Формирование новых бизнес-моделей в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования новых бизнес-моделей в сфере туризма.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- показать эволюцию развития сферы услуг в Российской Федерации;
- рассмотреть тенденции развития международного туризма в Российской Федерации;
- показать функционирование туристического бизнеса на примере города Сочи;
- изучить модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня;
- рассмотреть проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в сфере туризма на основе инновационных бизнес-моделей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….10
2.1. Тенденции развития международного туризма в Российской Федерации………10
2.2. Анализ функционирования туристического бизнеса города Сочи ………………16
2.3. Модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня…………………………..19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая для Лейлы.doc

— 800.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ  В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….5

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ  УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….10

2.1. Тенденции развития международного туризма в Российской Федерации………10

2.2. Анализ функционирования туристического  бизнеса города Сочи ………………16

2.3. Модель развития сферы туристических  услуг города Сочи, ориентированного  на развитие территории как  курорта международного уровня…………………………..19

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ  ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ  БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ…………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление экономики  услуг в России – это неизбежный процесс, свойственный всем странам  мира, обусловленный развитием производительных сил, повышением эффективности материального  производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, удовлетворяемые производством вещей1. В настоящее время именно в сфере услуг идут активные инновационные процессы, благодаря которым предприниматели получают более высокие прибыли. Несмотря на существующие проблемы, развитие малого бизнеса в России имеет неплохие перспективы, так как рыночные отношения диктуют новые условия развития экономики, а государственная власть стремится создавать необходимые условия для развития предпринимательства.

Туризм является одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Туризм оказывает стимулирующее  воздействие на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Кроме того, развитие туризма обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности. Туризм играет также важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена практической потребностью народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по созданию и эффективному использованию организационно-экономического механизма управления качеством в сфере туристических услуг.

Цель курсовой работы - изучение теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования новых бизнес-моделей в сфере туризма.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

- показать эволюцию развития  сферы услуг в Российской Федерации;

- рассмотреть тенденции развития  международного туризма в Российской Федерации;

- показать функционирование туристического  бизнеса на примере города  Сочи;

- изучить модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня;

- рассмотреть проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в сфере туризма на основе инновационных бизнес-моделей.

Предметом курсовой работы являются методологические и методические проблемы формирования организационно-экономического механизма управления качеством услуг хозяйствующих субъектов сферы туризма.

Объектом курсовой работы выступает процесс управления качеством услуг хозяйствующих субъектов сферы туризма, а также сами субъекты хозяйствования, предоставляющие туристические услуги.

Методологической  основой курсовой работы, анализируемых в ней проблем, явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области управления качеством, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов сферы туризма.

 

Глава 1. Эволюция развития сферы услуг

в Российской Федерации

 

По статистике, в большинстве  экономически развитых стран малый  бизнес составляет более половины экономики  страны, российский бизнес пока только стремится к таким показателям. Правительство Российской Федерации  осуществляет различные меры поддержки начинающих предпринимателей принимает различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят начать собственное дело, разрабатываются специальные региональные программы, направленные на поддержку малого бизнеса. Рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. Поэтому рынку услуг присущи такие особенности как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла, преобладание малых и средних предприятий. Особенности процесса оказания услуг связаны с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальностью и нестандартностью оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, неопределенностью результата во многих случаях при оказании услуг. Критерием перехода к постиндустриальной стадии развития, начиная со второй половины XX века, специалисты часто называют формирование сервисной модели общества, которой соответствует доминирующая роль сферы услуг в национальном хозяйстве. Постиндустриальное общество можно определить как общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения сместился приоритет от преимущественного производства товаров к производству услуг, а доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания. Постиндустриальная экономика включает в себя более специализированные категории (Рисунок 1.1): экономика знаний, сервисная экономика, инновационная экономика и информационная экономика.

