Формирование новых бизнес-моделей в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования новых бизнес-моделей в сфере туризма.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- показать эволюцию развития сферы услуг в Российской Федерации;
- рассмотреть тенденции развития международного туризма в Российской Федерации;
- показать функционирование туристического бизнеса на примере города Сочи;
- изучить модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня;
- рассмотреть проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в сфере туризма на основе инновационных бизнес-моделей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….10
2.1. Тенденции развития международного туризма в Российской Федерации………10
2.2. Анализ функционирования туристического бизнеса города Сочи ………………16
2.3. Модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня…………………………..19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая для Лейлы.doc

— 800.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Данная модель показывает, что большинство рисков располагается в областях, где методами управления являются локализация и диссипация. При этом существует критическая зона, где методом управления рисков является уклонение. Данные позволяют констатировать, что наиболее высокая оценка риска у коммерческого (1 / 0,7) и социального (0,7 / 0,6) рисков (Таблица 2.3).

 

Таблица 2.3. Оценка рисков при принятии решения о выходе на новый рынок сбыта туристических услуг город Сочи

Возможные варианты рисковых ситуаций

Среднее значение (степень воздействия

/ срок проявления)

Отрицательное влияние 

на ожидаемую прибыль 

от реализации

туристического продукта

Метод управления

рисками

Коммерческий  риск

- неустойчивость спроса

 

- снижение цен конкурентами

 

0,1 / 0,3

 

 

0,9 / 0,4

Падение спроса с ростом цен на услуги либо со снижением  цен конкурентов;

снижение цен на туристические  услуги

 

Диссипация

 

Локализация

Социальный  риск

- конфликт с участниками  туристического бизнеса

 

 

0,7 / 0,6

 

Штрафы за нарушение  договоров, непредвиденные расходы

 

Локализация

Технический риск

- сбои в работе транспортных  организаций

 

0,2 / 0,5

 

Увеличение выплат

по штрафным санкциям

 

Диссипация

Итого / Решение

0,47 / 0,45

Х

Локализация


 

Общая оценка риска принимаемого решения о выходе на новый рынок сбыта составляет 0,47 / 0,45, что определяет его в предлагаемой шкале градаций риска по степени воздействия и сроку проявления как «высокий / среднесрочный». При данной модели определения метода управления рисками, следует, что пересечение координат 0,47 и 0,45 попадает в область управления риском с помощью метода локализации.

Внедрение предложенных мероприятий в практику управления организаций сферы туристских услуг  позволит им сформировать систему управления рисками в условиях динамично  развивающейся рыночной среды.

 

 

.

 

Глава 3. проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в сфере туризма на основе инновационных бизнес-моделей

 

Конкурентоспособность экономических систем в современных  условиях в значительной степени  зависит от их способности осваивать  и внедрять передовые технологии, технику, а также управленческие и другие инновации. Инновации в широком смысле предполагают процесс непрерывного экспериментального обучения, продуктом которого являются новые, использованные на практике, знания. Внедрение инноваций в практику приводит к появлению новых макрогенераций, представляющих собой кластеры принципиально новых комбинаций, обеспечивающих фазу очередного экономического подъема, величину и темпы прироста валового национального продукта в определенный период времени8.

Наибольший эффективностью обладают вложения в инновации, где  организация имеет возможность  получать монопольную сверхприбыль.  Иными словами, наиболее выгодны инвестиции в инновации, развивающие отличительные способности организации. В этой связи необходимо также учитывать, что туризм оказывает положительное влияние на экономику страны, к  значительным положительным эффектам от его реализации можно отнести то, что он:

- обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт;

- помогает увеличить занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики;

- способствует развитию инфраструктуры страны.

Решающее значение в  обеспечении конкурентоспособности, прибыльности и максимальной доходности любой фирмы играют инновации. В  этой связи в термин «инновация»  вкладываются два понятия. Инновация  – это: во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные  на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1. Укрупненная типовая сетевая модель программы государственной поддержки развития конкурентоспособного туристического бизнеса в России

 

В качестве одной из основных задач следует выделить разработку модели программы государственной  поддержки совершенствования конкурентоспособности туризма. В укрупненном виде решение проблемы создания конкурентоспособного туристического бизнеса может быть представлено 18 программными мероприятиями, которые в дальнейшем для построения рабочей модели разукрупняются. Путем информационной увязки мероприятий в курсовой работе представлена сетевая модель программы государственной поддержки повышения конкурентоспособности туристического бизнеса (Рисунок 3.1)9.

Анализ успешного опыта  зарубежных фирм показывает, что источником развития российских предприятий, реализации их промышленного, интеллектуального и инновационного потенциала может стать широкое освоение и внедрение новых бизнес-моделей. Бизнес модель состоит из разнообразных компонентов бизнеса, которые включают и предпринимательскую стратегию, и экономику, финансы, операции, маркетинг и т.п. Инновационная бизнес-модель – это способ соединения различных факторов бизнеса (капитал, труд, материальные ресурсы) в цепочку создания стоимости нового продукта и повышения стоимости самой компании. Бизнес-модель не просто фокусируется на создании ценности, она описывает механизм превращения созданной предприятием ценности в прибыль. В настоящее время зачастую предприятия фокусируют свои инновации не на создание технологий, продуктов или услуг, а на создание новых бизнес моделей. Бизнес модель, по существу, – это общая картина того, как инновационный подход в той или иной сфере будет создавать экономическую ценность для покупателя, для самой фирмы, для ее акционеров и партнеров. Она принимает во внимание инфраструктуру продвижения продукта и услуги на рынок, удобную для покупателя и эффективную, прибыльную для фирмы. стратегия смотрит дальше и фокусируется на создание устойчивого конкурентного преимущества.

