Экономический механизм менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование применяемых форм и методов менеджмента на предприятиях, выявление наиболее высокоэффективных тенденций в использовании экономического механизма менеджмента и разработка практических рекомендаций по их применению.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
– исследовать специфику менеджмента и возможности его использования на современном предприятии;
– рассмотреть сущность категории "экономический механизм" и определить его особенности, применительно к менеджменту;
– исследовать и обосновать методические аспекты экономического механизма менеджмента;
– провести анализ работы конкретной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение менеджмента в современных условиях………….…………5
1.1. Понятие менеджмента……………………………………………………...5
1.2. Функции менеджмента…………………………………………………...11
1.3. Методические аспекты экономического механизма менеджмента……18
Глава 2 Анализ экономического механизма менеджмента ОАО «Балтика - Челябинск»……………………………………………………………………….25
2.1. Анализ внутренней среды ОАО «Балтика - Челябинск»……………….25
2.2. Анализ внешней среды ОАО «Балтика-Челябинск»…………………….33
2.3. SWOT- анализ ОАО «Балтика-Челябинск»…………………………….38
Глава 3 Пути совершенствования экономических механизмов менеджмента ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………………………42
3.1. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности в ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………42
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий………45
Заключение………………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………………...51

Работа состоит из  1 файл

Экономический механизм менеджмента ОАО Балктика-Челябинск ЧГАУ.doc

— 518.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Значение менеджмента в современных условиях………….…………5

1.1.           Понятие менеджмента……………………………………………………...5

1.2.           Функции менеджмента…………………………………………………...11

1.3.           Методические аспекты экономического механизма менеджмента……18

Глава 2 Анализ экономического механизма менеджмента ОАО «Балтика - Челябинск»……………………………………………………………………….25

2.1. Анализ внутренней среды ОАО «Балтика - Челябинск»……………….25

2.2. Анализ внешней среды ОАО «Балтика-Челябинск»…………………….33

2.3. SWOT- анализ ОАО «Балтика-Челябинск»…………………………….38

Глава 3 Пути совершенствования экономических механизмов менеджмента ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………………………42

3.1. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности в ОАО «Балтика-Челябинск»……………………………………42

3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий………45

Заключение………………………………………………………………………49

Список использованной литературы…………………………………………...51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В современных условиях одним их приоритетных направлений изменения управления Российской экономикой является выработка основных теоретических и методологических положений менеджмента в Российской практике (особенно на уровне предприятий, фирм и организаций).

Многие руководители современных предприятий, оказавшись в новых условиях хозяйствования, стали активно использовать элементы экономического механизма менеджмента в управлении, что позволило значительно повысить эффективность деятельности этих предприятий.

Изучение применяемых принципов, методов и средств менеджмента в управлении предприятиями отрасли, обобщение и анализ полученных данных, представляет значительный теоретический и практический интерес.

Проблемы менеджмента вообще, и его экономического механизма в частности рассматривались в работах таких экономистов, как В.Р. Веснин, О.С. Виханский, М. Вудкок, И.Н. Герчикова, М.В. Грачев, Ж. Иеннекенс, B.C. Кабаков, П.А. Кохно, И.Д. Ладанов, В.В. Лукашевич, М.Х. Мескон, А.И. Наумов, С. Паркинсон, Э. Старобинский, В.В. Травин, Д. Трейси, Е.М. Трененков, Ф.И. Шахмалов, В.М. Шепель, Л. Якокка и др.

Однако, проблемы эффективного использования экономического механизма менеджмента в управленческой практике не получили еще должного развития в экономической науке в целом и в полиграфии в частности.

Особенности системы управления современными российскими предприятиями тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятий в настоящее время являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков сбыта, удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается ответственность за обеспечение предприятий материалами и сырьем, за сбыт продукции, за уровень заработной платы.

Объект исследования ОАО «Балтика – Челябинск»

Предмет работы – методы экономического механизма менеджмента.

