Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ развития туристического бизнеса  в Российской Федерации, оценка состояния туристического бизнеса на сегодняшний день и выявление перспектив развития туристического бизнеса в РФ.
     Задачи  исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем:
     - выявить этапы развития мирового туристического бизнеса;
     - определить перспективы развития туристического бизнеса в России;
     - показать тенденции инновационных процессов в туристическом бизнесе.
Введение
Туризм – это не только долгожданный отдых и новые впечатления, но и мощная индустрия развлечений. Туристический бизнес является очень доходным и очень многогранным бизнесом, важным сегментом мировой экономики. Его деятельность охватывает ряд отраслей производства и почти весь спектр сервисных услуг, существующих на мировом рынке в настоящее время. Туристический бизнес развивается на основе разносторонних интересов людей и охватывает различные временные срезы в истории человеческого общества от следов доисторических эпох развития земли и следов пребывания первобытнообщинного общества, до самых последних достижений современной науки и техники. Многие государства формируют основу национального бюджета за счёт доходов от туристической деятельности национального рынка туристических услуг [1].
Современный туристический бизнес предоставляет широчайшие возможности всем желающим отдыхать и путешествовать. Прошло всего несколько десятилетий с тех пор, как туристический бизнес начал по-настоящему объединяться и принимать удобные и взаимовыгодные формы международных отношений. И только в последнее десятилетие туризм стал по-настоящему доступным, по-настоящему межнациональным и межконтинентальным бизнесом, открыв эпоху глобализации туризма, концентрации туристических структур и доходов.
     На 
протяжении последнего двадцатилетия туризм 
На сегодняшний день во всем мире туристский 
бизнес является наиболее прибыльной и 
перспективной сферой вложения капитала. Ежегодный 
прирост доходов от туризма ожидается в 
размере 2,7 %. В результате, туризм становится 
бесспорным лидером среди экспортных 
групп мирового хозяйства. Экономически 
развитые страны мира небезосновательно 
придают развитию туристской отрасли огромное 
значение.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития бизнеса в сфере туризма. Предметом исследования выступают конкретные направления и перспективы развития туристического бизнеса.
Целью курсовой работы является исследование и анализ развития туристического бизнеса в Российской Федерации, оценка состояния туристического бизнеса на сегодняшний день и выявление перспектив развития туристического бизнеса в РФ.
     Задачи 
исследования определены поставленной 
целью и заключаются в 
- выявить этапы развития мирового туристического бизнеса;
- определить перспективы развития туристического бизнеса в России;
- показать тенденции инновационных процессов в туристическом бизнесе.
     Для 
решения задач исследования автором 
изучены разнообразные 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Этапы развития туристического бизнеса
Становление и развитие капиталистических отношений в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для развития туристического бизнеса. Одной из первых стран, где победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристические организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем за ее пределами.
Начало современного организованного туризма датируется 1841 годом [5]. До наших дней дошло описание первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Томасом Куком. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появления массового транспортного средства – железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности.
В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.
Активное развитие туристического бизнеса внутри страны побудило Т. Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 году, так как в Париже начала работу Всемирная выставка. С 1865 года Кук начинает организовывать путешествия в другие европейские государства.
Во второй половине XIX века в Европе туристическим бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания «Томас Кук и сын» далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К новациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), введение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей «чеков Кука» путешественникам.
     В 
50-70-х годах XIX века англичане составляли 
большую часть иностранных 
Большую роль в развитии туризма в Европе в этот период сыграло увеличение протяженности железных дорог. С 1838 года было начато пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном. Тогда колесно-винтовой пароход «Грейт вестерн» совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров.
     С 
середины 60-х годов начинает развиваться 
туризм между Англией и США. Здесь 
заслуга также принадлежит Т. Куку, который 
в 1865 году организовал турпоездки из Америки 
в Англию и из Англии в Америку. 
С 1867 года начинаются морские туристские 
путешествия. В 1882 году состоялось первое 
кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь 
заключением договоров с железнодорожными 
и пароходными компаниями, владельцами 
гостиниц и ресторанов, общество внимательно 
изучало спрос, составляло маршруты поездок 
и программы пребывания. 
Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. 
Вслед за фирмой Т. Кука в Англии возникают 
туристские организации Треймза и сэра 
Генри Ланна, образуются Велосипедный 
туристский клуб, Политехническая туристская 
организация, Кооперативная ассоциация 
отдыха и т.д. Несколько позже туристические 
фирмы и агентства появляются во Франции, 
Италии, Швейцарии и других странах европейского 
континента. В 1885 году в Петербурге начинает 
свою деятельность первая туристская 
компания Л.Липсона.
     О 
развитии туризма в России в то 
время следует сказать 
1890-1917 гг. – период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристического бизнеса – гостиницы, кафе, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек [5].
Начало XX века связано с возникновением и развитием нового вида транспорта – автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Количество автобусов также росло. Они постоянно совершенствовались. Тем не менее, до первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.
Морской транспорт также совершенствовался. Увеличивалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 году – «Титаник», которые пересекали океан практически за неделю.
Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии туристских связей. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.
Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.
     К 
концу 30-х годов различные 
Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров. Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны туризм начал возрождаться.
     80-м 
годам предшествовал период 
В России в период с 1999-2001 годы произошли важные политические и экономические перемены. В 90-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от туристического обмена. В социальном аспекте для 90-х годов характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими, при этом изменилась структура туристского спроса. В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура стала ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.
     Вывод 
по I главе. Анализ этапов развития бизнеса 
в области туризма показывает, что процесс 
развития непосредственно связан с технологическими 
процессами. Туризм стал развиваться после 
появления железной дороги в Англии, затем 
появились пароходы, которые стимулировали 
практику морских путешествий. Развитие 
автомобильной промышленности способствовало 
перемещению людей на автомобилях с познавательными 
целями. Затем появились самолеты, сначала 
небольшие, а затем вмещающие несколько 
сот пассажиров. Предприимчивые люди стали 
организовывать специальные рейсы для 
перевозки только туристов — чартерные 
рейсы. Сейчас человечество стоит на пороге 
организации космических туристских экспедиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Перспективы развития туристического бизнеса в России
Сегодня все составляющие политического и экономического развития нашего государства, уровень национального самосознания, а также уровень развития и концентрации национального капитала в России позволяет приступить к форсированному развитию национального туристического бизнеса и формированию российского рынка туристических услуг.
     Российский 
рынок туристических услуг 
Возможности российского туристического рынка уникальны. По предварительной оценке, российский рынок туристических услуг в течение десяти лет интенсивного, целенаправленного и продуманного развития может выйти на годовые обороты до ста миллиардов долларов. Российские регионы располагают в настоящее время самыми перспективными возможностями для организации самого современного в Европе рынка туристических услуг, поскольку за пределами Золотого кольца простираются девственные просторы необъятных территорий с несметными богатствами национальной флоры и фауны, великим множеством климатических и часовых поясов, и стремлением местного населения к развитию собственного бизнеса.
Совершенно уникальные инвестиционные возможности открываются перед туристическим бизнесом третьего тысячелетия в российских регионах. Дешёвая земля, дешёвая рабочая сила, дешёвые строительные материалы и очень высокий, и из года в год растущий спрос на новые впечатления и высокого уровня сервис. Это, действительно, золотая пора для инвесторов, заинтересованных в сверхвысоких доходах.