Проблемным вопросом для малых и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов является слабость финансовой базы, который может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечения в нужные сроки.

Конкурентные преимущества туристской организации - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные для сферы бизнеса, которые позволяют ей побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества представляют собой высокую компетентность организации в индустрии туризма, которая дает ей наилучшие возможности преодолевать конкуренцию, привлекать потребителей и сохранять их приверженность к ее услугам и торговой марке. К осязаемым ресурсам (материальным активам) относятся материально-технические и финансовые активы организации, которые отражены в бухгалтерском балансе. Под неосязаемыми ресурсами (нематериальными активами) понимаются качественные характеристики организации, а именно10:

- не связанные с людьми неосязаемые ресурсы (торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж);

- неосязаемые человеческие ресурсы (квалификация персонала, опыт, компетенция, организационная культура, управленческая команда).

Кроме того, источником конкурентных преимуществ могут быть отдельные стратегические направления деятельности организации (маркетинг, сбыт, финансы и т.п.), в которых она преуспевает. Организация также будет занимать лидирующее положение по сравнению с конкурентами в случае монопольного положения на рынке. Поэтому в настоящее время многие крупные организации туристской индустрии стараются захватывать рынок путем глобализации и интеграции компаний.

Рисунок 3.2. Классификация организационно-управленческих инноваций в туристическом бизнесе

 

 

Несовершенство структуры  организационно-управленческих инноваций, требующее уточнения признаков  основания, не позволяет полностью  раскрыть явление организационно-управленческих инноваций, что отражается на эффективности управления в туристическом бизнесе. Для определения существенных организационно-управленческих инноваций, позволяющих повысить степень управляемости туристическим бизнесом в курсовой работе представлена система их классификации (Рисунок 3.2)11.

Предложенная классификация дает возможность определить структуру управления инновациями как явления и идентифицировать организационно-управленческие инновации на каждой стадии инновационного цикла с учетом специфики гостиничного бизнеса. В настоящий момент отсутствует однозначное определение понятий «инновация» и «организационно-управленческая инновация», что связано с различными подходами к исследованию инновации как продукта, как процесса и как результата.

Как отмечалось выше, непременным условием функционирования конкурентоспособного туристического бизнеса и реализации этого направления является создание сети предпринимательских структур, способных гибко реагировать на изменчивость внешних и внутренних факторов с учетом специфики регионального развития. Эта деятельность осуществляется в рамках выработанной стратегии и программы за счет различных источников финансирования - частных, государственных, иностранных, муниципальных, общественных организаций.

 

 

 

 

Заключение

 

Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Она вносит значительный вклад в формировании валового внутреннего продукта, в обеспечении занятости населения и активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на различные  ключевые отрасли экономики и является  одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений.

Поэтому, учитывая современное  положение дел в этой отрасли  в нашей стране, возникает объективная  необходимость в ее интенсивном  развитии. Для этого, прежде всего, следует  создать  эффективную систему управления  первичными звеньями туристического бизнеса. Очевидно, что решение данной проблемы невозможно без методик оценки качества оказываемых услуг, маркетинговых исследований, являющихся основным источником данных для стратегического управления и  развития туристической фирмы, повышения ее конкурентоспособности и эффективного  функционирования, совершенствования и развития туристических услуг.

Стабильное развитие туризма в мире и его перспективы  в будущем дают основание специалистами  называть его «индустрией будущего». Однако в нашей стране отдача потенциально огромного рынка туристических услуг весьма скромна – он используется всего лишь на 10-15% . Сегодня для современного состояния туристической отрасли в стране характерно резкое снижение объемов туристических услуг на внутреннем рынке и рост объемов услуг, связанных с зарубежными турами российских граждан и приездом в страну зарубежных туристов. Поэтому, по нашему мнению, особое внимание следует обратить на развитие внутреннего рынка и инфраструктуры туристической отрасли.

По данным Госкомстата  РФ количество поездок иностранных  граждан в РФ в 2008 году выросло на 3.1% и составило 24.6 млн человек. Вместе с тем, по данным Всемирной туристической организации (ВТО), ежегодно Россия теряет миллиарды рублей из-за неразвитости туристической отрасли.  Россия могла бы принимать в год 70-80 млн иностранных туристов, что позволило бы существенно увеличить ежегодную прибыль от данной отрасли.

В условиях рыночных преобразований коренным образом меняются принципы, организационные формы и методы хозяйствования, характер складывающихся экономических связей и взаимоотношений между участниками экономической деятельности, обусловленных многообразием форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

1. Постановление Госстандарта  от 08 августа 1995 N 426 «ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный  стандарт. Единая система конструкторской  документации. Общие требования  к текстовым документам»// ИУС  «Государственные стандарты». –  2001. - N 12 (Поправки).

2. Постановление Госстандарта  РФ от 04.09.2001 N 367-ст «Система стандартов  по информации, библиотечному и  издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской  работе. Структура и правила оформления. ГОСТ 7.32-2001»// М., ИПК Издательство  стандартов, 2001.

Информация о работе Формирование новых бизнес-моделей в сфере туризма