 

Рисунок 1.1. Специализированные категории постиндустриальной экономики

 

На смену индустриальному  обществу экстенсивного типа приходит постиндустриальное информационно-сервисное общество интенсивного типа развития. Превращение сферы услуг в преобладающий сектор региональной экономики по производству валового регионального продукта и численности занятых получило название сервисной концепции. Сегодня в развитых странах до 80% валового национального продукта создается в сфере услуг, где работает 4/5 всего активного населения. В России в сервисе занято почти 60% населения и создается 55% ВНП2. Основная особенность сервисной экономики состоит в том, что она предполагает оказание услуг, а, следовательно, непосредственный контакт между работником и потребителем. Коренным образом меняются условия производственной деятельности большинства сотрудников, требования к ним, а соответственно и методы организации труда и управления.

В Российской Федерации  эволюция сферы услуг происходила  медленными темпами. Это было обусловлено  тем, что сфере услуг отводилось второстепенное место по отношению  к материальному производству, что  проявлялось в остаточном принципе ее финансирования. Однако следует отметить, что в настоящее время сфера услуг формируется на иных принципах и положительные тенденции проявляются в реальном осознании значения различных услуг, их важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства. К настоящему времени в России сформировалась, в том числе в сфере услуг, структура собственности, свойственная странам с развитой рыночной экономикой. В услуговых видах деятельности ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, которые по своей природе более гибкие, они ближе к потребителям, могут более полно учитывать их запросы. По многим видам платных услуг сформирована конкурентная среда, благодаря чему у потребителей появился реальный выбор качественных услуг.

Переход в России к  регулируемым рыночным отношениям, поддержка  предпринимательства требуют ускоренного  создания сети малых предприятий, способных  активизировать структурную перестройку  экономики, предоставить широкую свободу  выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. К сожалению, начинающий предприниматель сталкивается с множеством проблем, которые связаны обилием бюрократических препятствий при развитии предприятия. Сфера услуг сталкивается с проблемами, характерными для большинства предпринимателей, которые работают в сфере малого бизнеса: отсутствие производственных площадей, которые могли быть использованы предприятиями сферы услуг; трудности в получении займов и кредитов по доступным процентным ставкам; сокращение количества квалифицированных кадров, особенно рабочих специальностей (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники); значительное число проверок контролирующими органами федерального и регионального значения; низкое качество оказываемых услуг, причинами чего являются: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата; сильное расслоение общества, которое не дает возможность гражданами со средним и низким достатком пользоваться большинством видов услуг; недостаточная информированность населения о предприятиях и видах оказываемых услуг.

Однако необходимо подчеркнуть  неоднозначность сложившейся ситуации в России и отметить, что в сфере услуг, наряду с отрицательными тенденциями, стали формироваться и положительные, такие как: повышение степени важности сферы услуг не только в сознании общества, но и в политике государства, что характеризуется увеличением числа субсидий, выданных на поддержку малого бизнеса; в сфере услуг ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, которые по своей природе являются более гибкими, то есть могут более полно учитывать запросы потребителей, которые стремятся к индивидуализации своих потребностей; формирование системы многономенклатурности предлагаемых услуг, то есть в современных условиях малые предприятия постоянно расширяют ассортимент собственных услуг, что нередко приводит к перепрофилированию бизнеса; по многим видам услуг сформирована конкурентная среда.

В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста  и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка. У российского рынка торговли в целом есть устойчивый потребитель, поэтому сохраняются возможности для развития. Ему свойственна быстрая оборачиваемость оборотных средств и возможна высокая рентабельность продукции. Можно выявить основные поведенческие аспекты предприятия сферы услуг с учетом изменчивости внешней среды (Рисунок 1.2).

Отправной точкой, формирования единой стратегии решения данного  круга проблем, являются три исходных предпосылки: рост наукоемкости услуг; увеличение инновационной активности в сфере услуг; преобладание в ней нетехнологических инноваций.