Целью работы является исследование применяемых форм и методов менеджмента на предприятиях, выявление наиболее высокоэффективных тенденций в использовании экономического механизма менеджмента и разработка практических рекомендаций по их применению.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

– исследовать специфику менеджмента и возможности его использования на современном предприятии;

– рассмотреть сущность категории "экономический механизм" и определить его особенности, применительно к менеджменту;

– исследовать и обосновать методические аспекты экономического механизма менеджмента;

– провести анализ работы конкретной организации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения экономической науки, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы научных конференций и совещаний, межотраслевые методические указания и инструктивные материалы, материалы периодической экономической печати, статистических справочников, данные первичного учета конкретных полиграфических предприятий.

Структура работы : введение, три главы, заключение , список литературы.

 

 

Глава 1. Значение менеджмента в современных условиях

 

1.1. Понятие менеджмента

 

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

В настоящее время нет однозначного определения понятия «менеджмент». Рассмотрим суждения некоторых авторов относительно данного понятия.

Ковалев А.Н. считает, что менеджмент – это процесс руководства, управления отдельным работником, группой людей, организацией в целом [14, С. 77].

Герчикова И.Н. пишет, что менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, при этом под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером [7, С. 133].

Горбашко Е.А полагает, что менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации [12, С. 91].

По мнению Самсонова Н.Ф., менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей [22, С. 159].

Павлова М.Н. под менеджментом понимает деятельность, направленная на достижение определённого конечного результата, посредством принятия управленческих решений [19, С. 53].

Крейнина М.Н. подразумевает под менеджментом особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу [15, С. 37].

Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели.

Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX века. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления». С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой.

Управление — это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видно, что существует три класса управления:

в неживой природе (технических системах);

в организмах (биологических системах);

в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Управление в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.

Социальное управление - процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности связано, прежде всего, с появлением и развитием разделения труда [12, С. 133].

Совместная работа многих людей в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда - кооперацию. При этом связь и единство общего процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив. Поэтому управление присуще всякому общественному труду. Причем чем больше масштабы, тем в большей степени возрастает роль управления.

Таким образом, управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, непредпринимательской корпорацией и предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Однако, в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании. Управление в этих организациях носит название менеджмента.

С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. Однако до периода развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Но в процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трестов, концернов. Это привело к расширению и дифференциации функций управления на отдельные виды управленческого труда. Появились сотни и тысячи людей, выполняющих управленческие функции. С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, в сферу которой вошли как материальное производство, так и духовная жизнь. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства [7, С. 102].

В качестве объекта управления выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.

В условиях развитой экономики возникает необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях. Каждая сфера или отрасль производства, являясь составной частью единого народного хозяйства, одновременно представляет собой самостоятельный комплекс, поэтому управление производством - это сознательная, планомерная деятельность по организации функционирования различных сфер, отраслей и предприятий общественного производства.

Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, их необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики, где производство подчиняется запросам и интересам потребителей.

Управление общественными процессами осуществляется через отношения людей. Отношения управления выражают собой связи людей по организации совместной деятельности и выступают как составная часть одной из форм производственных отношений. Однако если производственные отношения опосредуются движением сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, энергии, т.е. всего того, что является составной частью продукта, то управленческие отношения опосредуются на всех уровнях информацией и основаны на выработке и реализации управленческих решений - логико-мыслительных, эмоционально-психологических и организационно-правовых актов воздействия на управляемый объект. Посредством этих актов координируются совместные действия кооперированных тружеников и согласуются общественные и индивидуальные интересы. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями. В свою очередь, являясь составной частью производственных отношений, управленческие отношения воздействуют на развитие производительных сил [13, С. 47].

Управление в социальных системах отличается от управления в технических и биологических системах тем, что любой вид хозяйственной деятельности субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) осуществляется сознательно.

Различают следующие виды отношений: между управляющей и управляемой подсистемами; внутри управляющей подсистемы; между руководителями и подчиненными в каждом звене управления; между руководителями; между подчиненными. Различают также отраслевые, территориальные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые отношения. Взаимоотношения каждой системы с окружающей средой опосредуются внешними отношениями. Собственная природа и механизм функционирования данной системы раскрываются через внутренние отношения.

Информация о работе Экономический механизм менеджмента