолевать эти изменения является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.

В таблице 5 приведен расчет значимости факторов внешней среды ОАО «Балтика-Челябинск». Значимость каждой группы факторов определяется в диапазоне от 0 до 5 баллов.

Таблица 5

Значимость группы факторов

Группа факторов внешней среды

Значимость факторов, α

Потребители

5

Поставщики

5

Конкуренты

5

Профсоюзы

4

Законы и государственные органы

3

Научно-технический прогресс

4

Состояние экономики

3

Социокультурные факторы

2

Политические факторы

3

Международное окружение

3

 

Таким образом для ОАО «Балтика-Челябинск» наиболее значимыми являются следующие факторы: потребители, поставщики. Самым менее значимым  фактором является международное окружение предприятия.

Далее проведем анализ факторов внешней среды с помощью интегрального коэффициента (силы воздействия) который определяется по формуле:

Qij=αi*Pij

Где Qij- сила воздействия

αi – значимость i-й группы факторов

Pij – оценка силы воздействия.

В таблице 4 проведен анализ факторов внешней среды

 

 

 

Таблица 6

Анализ факторов внешней среды

Группа факторов (i)

Значимость факторов, α

Фактор (ij)

Оценка фактора

Сила воздействия

-5

Pij

+5

Опас-ности

Возмож-ности

Потребители

5

1.1 Общественные потребности

Снизится

+4

Возрастет

 

+20

1.2. Доходы различных социальных групп

-2

-10

 

1.3. Динамика спроса и предложения

+3

 

+15

1.4. Жизненный цикл спроса

+3

0

+15

Поставщики

5

2.1.Цены и факторы производства

Возрастет

-3

Снизится

-15

 

2.2. Тарифы на энерго ресурсы

-3

-15

 

2.3. Ставка процентов по кредитам

-1

-5

 

2.4. Уровень предложения на рынке рабочей силы

-3

-15

 

Конкуренты

5

3.1. Интенсивность конкуренции

возрастет

-4

снизится

-20

 

3.2. Удовлетворительность конкурента своим настоящим положением

-3

-15

 

3.3. Уязвимость конкурента

+2

 

+10

3.4. Эффективные ответные меры со стороны конкурента

-4

-20

 

 

Профсоюзы

4

4.1Активность профсоюзов в защите прав трудящихся

 

-2

 

-8

 

Законы и государственные органы

3

5.1. Разделение полномочий федеральных и региональных органов власти

возрастет

-1

снизится

-3

 

5.2. Жесткость государственного регулирования экономики

-1

-3

 

5.3. Способ организации и действия предприятия

-1

-3

 

Научно-технический прогресс

4

6.1. Возможности новых технологических разработок

снизится

+5

возрастет

 

+20

6.2. Темпы обновления технологии

+5

 

+20

6.3. Состояние системы развития

+5

 

+20

6.4. Уровень технологии конкурента

возрастет

-5

снизится

-20

 

Состояние экономики

3

7.1. Темпы инфляции

возрастет

-1

снизится

-3

 

7.2. Бюджетный баланс

снизится

+3

возрастет

 

+9

7.3. Уровень занятости населения

+3

 

+9

7.4. Стабильность курса рубля

-3

-9

 

Социокультурные факторы

2

8.1 Условия жизни различных социальных групп

снизится

-1

возрастет

-2

 

8.2. Социальная напряженность в обществе

возрастет

-3

снизится

-6

 

8.3. Имидж организации в обществе

снизится

+4

возрастет

 

+8

8.4. Движение в защиту прав потребителей

возрастет

-2

снизится

-4

 

Политические факторы

3

9.1. Льготы и свободные экономические зоны

снизится

-1

возрастет

-3

 

9.2. Антимонопольная политика

ухудшится

-2

улучшится

-6

 

9.3. Таможенная политика

+1

 

+3

9.4. Инвестиционная политика

+4

 

+12

Международное окружение

3

10.1. Возможности, вызванные деятельностью международных и региональных организаций

ухудшится

+3

улучшится

 

+9

10.2. Изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков

-3

-9

 

10.3. Зарубежные стратегии защиты или расширения предприятий или отраслей

+3

 

+9

 

Итоговая оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия группы факторов представлена в таблице 5.

Воздействие i-й группы факторов Qij для возможностей и опасностей определяется по формулам соответственно:

 

+Qi=αiΣ(+Pij)

-Qi=αiΣ(-Pij)

 

Таблица 7

Внешние опасности и возможности

Группа факторов внешней среды

Опасности

Возможности

Потребители

-10

+50

Поставщики

-50

 

Конкуренты

-63

+10

Профсоюзы

-8

 

Законы и государственные органы

-9

 

Научно-технический прогресс

-20

+60

Состояние экономики

-12

+18

Социокультурные факторы

-12

+8

Политические факторы

-9

+15

Международное окружение

-9

+18

 

Таким образом, у ОАО «Балтика-Челябинск» имеются наибольшие возможности в следующих группах факторов: потребители и научно-технический прогресс. Наибольшие опасности представляют следующие группы факторов поставщики, конкуренты. В целом ОАО «Балтика-Челябинск» имеет больше опасностей чем возможностей.

 

2.3. SWOT- анализ ОАО «Балтика-Челябинск»

 

SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия. В общем виде, SWOT-анализ, как правило, служит для выявления сильных и слабых сторон фирмы. Но важной частью SWOT-анализа является не только оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, но также и выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.

Сила - это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). Слабость - это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются.

С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии. Если их недостаточно, менеджеры предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации[1].

Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на предприятие. Возможности и угрозы не только влияют на состояние предприятия, но и указывают, какие стратегические изменения надо предпринять. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз.

В SWOT- анализе учитываются следующие факторы (табл. 6).

Таблица 6

Факторы, учитываемые при проведении SWOT-анализа

Потенциальные внутренние сильные стороны

Потенциальные внутренние сильные стороны

Доступные финансовые источники

Умение вести конкурентную борьбу

Достаточная информация о потребителях

Рыночный лидер

Наличие четко сформулированной стратегии

Экономия на масштабах производства, ценовое преимущество

Использование уникальных технологий, современное оборудование

Эффективное управление

Проведение собственных научных разработок

Эффективный маркетинг

Недоступность финансов

Отсутствие опята конкурентной борьбы

Отсутствие анализа информации о потребителях

Слабый участник рынка

Отсутствие четко сформулированной стратегии

Высокая стоимость продукции в сравнении с ведущими конкурентами

Использование устаревших технологий и оборудования

Недостаточно гибкое управление

Отсутствие собственной базы научных разработок

Слабый маркетинг

Потенциальные внешние благоприятные возможности

Потенциальные внешние угрозы

Расширение рынка

Расширение диапазона возможных товаров

Слабые конкуренты

Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

Доступность ресурсов

Благоприятный сдвиг в курсах валют

Ослабление ограничивающего законодательства

Стабильность бизнеса

Ослабление роста рынка

Рост продаж заменяющих товаров, изменение потребностей покупателей

Усиление конкурентной борьбы

Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

Снижение доступности ресурсов

Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

Законодательное регулирование цены

Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

Информация о работе Экономический механизм менеджмента