 

Рисунок 1.2 - Основные поведенческие аспекты предприятия сферы услуг с учетом изменчивости внешней среды

 

Современный этап развития сферы услуг характеризуется  процессами интеграции различных видов  услуг, что обусловлено рядом причин, в числе которых: повышение уровня жизни населения, изменения в структуре потребления, законодательные требования3. В сложившихся условиях взаимообусловленности отдельных видов услуг, производители услуг предлагают комплексное обслуживание потребителей, при этом одна и та же услуга в одном случае может выступать в качестве основной, а в другом – дополнительной. В связи с этим, возникает необходимость создания эффективной системы взаимодействия производителей услуг с целью повышения уровня их качества.

 

 

 

Глава 2. Функционирование туристических услуг в Российской Федерации

2.1. Тенденции  развития международного туризма  в Российской Федерации

 

В настоящее  время индустрия туризма является одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей экономики. Наличие относительно низких входных барьеров, оптимистичные прогнозы относительно увеличения турпотоков, а также возможность получения значительной прибыли за короткие сроки времени при минимальных финансовых вложениях, поддерживают привлекательность отрасли для инвесторов и предпринимателей (Рисунок 2.1)4.

 

Рисунок 2.1. Тенденции и прогноз развития международного туризма5

 

В Российской Федерации  рынок туристских услуг прошел сложные этапы становления, начиная с разрушения государственной монополии в индустрии в конце 80-х годов прошлого века, кризисной санации отрасли в 2008 году, посткризисный период 2009 года по настоящее время включительно. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время рынок находится в острой фазе конкурентной борьбы, и каждый игрок стремится отвоевать большую долю у конкурентов. Тем не менее, туристический рынок России развивается, при этом наиболее быстрые темпы демонстрирует выездной туризм. Так, совокупный выездной поток в 2008 г. вырос на 21%. По экспертным оценкам емкость российского рынка выездного туризма составляет $1-2,5 млрд. в год, что составляет 3% от общемирового. При этом оборот туристских поездок в 2008 г. по сравнению с 2000 г. увеличился более чем в 3 раза (Рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2. Оборот туристских поездок Российской Федерации, с учетом стран СНГ за 2000 - 2008 гг., млн. долл. США6

 

Существующая  ориентация отечественного туристского  рынка на выездной туризм подтверждается следующими фактами анализа развития отрасли:

- наделенность  большинства регионов страны  богатыми природными ресурсами и историко-культурными памятниками, безусловно, может способствовать бурному развитию как внутреннего, так и въездного туризма. Однако при относительной избыточности данных факторов их ценность, с точки зрения туротрасли, крайне невелика. В условиях неразвитости транспортных коммуникаций в большинстве регионов страны, а также труднодоступности многих регионов в связи с размерами территории, большинство природных ресурсов России имеет крайне низкую туристскую стоимость и, как следствие, возможность посещения большинства регионов связана со значительными финансовыми затратами, что не способствует массовости направлений;

- второй проблемой российской туристической отрасли является отсутствие развитой системы средств размещения. В отличие от других индустриально развитых стран, где наделенность природными факторами соседствует с постоянными инвестициями в туристскую инфраструктуру, прежде всего в гостиничные сети, включающие разнотипные и разноклассные средства размещения, в России в силу исторических причин основные направления денежных потоков направляются на развитие выездного туризма. После распада СССР и крушения монополии трех китов советского туризма «Интуриста», «Спутника» и «ЦСТЭ», а также с появлением возможности свободного выезда граждан за рубеж основной акцент в развитии туризма делался именно на выездном туризме. Это требовало незначительных вложений и позволяло получать значительные прибыли. Однако такой перекос в развитии туристской индустрии привел к тому, что развитие индустрии гостеприимства было фактически заморожено на десять лет и сейчас даже такие центры туризма страны как Москва, Санкт-Петербург и Сочи испытывают постоянный дефицит гостиничных мест среднего ценового уровня;

Информация о работе Формирование новых бизнес-моделей в сфере туризма